Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БРЕННСТНРМИНГ__ 2 страница
различные случаи девиантного поведения личности. По Фрейду, индивидуальное бессознательное представляет собой наиболее глубинный и генетически первичный уровень человеческой психики, имеющий частично биологическую и частично социальную природу, основными регуляторами которого являются половой и питательный инстинкты. Формой существования и проявления последних в сознании являются глубинные ценностные ощущения индивида (как отрицательные — дискомфорт, неуверенность, так и положительные — ощущение защищенности, абсолютной уверенности, положительной предрасположенности и др.). Бессознательное оказывает влияние на все другие уровни психики человека и сферы сознания (чувства, волю, познание). По аналогии с индивидуальным бессознательным и в дополнение к нему К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного» как одного из уровней социального (общественного) сознания. Оно активно используется в философии культуры, философской антропологии, истории. В частности, в качестве его репрезентации в теории этносов может быть рассмотрено понятие «пассионарность». В концепциях философии науки-понятия «личностного знания» М. Полани, «психо-космо-логоса» Г. Гаче-ва и «неявного знания». (См. сознание, архетип). БИОЛОГИЯ — совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и отношений на Земле. Впервые термин был предложен одновременно и независимо друг от друга в 1802 г. выдающимся французским ученым Ж.Б. Ламарком и немецким натурфилософом Т.Р. Тревиранусом. Хотя биология относится к числу старейших научных дисциплин, сложность и разнообразие форм живых организмов долгое время были серьезным препятствием на пути формирования научного видения живой природы как единого целого. Только в 1735 г. К. Линней с помощью предложенной им бинарной номенклатуры построил первую искусственную классификацию всех известных тогда растительных и животных организмов. В XIX в. этот процесс был продолжен вначале Т. Шванном (1839) в его клеточной теории строения ZD живых организмов, а затем Ч. Дарвином (1859), дока- завшим в теории естественного отбора историческое единство всего живого на Земле. Важным этапом на пути развития общей биологии стал 1900 год, когда независимо тремя авторами были переоткрыты законы Г. Менделя и положено начало развития ГЕНЕТИКИ — науки, исходящей из положения о существовании единых материальных носителей наследственных свойств всех живых организмов и единого механизма их передачи по поколениям по линии «предок-потомок». В 1944 г. была раскрыта химическая природа «вещества наследственности» (ДНК), а в 1953 г. — раскрыта его структура в виде известной теперь всем двойной спирали, благодаря которой ДНК выполняет свои уникальные информационно-управляющие функции (репликация, трансляция, транскрипция) в жизни любой клетки, любого живого организма. Так началась эра «молекулярной биологии», добившейся с тех пор необычайных успехов, имеющих уже сейчас огромное практическое значение (развитие биотехнологии). Наряду с этим в первой половине XX в. шла интенсивная обобщающая работа и на «надорганизменных уровнях» организации живого. Осознание того обстоятельства, что именно популяция (т. е. группа близкородственных организмов) является элементарной единицей эволюции, а затем объединение в рамках такого подхода дарвиновской идеи естественного отбора и идей корпускулярной (менделеевской) генетики привели в конечном счете к современной синтетической теории эволюции — крупнейшему теоретическому достижению биологии наших дней. Параллельно шла разработка учения и о более высоких уровнях организации жизни на Земле: экосистемах (А. Тенс-ли, 1935), биогеоценозах (В.Н. Сукачев, 1942), о биосфере в целом (В.И. Вернадский, 1926). В результате этих усилий было достигнуто понимание жизни как многоуровнего, но единого целого, а биология стала пониматься как наука о живых системах на всех уровнях их сложности — от макромолекул до биосферы в целом. Однако все попытки продвинуться в этом направлении еще глубже наталкиваются на факт непримиримых разногласий в среде современных биологов по вопросам природы жизни, генеральных стратегий ее научного познания и путей формирования общей 21 (теоретической) биологии. Так, одни авторы связывают будущее теоретической биологии преимущественно с развитием комплекса наук, изучающих молекулярные, физико-химические основы жизни, и именно в физике1 видят теоретическую основу классической (описательной) биологии. Другие — с дальнейшей разработкой идеи системной организации живой природы, построением общей теории биологических систем как главной и завершающей цели всей работы по теоретизации биологических наук. Но подавляющее большинство практически работающих биологов продолжает считать эволюционный подход и эволюционную теорию (т. е. теорию естественного отбора Ч. Дарвина в ее современной генетической интерпретации) стержнем и основой уже созданной и существующей теоретической биологии. (См. дарвинизм, жизнь, генетика, социобиология). В.Г. Борзенков БИОФИЛОСОФИЯ — вариант натуралистически ориентированной философии, исходящей из убеждения, что исходным и центральным при решении мировоззренческих, нравственных и эпистемологических проблем должно быть понятие ЖИЗНИ в его научно-биологической интерпретации. Биофилософия в этом смысле достаточно четко обозначилась уже в конце XIX в. под влиянием и на базе дарвинизма. Не только вопрос о возникновении человека и человеческого общества был поставлен в контекст дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора, но и более тонкие вопросы, традиционно разрабатывавшиеся как сугубо философские, например, вопрос о природе научной истины, о происхождении и природе морали и др., начали рассматриваться в контексте биологической теории адаптивной эволюции. Эта тенденция, пережив в первой половине XX в. некоторое затишье, затем, под влиянием успехов развития биологической науки середины века, с необычайной силой и размахом возродилась в последней трети XX в. В настоящее время имеются, по меньшей мере, три самостоятельные, но взаимосвязанные области исследования, из которых складывается биофилософия: 1) исследования в области философских проблем биологии, или философии биологии, со всей очевидностью демонстрирующие специфику этих проблем, вытекающую из специфики жизни как предмета научного познания; 2) исследования в области биологических основ всего, что связано с человеком и человеческой культурой, опирающиеся на мощный аппарат современной общей, молекулярной и популяционной генетики и синтетической теории эволюции (и, разумеется, целого ряда других биологических дисциплин, особенно, нейробиологии человеческого мозга), породивших такие дисциплины, как биополитика, биоэтика, биоэстетика, социобиология, эволюционная эпистемология и др.; и 3) направление, имеющее, в свою очередь, как бы два вектора интересов, один из которых связан с исследованием феномена жизни под более общим углом, чем это характерно для самой биологии (скажем, в рамках кибернетики и синергетики), а другой, напротив, с переносом понятий, наработанных при исследовании жизни, на весь класс сложных природных, социальных и культурных систем, в том числе и на Вселенную в целом. На этом пути возникли и продолжают продуцироваться различные концепции и модели «самоорганизующейся Вселенной», «глобального эволюционизма» и др. варианты современных универсалистских построений и мировых схематик, у истоков которых лежат результаты научного анализа и философского осмысления феномена жизни. (См. биология, философия, философия науки). В.Г. Борзенков БИОЭТИКА — область знания, изучающая этико-правовыс проблемы биомедицинской науки и практического здравоохранения. Термин впервые был предложен в 1969 г. американским научным журналистом У. Поттером, понимавшим биоэтику в духе этического натурализма, как доктрину, ставящую в качестве высшего морального требования сохранение жизни на Земле. Впоследствии, однако, этот термин, как и сходный с ним по значению термин «биомедицинская этика», стал применяться главным образом для обозначения медицинской (или врачебной) этики на современном уровне ее развития. От традиционной медицинской этики биоэтику отличает то, что после- дняя не является корпоративной этикой профессионального сообщества, — на смену патерналистским установкам во взаимоотношениях между врачом и пациентом, характерным для традиционной медицинской этики, приходит принцип уважения личности пациента (или испытуемого, если речь идет о биомедицинском эксперименте на человеке). Этот принцип конкретизирует применительно к практике биомедицины идею Канта о том, что каждая личность — самоцель и ни в коем случае она не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Соответственно происходит перераспределение прав и обязанностей во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Так, принцип информированного согласия требует, чтобы каждое медицинское вмешательство (диагностического, профилактического, лечебного или исследовательского характера) проводилось на основе добровольного и осознанного согласия того, на кого оно направлено. Другой причиной появления биоэтики стало распространение новых медицинских технологий, позволяющих осуществлять глубокие и интенсивные воздействия на телесность и психику человека. Трансплантация органов и тканей человека; современные методы искусственной репродукции (оплодотворение в пробирке с последующей пересадкой эмбриона в утробу матери; т. наз. «суррогатное материнство» — вынашивание плода, зачатого от одной женщины в утробе другой); методы жизнеподдерживающего лечения, позволяющие продлевать в течение многих месяцев и даже лет основные жизненные процессы в теле человека навсегда потерявшего сознание; перспективы вмешательства в генетические структуры человека в целях генодиагностики и генотерапии и т. п. — все это остро ставит новые филос. и этические проблемы. В их числе — идентичность человеческого существа, определение начала и конца человеческой жизни, приемлемость различных критериев смерти человека, в частности критериев полной мозговой смерти и смерти высшего мозга при продолжающейся деятельности систем дыхания и кровообращения, право собствен- ности на генетическую информацию о человеке и защита ее конфиденциальности. При решении всех этих и многих других биоэтических проблем, которые имеют общечеловеческую значимость, далеко выходящую за рамки биомедицины, самую существенную роль играют культурно-исторические традиции, разнящиеся в разных странах и регионах мира, в разных религиозных учениях. Вследствие этого для поиска конкретных решений обычно бывает недостаточно опыта, знаний и компетенции одних лишь профессионалов — социальна и культурно приемлемыми могут стать только те решения, которые получены в ходе широких общественных дискуссий, позволяющих определить и согласовать ценности и интересы различных социальных групп. Биоэтика — это междисциплинарная область знания, в развитии которой участвуют философы, медики, биологи, юристы, теологи, культурологи и т. п., ее высокая практическая действенность во многом обусловлена тем, что в ходе ее развития были предложены и отработаны доказавшие свою эффективность структуры и механизмы морально-этического контроля в сфере биомедицины, такие, например, как этические комитеты, которые создаются при научно-исследовательских учреждениях, проводящих эксперименты на человеке и на животных. Любое конкретное исследование, предполагающее такие эксперименты, в обязательном порядке должно получить одобрение соответствующего этического комитета, в составе которого наряду с профессионалами должны быть представлены и тс, кто независим от интересов профессионального сообщества. Биоэтическая проблематика занимает все более заметное место в деятельности международных организаций — не только медицинских, таких, как Всемирная Организация Здравоохранения и Всемирная Медицинская Ассоциация, по и ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, которые разрабатывают нормативные документы, регулирующие практику здравоохранения и проведение биомедицинских исследований. (См. этика науки, этос науки). Б.Г. Юдин БИФУРКАЦИЯ — нарушение устойчивости эволюционного режима системы, приводящее к возникно- 25 ____________________________________________________________________________________ БНШУРККДЦНЯ вению после точки бифуркации квантового спектра альтернативных виртуальных сценариев эволюции. Вследствие потери системой устойчивости в зоне бифуркации фундаментальную роль приобретают случайные факторы. Это обстоятельство имеет важное значение в процессах социокультурной динамики и приводит к новому, нелинейному пониманию соотношения необходимости и свободы воли. В рамках нелинейного мышления свободу следует понимать не как осознанную необходимость, а как возможность выбора среди виртуальных альтернатив, но одновременно и нравственную ответственность за этот выбор. (См. синергетика, нелинейное мышление). Л.В. Лесков БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ — сингулярность пространства — времени, приведшая к возникновению 13, 7 миллиардов лет назад и последующей эволюции нашей Вселенной. Согласно стандартной космологической модели, Вселенная возникла как результат этой сингулярности. Теоретическим обоснованием этой теории явилось решение нестационарных уравнений относительности, полученное в 1922 г. А.А. Фридманом. В пользу этой теории свидетельствуют два экспериментальных факта. Во-первых, это открытие разбега-ния далеких галактик, сделанное в 1929 г. на основании регистрации красного смещения в спектрах их излучений. Во-вторых, это открытие реликтового фонового излучения с температурой 3, 5° К, равномерно заполняющего космос. Это открытие было сделано в 1964 г. А. Пензисом и Р. Вильсоном. В 1948 г. Г. Гамов теоретически показал, что если на ранних стадиях после Большого взрыва Вселенная была очень горячей, то впоследствии в процессе ее расширения свободный фотонный газ должен был охладиться примерно до 5" К, что и наблюдалось в экспериментах. Согласно современным космологическим теориям возникновение Вселенной явилось следствием фазового перехода квантового вакуума. Ее первоначальные размеры соответствовали планковским масштабам — 10~33 см., 10~43 см. А. Гут, С. Хокинг, А.Д. Линде пока- зали, что в промежуток времени от 10~34 сек. до 10~32 сек. Вселенная испытывала стадию сверхбыстрого, или ин- БРЕННСТНРМИНГ__________________________________________________________________________________ фляционного, расширения, когда ее размеры увеличились в 1030 раз. В процессе расширения Вселенной началось формирование элементарных частиц, а ко времени порядка 100 миллионов лет — звезд и галактик. (См. эволюция, космос, космология). Л.В. Лесков БРЕЙНСТОРМИНГ («мозговой штурм») — один из эффективных методов стимуляции творческого мышления, разработанной А. Осборном. Широко применяется для решения сложных проблем, особенно технических изобретений.В основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз творческого процесса: генерирования идей и их критической оценки, которые обычно бывают слиты. В классическом «мозговом штурме» группа специалистов делится на две команды: генераторов и критиков. Участники «мозгового штурма» должны придерживаться следующих правил: 1) строго соблюдать двухфазность процесса; 2) предлагать как можно больше идей; 3) настраиваться на генерирование самых «диких предложений»; 4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, считать все высказанные идеи достоянием команды. За соблюдением этих достаточно жестких правил следит специально обученный (или прирожденно-способный к этому) ведущий, от которого во многом зависит окончательный успех. Было установлено, что наилучшая продуктивность в использовании данного метода достигается при решении изобретательских задач. А также тех, которые имеют одно правильное решение. При этом эффективность метода возрастает is научных коллективах, в составе которых есть полный набор основных научных ролей: эрудит, критик, генератор, систематизатор, а также в группах, состоящих из специалистов, работающих в смежных областях и дополняющих друг друга по своим знаниям и профессиональному опыту. (См. психология науки, научное творчество). 2/ БЫТИЕ — одна из базовых категорий философии, обозначающая реальность, противостоящую сознанию, находящуюся вне его и являющуюся предметом его теоретического (познавательного) и практического освоения (присвоения). С гносеологической точки зрения бытие — один из конструктов сознания, его абстрактных объектов, продукт самополагания сознанием своего собственного содержания в качестве отчужденного от себя и самостоятельного «в себе» объективного продукта. Содержанием бытия является, прежде всего, объективный, «внешний мир», данный в чувственном опыте субъекта познания. Этот вид бытия часто называется «материей». Другим видом бытия является объективированный «внутренний мир» субъекта, опыт его саморазличений, идентификаций и рефлексии. Этот вид бытия называется «психикой». Различают также имманентное (сознанию) и трансцендентное бытие. Имманентное бытие суть все то, что может быть или является результатом объективирования содержания чувственной или рациональной сфер сознания. Соответственно, это чувственно-наблюдаемая (материальная) или трансцендентальная, умопостигаемая реальности. Все, что выходит за пределы возможностей и разрешающих способностей чувственной и рациональной ступеней сознания и, тем не менее, может обладать существованием, называется трансцендентной реальностью (Бог, мир религиозной реальности и т. п.). Трансцендентная реальность создается актом веры, а способами контакта с ней и удостоверения ее существования выступают не общезначимые познавательные процедуры, а внутреннее субъективное переживание, откровение, экстаз, мистические видения и оккультная практика. Среди важнейших видов бытия различают также мир вещей и мир идей (как проформ или возможностей мира вещей). Мир вещей изменчив, текуч, временен, пространственен. Мир идей, напротив, инвариантен, устойчив, вечен, внепрост-ранственен. Установить корреляцию между элементами этих двух миров — основная задача научного познания. Наконец, важнейшим различением в мире бытия выступают, с одной стороны, действительный, актуальный, реализованный мир и мир, состоящий из объективных возможностей, мир потенций. Очевидно, что действительный мир всегда есть лишь ничтожно малая часть реализации мира возможностей, обладающего абсолютной полнотой бытия. (См. сознание, опыт, не-Я). ВАКУУМ — в житейском понимании пустота, отсутствие реальных частиц. В квантовой механике вводится понятие физического вакуума как основного состояния квантовых полей, обладающих минимальной энергией и нулевыми значениями импульса, углового момента, электрического заряда, спина и др. Физический, или квантовый, вакуум также не является пустотой: он содержит виртуальные частицы, которые рождаются в нем за промежутки времени порядка 10~22 сек., как следствие квантовых флуктуации в соответствии с соотношениями неопределенности Гейзенберга. Хотя индивидуально виртуальные частицы (электроны, протоны и др.) наблюдать нельзя, как ансамбль они оказывают приборно регистрируемое воздействие на свойства реальных частиц. Вакуум — фундаментальное понятие, т. к. его свойства определяют свойства всех относительных состояний материи. Все, что происходит в нашем мире, обусловлено, в конечном счете, изменениями геометрических характеристик квантового вакуума. (См. физика, картина мира). Л.15. Лесков ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ - одна из догм раннего логического позитивизма (Нейрат, ранний Витгенштейн, Шли к и др.), согласно которой любое научное понятие и любое научное высказывание должны выдерживать независимую проверку на обладание научным значением и истинностным содержанием. В качестве средства верификации предлагалась логичес- для верификации научного значения различных эмпирических и теоретических высказываний в науке путем редукции к элементарным, исходным эмпирическим высказываниям (протокольным предложениям). Методологический и логический анализ реального научного знания показал, что требование верификации применимо к научным понятиям и высказываниям лишь частично, особенно к теоретическому знанию, многие объекты которого имеют идеализированный, а потому чувственно невоспри-нимасмый характер. (См. верификационизм, теоретическое и эмпирическое, джастификационизм, фальси-факиционизм). ВЕЩЕСТВО — одна из разновидностей материи, главное свойство которой, согласно представлениям современной науки, заключается в том, что оно состоит из элементарных частиц. При этом структурными элементами самих элементарных частиц являются еще более фундаментальные объекты — кварки и лепто-ны. Кварки — это гипотетические материальные объекты, из которых состоят протоны и нейтроны, являющиеся наряду с электронами основным типом элементарных материальных частиц. Кварки обладают спином S и дробным электрическим зарядом как положительным, так и отрицательным. В свободном состоянии кварки не наблюдаются; они удерживаются внугри протонов и нейтронов посредством обмена глюонами (glue по-английски означает клей, склеивать) — безмассовыми частицами со спином 1. Теория, описывающая свойства и поведение кварков, называется квантовой хромодинамикой, т. к. глюоны обладают специфическим квантовым числом — «цветом». Эффект удержания кварков внутри элементарных частиц, или конфайнмента, — это принципиально новое явление природы. Известно четыре типа фундаментальных взаимодействий, которые связывают между собой элементарные частицы (гравитационные, электромагнитные и ядерные — сильные и слабые). Но если протоны и нейтроны участвуют во всех четырех 32 типах взаимодействий, то леитоны (электроны, мюоны, нейтрино и др.) сильным взаимодействием не обладают. Объединяясь, прогоны, нейтроны и электроны образуют атомы — всем хорошо известный основной структурный элемент вещества. Масса протона равна 1.67Т0" -1 г., электрона 9, НО" -8 г., масса нейтрона отличается от массы протона незначительно. Протоны и электроны являются стабильными частицами; время жизни свободного нейтрона, т. с. вне атомного ядра, около 15 мин. (См. материя, энергия, поле). Л.В. Лесков ВЕРОЯТНОСТЬ - степень (мера) возможности, точное определение которой задается в аксиоматическом исчислении вероятностей, впервые построенным русским математиком А.Н. Колмогоровым. Имеет несколько содержательных интерпретаций, каждая из которых удовлетворяет аксиоматическому определению вероятности. Это: 1) вероятность как значение частоты (или предела частоты) появления какого-либо определенного события среди класса других событий (Р. Мизес, Г. Рейхенбах); 2) вероятность как степень объективной возможности наступления некоторого события (степень его предрасположенности к этому) при реализации определенной ситуации (М. Смолу-ховский, В. Гейзенберг, К. Поппер); 3) вероятность как логическое отношение между высказываниями, как степень частичной выводимости одного из другого (в частности, как степень подтверждения некоторой гипотезы эмпирическими данными) — Р. Карнап и др.; 4) вероятность как степень уверенности рационального субъекта в наступлении какого-либо события или в истинность какой-либо гипотезы (Л. Сэвидж, Бруно дс Финетти). Каждая из этих интерпретаций является законной, так как удовлетворяет исчислению вероятностей. (См. возможность, интерпретация, случайность). ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА - магемагико-логи-ческая система, моделирующая традиционное понятие формальной логики — отношение подтверждения одного высказывания другим(и) как вероятностную функцию. Поскольку подтверждение теории данными опыта есть индуктивное умозаключение от частного к общему, постольку вероятностная логика счи- 33 тается современной формой индуктивной логики. Одну из наиболее развитых систем вероятностной логики разработал Р. Карнап. В отличие от Рейхенба-ха, он строит ее как систему, оценивающую не степень истинности, а степень выводимости с (h, с) одного высказывания h (называемого «гипотезой») по отношению к другому высказыванию е (называемого «данными»). Термины «гипотеза» и «данные» в системе Кармана имеют не буквальный, а метафорический смысл, намекающие на возможную область применения функции с. В принципе h и е — это любые два высказывания в некотором языке L. Карнап ввел новые, обобщенные понятия «дедукции» и «индукции». Дедукция, согласно Карнапу, это такой тип логического отношения между двумя высказываниями р и q, когда р или логически следует из q или противоречит ему. В первом случае степень выводимости р из q оценивается значением 1, во втором — 0. Все остальные случаи логического отношения между высказываниями р и q, когда ни одно из них не следует из другого, но и не противоречит одно другому, Карнап называет индуктивными. Индукция (или «степень подтверждения») — это обобщение понятия дедукции с помощью интерпретации отношения выводимости как вероятностной функции. Дедукция в таком случае есть частный случай индукции, а дедуктивная логика — частный случай индуктивной логики. Задача индуктивной логики — разработка чисто логического метода однозначной оценки степени выводимости одного высказывания по отношению к любому другому. Хотя Карнап показал, что степень выводимости действительно может быть проинтерпретирована как одна из моделей формально-аксиоматического определения вероятности (для различения двух интерпретаций вероятности: как относительной частоты и как степени выводимости. Карнап даже предложил ввести для них специальные обозначения: «вероят-ность1» и «вероятность2»). Однако, ему не удалось решить ряд основных проблем индуктивной логики. Во-первых, предложенный Карнапом метод вычисления степени подтверждения работает только в языках с одноместными предикатами и потому возможность его применения к реальным научным языкам для рс- шения проблемы подтверждения научных теорий фактами, то есть для решения подлинной проблемы индукции, является в высшей степени проблематичной. Во-вторых, предложенный Карнапом метод определения с (h, с) даст разные ее значения для языков с разным количеством предикатов, а потому всегда поднимает отнюдь не чисто логический вопрос об основаниях выбора того или другого языка. При таком подходе не только неправомерно считать отношение степени выводимости чисто аналитическим, но и вообще ставится под вопрос универсальность законов логики. Наконец, в-третьих, точное знание степени выводимости абсолютно ничего не говорит нам о степени (вероятности) истинности «выводимого» высказывания из истинных посылок, так как никогда не позволяет нам отделять его от своих посылок. Каков тогда вообще практический смысл такой логики? Она оказалась теоретически интересным расширением (обобщением) дедуктивной логики, но абсолютно бессильной в решении традиционной гносеологической проблемы индукции и ее роли в научном познании. (См. логика, подтверждение, индукция). ВНЕНАУЧНЫЕ ФОРМЫ ЗНАНИЯ - исторически сформированные и социально закрепленные формы дискурсной информации, не отвечающей в полной мере критериям научности, но имеющей не менее важное, чем научное знание, практическое значение для адаптивного существования как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Это — обыденное знание, литература (проза, поэзия), мифология, как специфическая форма организации и функционирования ценностного сознания, религия, философия, идеология. Некоторые из них, такие как обыденное познание, хотя и имеют донаучное происхождение, но при этом более универсально используются в процессе познания и коммуникации, нежели наука. Другие, такие как искусство, философия, религия, столь же партикулярны, как наука, столь же важны как она и в принципе не сводимы друг к другу. Они отличаются от науки прежде всего тем, что репрезентируют в отличие от нее не предметно-атрибутивную, а ценностную сферу сознания. Вненаучные ии формв1 знания отличаются от науки и друг от друга прежде всего целями, средствами и способами репрезентации и утверждения информации. Все они находятся друг по отношению к другу и к научному знанию в отношении дополнительности, выполняя свои необходимые функции в целостном ансамбле человеческого сознания. (См. знание, информация, сознание). ВОЕННЫЕ НАУКИ — комплекс дисциплин, направленных на разработку военных доктрин, планирование и успешное проведение военных операций, строительство военной инфраструктуры, повышение боеготовности армии, качественную подготовку рядового и командного состава, проектирование, разработку и испытание новых образцов вооружения и военной техники и др. Основные методологические категории военных наук: планирование военных операций, эффективная защита от нападения вероятного противника, стратегия и тактика успешных военных действий, военная педагогика, военный конфликт и др. (См. государство, политика, техника, инженерные науки, управление). ВОЗМОЖНОСТЬ — одна из важнейших категорий философии, имеющая в качестве своих бинарных оппозиций понятия «действительность» и «необходимость». По отношению к действительности, к тому, что актуально существует, возможность выступает как предшествующее ей состояние, как «додействитсль-ность». Будучи понимаема не в логически-виртуальном, а в реальном, объективном смысле, возможность является специфическим видом объективного бытия, которое греки впервые обозначили как особый мир потенций, который первичен по отношению к действительному, материальному миру, представляющему собой лишь ничтожно малую, реализованную часть бесконечного мира потенций, мира вечного, неизменного, абсолютного в своей полноте, структурном и функциональном многообразии (В.В. Налимов). Вопрос о возможности в науке интересен как в онтологическом отношении, так и в гносеологическом — в 00 смысле разведения предметов эмпирического и тео-
|