Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БРЕННСТНРМИНГ__ 5 страница






ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ - не­смотря на рукотворный характер, наука как система имеет ряд объективных закономерностей развития. Важнейшими из них являются: 1) непрерывно-диск­ретный характер (чередование эволюционных этапов в ее развитии с качественными скачками, революци­онными изменениями ее когнитивного содержания, структуры и социокультурных функций; это относит­ся к развитию как науки в целом, так и ее отдельных дисциплин и теорий); 2) экспоненциальный рост на­учной информации, количества ученых и материаль­ных затрат на науку; 3) усложнение структуры науки как в отношении знания, так и институциональном от­ношении; 4) увеличение относительного веса науки в системе культуры, особенно в сфере материальной де­ятельности и др. (См. наука, история науки, филосо­фия науки).

ЗНАНИЕ — кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода. В зави­симости от средств кодификации сознанием инфор­мации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсное и интуитивное, явное и неявное (латент­ное), эмпирическое и теоретическое, научное и вне-научное и др. (См. информация, сознание). Во

ЗНАЧЕНИЕ — содержание, высказываемое в том или ином языковом выражении. Значение выражения необходимо отличать, с одной стороны, от денотата, а с другой — от его смысла. Денотат представляет со­бой лишь одну сторону значения выражения. Напри­мер, два разных имени могут иметь один и тот же денотат, но разные значения (например, «создатель частной теории относительности» и «создатель общей теории относительности»). Другим аспектом значения языкового выражения (имени, предложения, текста) является его смысл. Смысл - это то содержание вы­ражения, которое усваивается в процессе его пони­мания (например, имя «атом» имело разный смысл в физике XIX в. и в физике XX в.). (См. денотат, смысл).

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — конструирование мышлением особого рода реальности — мира теоретических объектов, которые существенно отличаются по своим свойствам от мира эмпирических (абстрактных) объектов, мира чувственно-воспринимаемых объек­тов, а тем более — мира реальных объектов («вещей самих по себе»). Примеры теоретических, идеальных объектов хорошо известны (это — все объекты «чис­той» математики и логики, а также значительное чис­ло объектов теорий естествознания, социальных наук и философии: инерция, материальная точка, идеаль­ный газ, абсолютно черное тело, общественно-эко­номическая формация, трансцендентальный субъект и т. д. и т. п.). Существует два основных способа идеа­лизации: 1) через предельный переход, как продолже­ние и дополнение абстрагирования путем максимиза­ции значений (0 или 1), отдельных реально наблюда­емых свойств (протяженность, прямизна, поглощение энергии и т. д. и т. п.); 2) как независи­мая от абстрагирования, самостоятельная операция, когда идеальные объекты вводятся (задаются) конст­руктивно, по определению (иррациональные числа, бесконечно-мерные пространства и т. д.). Историчес­ки первым способом идеализации было введение иде­альных объектов через предельный переход. И до сих пор он является ведущим в естественных и социаль­но-гуманитарных науках, а когда-то был основным и при построении математических и логических теорий (например, при конструировании теоретических объектов геометрии в Древней Греции). Второй спо­соб идеализации используется в основном в рамках

современных математических и логических теории. Начало его широкого применения в этих науках можно отнести к времени построения и принятия неевклидо­вых геометрий (т. е. начиная с середины XIX в.). (См. теория, теоретическое и эмпирическое, теоретический объект).

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВА­НИЯ — множество внутринаучных ценностей, органи­зующих, направляющих и оценивающих как сам ход научного исследования, так и его результаты — научное знание. К их числу относятся категории «научная исти­на», «научное доказательство», «научная эффектив­ность», «критерии научности знания», «критерии истин­ности научного знания», «научная теория», «научное объяснение», «научное понимание» и др. Как показы­вает анализ истории научного познания и его современ­ной структуры, содержание этих ценностей истори­чески изменчиво и образует аксиологический фунда­мент того или иного исторического типа науки (древняя восточная наука, античная наука, средневековая наука, новоевропейская классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука). Существенно различ­но понимание идеалов и норм науки и в зависимости от класса наук и уровня научного исследования (логико-математические науки, инженерно-технологические на­уки, эмпирическое и теоретическое исследование и др.). Идеалы и нормы научного исследования могут быть раз­личными и в рамках одной научной дисциплины (напри­мер, классическая и конструктивная математика и др.). (См. ценности, наука, методологический кластер).

ИДЕОГЕНЕЗ — один из важнейших параметров личности ученого, характеризующий особенности усво­ения и присвоения им тех произведенных и высказан­ных до него научных идей, которые он впоследствии максимально разовьет, придаст им новое звучание и ин­терпретацию (например, идея мозга как машины, меха­низма у Декарта, Павлова или Винера). Категория «иде-огенеза» подчеркивает то обстоятельство, что абсолют­но новых идей, без каких-либо предшествовавших им аналогов, в науке не существует. Дело в их личностном и творческом наполнении конкретным ученым. (См. психология науки, творчество, научная деятельность).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.