Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТАФИЗИКА 1 страница






МЕТАФИЗИКА — категория философии, имеющая два основных значения: 1) всеобщее, синтетически-априорное знание (философия в этом смысле есть сино­ним рациональной или теоретической метафизики); 2) философия, абстрагирующаяся при создании тео­ретических моделей мировоззрения от идеи развития как всеобщего, необходимого и первичного свойства всех явлений и процессов (как материальных, так и ду­ховных). Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель, а после него в этом значении он употреблялся также и в марксистско-ленинской фи­лософии, а также других философских течениях (неоге­гельянство и др.). Бинарной оппозицией категории «ме­тафизика» в ее первом значении является категория «апостериорное знание» или «конкретно-научное зна­ние». Бинарной оппозицией категории «метафизика» во втором ее значении является термин «диалектика» как всеобщая теория развития, которую Гегель и марксис­ты рассматривали как единственную истинную фило­софию и всеобщий метод мышления (правда, каждый в своей интерпретации). (См. априорное знание, филосо­фия, синтетическое знание, натурфилософия).

МЕТАФИЛОСОФИЯ НАУКИ - область философии, предметом которой является анализ различных логичес­ки возможных и исторически реализованных типов фи­лософии науки (классическая философия науки, неклас­сическая философия науки, постмодернистская фило­софия науки), их когнитивно-ценностной структуры, интерпретативных возможностей и социокультурных оснований, связи с реальной историей науки и ее само­сознанием. Метафилософия науки является с одной стороны рефлексивным уровнем знания самой науки, а с другой — результатом применения когнитивных ре­сурсов той или иной общей философской системы. По­этому ее основными методами являются рефлексия, кон­струирование и трансцендентальный (философский) анализ. (См. философия науки, метатеоретическое зна­ние, рефлексия).

МЕТАФОРА — перенесение свойств одного пред-„. мета на другой по принципу их сходства в каком-либо lull отношении или контрасту. Например, «электрический

ток», «аромат элементарных частиц», «город Солнца», «Царство Божие» и т. д. Метафора представляет со­бой скрытое сравнение весьма удаленных, на первый взгляд, предметов, свойств и отношений, в котором слова «как будто», «словно» и т. п. опущены, но под­разумеваются. Эвристическая сила метафоры в сме­лом объединении того, что до этого считалось разно­качественным и несовместимым (например, «световая волна», «давление света», «земной рай» и т. д.). Это позволяет разрушить привычные когнитивные стерео­типы и создать новые мысленные конструкции на основе уже известных элементов («мыслящая маши­на», «общественный организм» и т. д.), что ведет к новому видению мира, изменяет «горизонт сознания». (См. сравнение, научное творчество, синтез).

МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ— способ реконструкции развития объекта, разработанный в диалектической философии и впервые достаточно широко и глубоко использован­ный Гегелем в теории развития мышления и других разделах философии (феноменология духа, философия природы, философия общества и др.). Его сущность зак­лючается: 1) в признании главным источником и причи­ной развития любой системы ее внутренних противоре­чий; 2) в выделении среди множества всех противоре­чий системы главного (основного) ее противоречия («клеточки»); 3) в полагании неразвитой, простейшей по содержанию и благодаря этому всеобщей, формы основ­ного противоречия в качестве исходного пункта всего последующего процесса рациональной реконструкции развития изучаемой системы; 4) в использовании в ка­честве внугреннсго механизма последовательной раз­вертки из исходного (абстрактного) противоречия всех остальных противоречий системы (называемых Гегелем конкретными противоречиями) диалектического (про­тиворечивого в своей сущности) ритма «тезис — анти­тезис — синтез», повторяющегося после достижения оп­ределенного синтеза противоположностей каждый раз с новой силой, но на более «высоком уровне». В исто­рии конкретных наук наиболее мощной попыткой при­менения данного метода явилась реконструкция К. Мар­ксом в «Капитале» развития экономической системы ка- lul

питализма из исходного противоречия между «меновой и потребительной стоимостью», заключенного в любом товаре. Механизмом же обращения и расширенного воспроизводства исходного противоречия капитализ­ма К. Маркс считал ритм «товар — деньги — товар». Все остальные попытки применения метода восхождения от абстрактного к конкретному к реконструкции развива­ющихся систем, в том числе и систем конкретно — на­учного знания, были менее последовательными и менее удачными. Гораздо более широко используемым в на­уках и плодотворным при реконструкции развития изу­чаемых систем является гибкое сочетание историческо­го и логического подходов при моделировании динами­ки объекта. Метод восхождения от абстрактного к конкретному относится только к задаче реконструкции развивающихся объектов и его нельзя отождествлять с методом движения знания от простого к сложному. Последний метод является более общим по сравнению с методом восхождения от абстрактного к конкретному. (См. метафизика, марксистская философия, синтез).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР - множество внутренне взаимосвязанных между собой методов научного познания, образующих некоторую целост­ную систему средств, наиболее адекватно приспособ­ленную к когнитивному обслуживанию некоторого специфического типа содержания (реальности). Так для описания эмпирической реальности используется методологический кластер, состоящий из методов си­стематического наблюдения, эксперимента, индукции, моделирования. Совсем другой методологический кла­стер используется на теоретическом уровне познания: идеализация, конструирование, дедукция, математи­ческое моделирование, формализация. Внутри конк­ретного кластера один метод релевантен другому и органически дополняет его для решения общей зада­чи. Существует различие методологических кластеров для разных типов паук (логико-математические, есте­ственнонаучные, социально-гуманитарные, инженер-но-технико-технологические), для отдельных наук (физика, история, юриспруденция, почвоведение и т. д.) и даже для таких крупных единиц научного знания как lot исторические типы науки (античная, средневековая,

неклассическая, постнеклассическая). Так для классичес­кой науки методологическим кластером выступали мето­ды получения чистого объективного, абсолютно истин­ного, однозначного, доказательного знания. Методологи­ческий же кластер неклассической науки существенно иной: методы достижения общезначимого, относительно-истинного, вероятного знания, методологический плюра­лизм, системность, комплементарность, партикулярность теорий и др. (См. методология науки, исторические фор­мы науки).

МЕТОДОЛОГИЯ — раздел философии, общая теория предметно-практической и познавательной деятельнос­ти человека, их специфики и взаимосвязи. В отечествен­ной философии существенный вклад в разработку общей теории человеческой деятельности внесли школы Л.Н. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.П. Щедровицкого, Э.В. Ильенкова, Г. Батищева и др. Предметом методоло­гии как части общей теории познания является исследо­вание универсальных (присущих всем видам познаватель­ной деятельности: обыденному познанию, научному, ху­дожественному, чувственному, рациональному и др.) процедур, методов получения, обоснования и примене­ния знания. К числу универсальных форм и средств по­знания относятся ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, наблюдения, абстра­гирование, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция, интерпретация, продуктивное воображение, анализ, син­тез, чувственная и интеллектуальная интуиция и др. В ис­тории философии неоднократно принимались попытки обосновать некоторые из указанных средств в качестве универсального и единственного метода получения истин­ного знания (дедукция у Декарта и Лейбница, индукция у Бэкона и Ньютона, априорный синтез у Каша, интуи­ция и Бергсона и т. д.) или сконструировать новые (метод восхождения от абстрактного к конкретному и диалекти­ческий метод у Гегеля и марксистов и т. д.). Однако все подобного рода попытки не увенчались успехом. Реаль­ное познание; является слишком сложной, многоуровне­вой и многоаспектной системой, чтобы уложиться в про­крустово ложе какого бы то ни было единственного универсального метода. (См. научная деятельность, де­ятельность, метод).

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, сред­ствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исхо­дит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, использу­ются классификации по двум основаниям: степени об­щности метода (общенаучные и частно-научные ме­тоды) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и мстатеоретическое методы). К числу общенаучных методов относятся научное наблюдение, эксперимент, научное описание, обобщение, клас­сификация, объяснение, предсказание, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструиро­вание, доказательство, интерпретация и др. Частно-на­учные методы делятся в свою очередь по двум основа­ниям: принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математическое, естественно-научные, соци­ально-гуманитарные, технико-технологические) и при­надлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т. д.). Классификация методов на­уки по характеру получаемого продукта (знания) де­лит их на три основных класса: 1) методы эмпиричес­кого познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделиро­вание, экстраполяция и др.); 2) методы теоретическо­го познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организа­ция знания, доказательство, интерпретация и др.); 3) методы мстатеоретического познания (анализ осно­ваний научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных тео­рий и др.). Одним из общих различений научных ме­тодов является отнесение одних к контексту научного откр?, ггия (наблюдение, эксперимент, обобщение, ин­туиция и др.), а других — к контексту научного обо­снования (доказательство, подтверждение, фальсифи­кация, уточнение, определение области применимо-10д сти и др.). (См. методология, философия науки, метод).

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ — способы преодоления привычных когнитивных стереотипов ученых, шаблонного мышле­ния, активизации воображения, фантазии, латентного опыта субъекта познания, раскрепощение индивида, формирование веры в самого себя и свои возможнос­ти как личности, чувства неограниченной свободы и ощущения собственной силы. На сегодняшний день существует в общей сложности более тридцати таких методов и методик (мозговой штурм, синектика, транс-цедентальная медитация, групповая динамика, рабочие листы и др.). Современная психология науки настаива­ет на том, что «рабочий язык» творческого мышления — зрительные образы, метафоры, аналогии, а отнюдь не понятия и законы логики. Последние лишь закрепляют и организуют когнитивные инновации в безличностные системы, стирая с них следы индивидуального творче­ства. Творческое научное мышление регулируется не логическими правилами, а психологическими метода­ми и закономерностями. (См. научное творчество, пси­хология науки).

МЕХАНИЦИЗМ— философская концепция науки, согласно которой: а) фундаментальные законы приро­ды суть однозначные причинно-следственные зависи­мости; б) фундаментальные законы природы описы­ваются в механике как части физики; в) законы всех областей естествознания (физики, химии, биологии, наук о человеке) в принципе сводимы к сложной комбинации законов механики; г) механика является парадигмой, образцом построения научных теорий для всех остальных областей естествознания^) меха­ника — необходимая основа, фундамент научной и философской картин мира. Имела широкое распро­странение среди ученых классического и некласси-ческого естествознания. В настоящее время в ходе по­строения постнсклассичсскои науки и утверждения в научном сообществе все большей приверженности идеалам последней, гносеологический авторитет ме­ханицизма резко снизился. (См. парадигма, историчес­кая форма науки). < пс

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — совокупность общих взгля­дов на мир (внешнее бытие) и на отношение человека к нему. Главной составляющей мировоззрения явля­ется именно отношение человека к миру (природе, об­ществу, другим людям, к самому себе). В процессе своего исторического развития человечество вырабо­тало (сконструировало) различные формы мировоз­зрения: обыденное познание, мифологию, религию, философию, искусство, науку и др. Только обыденное мировоззрение является стихийным и не профессио­нальным. Все остальные формы мировоззрения явля­ются рефлексивными и профессионально специали­зированными: имеют свой язык, свои средства и ме­тоды репрезентации и решения мировоззренческих проблем, свои профессиональные сообщества. Каж­дая из форм мировоззрения имеет свои плюсы и ми­нусы, связанные с ее выразительными, когнитивны­ми и коммуникативными возможностями. Главная проблема мировоззрения: отношение «человек — мир» имплицитно содержит в себе множество различ­ных, более конкретных отношений: 1) онтологическое (что первично: мир или человек, бытие или сознание, я или не-я); 2) гносеологическое (познаваем ли в прин­ципе человеком мир); 3) праксеологическое (как чело­век должен практически действовать в этом мире); 4) эстетическое; 5) этическое; 6) прагматическое; 7) эк­зистенциальное и др. Каждое из этих отношений ре­гулируется определенными полярными ценностями, положительными и отрицательными (онтологическое: материя-сознание; гносеологическое: истина-ложь; праксеологическое: деяние —недеяние; эстетическое: красота-безобразие; этическое: долг-вседозволен­ность; прагматическое: польза-вред; экзистенциональ-ное: бытие-небытие и т. д. Таким образом, в целом проблема мировоззрения имеет не предметно-атрибу­тивный, а ценностный характер, а то или иное ее ре­шение задает определенные нормы и интерпретации человеческого поведения. Таким образом, основная задача мировоззрения — дать ответ не столько на воп­рос, каков мир, сколько на вопрос, как правильно жить в этом мире. Наиболее теоретически проработанной.__ формой мировоззрения является философия. Однако, lub она имеет принципиально плюралистический харак-

тер, оставляя человека всегда перед ответственным выбором, предпочтением тем или иным философским теориям и концепциям. (См. философия, онтология, гносеология, аксиология, человек).

МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА - множество логичес­ких систем, в которых область истинностных значений высказываний состоит из более чем двух значений. В этом отношении многозначная логика выступает как обобщение классической двузначной логики, которая ограничила область истинностных значений только дву­мя значениями (истина и ложь). Первые системы мно­гозначной логики (трехзначной логики) были построе­ны Лукасевичем и Рейхенбахом. Впоследствии были построены системы логики с бесконечным числом ис­тинностных значений. Во всех системах многозначной логики выполняются закон тождества и закон противо­речия, однако закон исключенного третьего здесь уже не действует. В системах логики с п значений истинно­сти вводится закон исключенного (п + 1), а в системах бесконечнозначных логик не действует даже обобщен­ный закон исключенного третьего, поскольку он не имеет смысла в таких системах по определению. При­мером бесконечнозначных логик может служить веро­ятностная логика Рейхенбаха, в которой основная логи­ческая функция p(h, e) интерпретируется как степень истинности гипотезы (h) на основе данных (е) и может принимать бесконечное число значений истинности в интервале {0, 1}, включая крайние значения. (См. логи­ка, математическая логика, истинностные значения).

МНОГОЗНАЧНОСТЬ — наличие нескольких значе­ний или смыслов у одного и того же термина или выс­казывания (полисемия). (См. однозначность, определен­ность).

МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА — системы математической логики, в которых формализованы модальные операто­ры естественного и научного языка, такие, как «возмож­но», «необходимо», «невозможно». Использование мо­дальных логик позволило расширить область примене­ния методов математической логики для формализации научных языков. (См. математическая логика). 10/

МОДЕЛИРОВАНИЕ — метод исследования объек­тов природного, социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей, на оригинал. Метод постижения предметов и явлений на их моделях получил широкое распространение в на­уке и технике XX в. в связи с резким усложнением самих объектов исследования. Эффективность и эв-ристичность данного метода вытекают из факта глу­бинного сходства между оригиналом и его моделью, что выражается в существовании изоморфизма или го­моморфизма между тем, что используется в качестве модели и тем, что с ее помощью моделируется. (См. модель, эмпирическое познание, научный метод).

Ф.В. Лазарев

МОДЕЛЬ — опытный образец или информацион­но-знаковый аналог того или иного изучаемого объек­та, выступающего в качестве оригинала. Некий объект (макет, структура, знаковая система и т. п.) может иг­рать роль модели в том случае, если между ним и дру­гим предметом, называемым оригиналом, существует отношение тождества в заданном интервале абстрак­ции. В этом смысле модель есть изоморфный или го­моморфный образ исследуемого объекта (оригинала). (См. моделирование, метод).

Ф.В. Лазарев

МОДЕРНИСТСКАЯ НАУКА - категория постмо­дернистской философии для обозначения того образа науки, который сформировался в Новое время, Его сердцевиной было понимание науки как такого вида познания, которое реализирует следующие идеалы ра­циональности («научного разума»): объективная ис­тинность, определенность, однозначность, доказатель­ность, непосредственная практическая (прагматичес­кая) полезность. Такое понимание науки охватывает период от XVII в. до начала XX в. Постмодернистские философы считают, что возможны вообще только два типа науки, которые полностью отрицают друг друга и сущностно несовместимы: модернистская наука и постмодернистская наука. У них абсолютно противо-Ш положные социальные, философские и идсологичес-

кие основания. Эпоха модернизма — время челове­ческого тщеславия, гордыни, преувеличенных пред­ставлений о своих возможностях, в том числе и по­знавательных. Кризис модернистского понимания науки начался в конце XIX — начале XX в., когда были обнаружены противоречия в классической физике и математике и им на смену пришли новые научные конструкции: теория относительности, квантовая ме­ханика, интуиционистская математика, а также боль­шое число конкурирующих научных гипотез и теорий во всех областях науки, особенно в сфере социально-экономического и гуманитарного знания. На смену мо­дернистскому образу науки постепенно приходит ее постмодернистский образ, основанный на представ­лении о существенно более скромных познавательных возможностях науки, чем это казалось ранее. (См. постмодернистская наука, постмодернистская фило­софия науки).

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, ана­логичных экспериментальным. (См. эксперимент, те­оретическое и эмпирическое).

Ф.В. Лазарев

МЫШЛЕНИЕ — одна из сфер сознания, состоя­щая в понятийном моделировании любых проблем, предметов и процессов. Тремя основными способами образования понятий (идей) являются: абстрагирова­ние, идеализация и конструирование. Мышление все­гда огрубляет, схематизирует и конструктивизирует объективный предмет познания, как правило непре­рывно изменяющийся, текучий. Платой за достиже­ние мышлением определенности в моделировании ре­альности является плюрализм (дополнительность) в видении одного и того же объекта. Мышление суще­ствует в двух основных формах: интуитивное и дис-курснос (закрепляемое с помощью языка, терминов и высказываний). В науке основной формой мышления является его дискурсная репрезентация. (См. созна­ние, рассудок, разум, рациональность).

НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленный сбор эмпи­рической информации о предмете познания, основан­ный на когнитивном и практическом интересах субъекта и активизации чувственного (сенсорного) аппарата сознания. (См. познание, теоретическое и эмпирическое, научный метод).

НАБЛЮДЕНИЕ (научное) — получение фактуаль-ной информации с использованием органов чувств че­ловека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко по­ставленной целью, систематичностью, использовани­ем, различного рода приборов и операциональных средств для фиксации и количественной оценки по­ступившей информации. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения, обеспечивающему объективность и воспроизводи­мость результатов наблюдения, а также требуемую их точность и однозначность. (См. эмпирическое знание, научный метод).

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — один из регуляторов твор­ческой интеллсктуалыю-мотивационной активности личности, состоящей в угадывании как ближайшего, тик и отдаленного «потребного будущего». Это «по­требное будущее» существует в виде более или менее вероятных возможностей наличного бытия как одна из возможных траекторий его эволюции. И в этом отношении надсознатслыюе и ее выражение — идея,

Ш категория не есть нечто чисто субъективное, изначаль­но содержащееся в глубинах сознания, а сугь резуль-

тат резонирования содержания сознания творческой личности с реальными возможностями бытия. Роль надсознателыюго, как одного из факторов развития науки, становится особенно очевидной при обраще­нии к многочисленным факторам одновременного и независимого открытия в науке многих фундаменталь­ных теорий (гелиоцентрическая модель мира — Гали­лей, Коперник, Кеплер; неевклидовы геометрии — Лобачевский, Бойяи, Гаусс; частная теория относитель­ности — Пуанкаре, Эйнштейн и т. д. и т. п.). В отличие от подсознательного, детерминирующего настоящее прошлым, надсознательное — фактор, детерминирую­щий настоящее будущим. (См. сознание, интуиция).

НАРРАТИВ — категория лингвистики и языкозна­ния, означающая «письменное повествование», «рас­сказ». Последние являются бинарными оппозициями категорий «устное общение», «свободная проза», «логи­ческое доказательство». Активно используется постмо­дернистами в предлагаемой ими интерпретации фило­софии науки. В частности, они утверждают, во-первых, что именно нарратив является самой естественной фор­мой существования любого (в том числе и научного) дискурса и что большая часть современного естествен­но-научного и гуманитарного знания имеет явную фор­му нарратива. Во-вторых, что даже на уровне математи­ческих и физических теорий, где явной формой дискур­са является логическое доказательство, его подлинную основу и контекст всегда составляет повествование, в основе которого лежит определенный сюжет. Основны­ми логическими средствами построения нарратива яв­ляются сравнение, антитеза, метафора, аналогия, кон­статация. (См. «пастиш», «рассказ», «дискурс»),

НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura — природа) — в об­щем случае — философская позиция, считающая по­нятие ПРИРОДА исходным и главным при рассмотре­нии мировоззренческих и смысложизнонных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существо­вании каких-либо трансцендентных (сверхъестествен­ных) сущностей, недоступных обычному научному по­знанию. (См. природа, естествознание).

В.Г. Борзенков |/}|

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философское учение о природе, о ее наиболее общих свойствах, отношениях и закономерностях. Сыграла свою большую положи­тельную роль в течение длительного этапа формиро­вания научного познания природы (естествознания), играя роль теоретического уровня знания в естествен­ных науках. Уже первые системы натурфилософии (концепции милетских философов, Демокрита и Лев-киппа, Аристотеля и др.) оказались чрезвычайно эв-ристичными для развития естествознания. Однако после того как естественные науки сформировали в Новое время собственную методологию и теоретичес­кий аппарат, натурфилософия была вытеснена на пе­риферию науки, на уровень ее философских основа­ний, философской интерпретации и обобщения содер­жания частных наук о природе. Попытка чисто спекулятивной разработки философского учения о природе, без опоры на данные современного есте­ствознания, может привести только к дискредитации философии вообще в глазах ученых. Подобная реак­ция с их стороны уже имела место в отношении на­турфилософских построений Гегеля и Шеллинга и др., а позже — в отношении некоторых натурфилософс­ких построений в рамках марксистско-ленинской фи­лософии, отказавших генетике, кибернетике, матема­тической логике и теории систем в статусе истинных теорий, как противоречащих законам материалисти­ческой диалектики. С другой стороны, необходимо признать право натурфилософии на ее относительную самостоятельность и независимость от уровня, достиг­нутого современной ей наукой, иначе она перестает выполнять свои эвристические функции. Высокоме­рие, как и «хвостизм» философии по отношению к пауке — одинаково неприемлемые стратегии во вза­имоотношении философии и естествознания. (См. он­тология, картина мира, метатеоретическос знание, философские науки).

НАУКА — специализированная когнитивная дея­тельность сообществ ученых, направленная на полу­чение и использование в практике нового научного Ш знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать опре-

деленным критериям: предметности, воспроизводимо­сти, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полез­ности. Сегодня наука является сверхсложной социаль­ной системой, обладающей огромной степенью само­организации, мощной динамикой расширенного вос­производства, результаты которой образуют основу развития современного общества, являющегося в сво­ей основе инновационным. (См. научная деятельность, научная рациональность, научный метод).

НАУКИ О ДУХЕ — комплекс гуманитарных дис­циплин, изучающих универсальные ценности, приро­ду, функции и их проявления в человеческой жизни, коллективном и индивидуальном поведении людей. Основное предназначение универсальных ценностей (Бог, Благо, Истина, Добро, Красота, Любовь, Справед­ливость и др.) — обеспечение устойчивого, положи­тельного, высокоадаптивного существования и разви­тия всего человеческого рода в целом, социальных систем, отдельного человека. Среди наук о духе важ­нейшее место принадлежит теории ценностей, исто­рии и теории культуры, общей истории, истории ре­лигии, истории философии, истории искусства, по­литической и социальной истории, истории науки, психологии, наукам о поведении и др. (См. ценности, гуманитарные науки, культура, науки о культуре).

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ- множество научных дис­циплин, изучающих человеческую деятельность во всех се главных аспектах: предметном, целевом, про­цессуальном и результатном. В зависимости от харак­тера продукта (результата) человеческой деятельнос­ти культуру различают на материальную и духовную, в зависимости от предмета деятельности — на произ­водственную, социальную, информационную и др., в зависимости от характера процесса — на творческую и репродуктивную, изменяющуюся и развивающую­ся, в зависимости от целей — высокую и низкую и т. д. Взятая в специфической конкретном единстве всех своих аспектов культура представляет собой базовую, порождающую структуру человеческой цивилизации определенного типа (древнеегипетская культура и 143

цивилизация, культура и цивилизация Древней Индии и Китая, средневековая европейская культура и циви­лизация и т. д.). Важнейшими науками о культуре яв­ляются археология, культурология, антропология, история. (См. культура, науки о духе, история, пауки о человеке).

НАУКИ О ПРИРОДЕ - см. естествознание.

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ — комплекс дисциплин, изу­чающих частными научными методами (наблюдение, эксперимент, обобщение, моделирование) человека как сверхсложную целостную биосоциальную систе­му в ее генезисе, развитии, структурном и функцио­нальном многообразии и единстве (антропология, физиология, медицина, психология, педагогика, язы­кознание, археология и др.). Среди основных фило­софских проблем наук о человеке можно выделить следующие: происхождение и основные этапы эволю­ции человека, человек и среда его обитания, соотно­шение биологического и социального в человеке, формирование человеческой личности, человек и об­щество, человек и культура, творческий потенциал человека, сознание и его структура, когнитивные и коммуникационные способности и возможности че­ловека и др.). (См. антропология, человек, гуманитар­ные науки, педагогические науки, психологические науки и др.).

НАУКОВЕДЕНИЕ — дисциплина, изучающая фун­кционирование и развитие науки, структуру и дина­мику научного знания и научной деятельности, взаи­модействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Оформление науковедения как самостоятельной ком­плексной дисциплины, объединяющей различные ис­следования в истории, социологии, экономике, логи­ке, психологии науки, наукометрии и ряде др. облас­тей, относится к 60-м гг. XX в. Цель науковедения (II.) — разработка теоретического понимания науки и опре­деление способов и критериев рационального ее уча­стия в жизни и развитии общества. Н. изучает про­блемы организации научной деятельности, политики






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.