Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) возрастная периодизация и особенности воспитания в каждом периоде жизни ребенка






Ж.-Ж. Руссо разработал возрастную периодизацию. По его мнению, естественное воспитание проходит следующие периоды, соответствующие этапам развития ребенка:

1) от рождения до 2-х лет, до появления речи - физическое воспитание;

2) от 2-х до 12 лет, до появления способностей к отвлеченному мышлению, период, названный Ж.-Ж. Руссо «сон разума» - сенсорное воспитание;

3) от 12 до 15 лет – умственное воспитание;

4) от 15 до 18 лет, период полового созревания, или «бурь и страстей» - нравственное воспитание.

Периодизация, установленная Руссо, является ошибочной, произвольной. Деление на периоды и характеристика каждого из них свидетельствую о недостаточности у современников Руссо конкретных знаний в области физиологии и психологии ребенка. Он неправильно считал, что в каждом периоде развивается одна какая-либо сторона психики ребенка. Процесс развития ребенка более сложен, он не соответствует схеме, нарисованной Руссо.

Итак, первый период жизни ребенка - это время физического развития, укрепления его здоровья, закаливания, ребенок нуждается в движении, нельзя стеснять его свободы, не надо ставить его на ноги раньше времени, заставлять его говорить, пусть говорит и ходит, когда захочет. Руссо выступает против жестокого обращения с ребенком с момента его появления на свет, он критикует чрезвычайно тугое его пеленание. Никакого режима, никаких привычек. Капризы ребенка надо удовлетворять, удовлетворяя его требования, но не потакать его шалостям.

«Едва ребенок вышел из чрева матери…, как на него накладывают новые узы. Его упеленывают, укладывают с неподвижной головой, с вытянутыми ногами, с уложенными вдоль тела руками; он завязан во всякого рода пеленки и перевязки, которые не позволяют ему переменить положение…Их первое чувство – чувство боли и муки…, они делают тщетные усилия, раздражаются, кричат…Если ничего не имеют свободным, кроме голоса, как же не пользоваться им для жалоб? Они кричат от страдания, которое вы им причиняете, если бы вас так спутали, вы кричали бы громче их».

Руссо вошел в историю мировой педагогики как «певец детства», «Коперник детства». Он продолжил развивать гуманистические идеи эпохи Возрождения. «Люди, будьте человечны!... Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту!... Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок…, у нас получатся юные доктора и старые дети».

Второй период предполагает вмешательство педагога. Его задачей является сенсорное развитие, развитие органов чувств. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля. Он воспринимает «не идеи, но образы», его поражает все, что он видит и слышит, все окружающее Эмиля служит ему книгой. Искусство воспитания состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии. Эмиль должен много наблюдать, набираться опытности. Эмиль берет уроки от природы, а не у людей. Заменить эти уроки книгами – значит научить его пользоваться умом других, все принимать на веру. Инструментом разума являются органы чувств. В этот период он овладевает понятием собственности, оно внедряется на основе его опыта. Пример: Эмиль посадил бобы на грядке соседа.

Третий период – это время получения ребенком знаний. Руссо противник школьного воспитания в его традиционной форме, он не признает ни программ, ни расписания, ни классно-урочной системы. Руссо безразлично относится к теории обучения, разработанной Коменским, гораздо дальше Коменского он идет в борьбе против словесно-книжного знания, он за изучение жизни, действительности, фактов. Если для Коменского в процессе обучения важна изобразительная наглядность, то для Руссо – живой мир, закат, восход, непосредственное общение с природой. Источником знаний является не рассказ и не объяснение учителя, не учебник или научно-популярная книга, кроме «Робинзона Крузо» Дефо, а книга природы. Опыт, наблюдение, эксперимент, повседневная практика – главные источники образования. Эмиль «не выучивает науку, а выдумывает ее», открывает ее сам. Задача воспитателя в том, чтобы в ребенке вызвать интерес: «Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко».

Не стоит полностью удовлетворять его любопытства, когда он обращается к наставнику с вопросами, тогда у него возникнет желание самому дополнительно узнать новое. Например, чтобы познакомить ребенка с законом преломления света в воде, учитель подводит воспитанника к пруду, где находится палка, кажущаяся преломленной. Рассматривая палку, совершая с ней разные действия, доходит до понимания закона.

Или еще пример. Воспитатель попытался говорить с Эмилем о вращении Земли, об ориентировании на местности по Солнцу, но тот не стал его слушать. На другой день они решили совершить до завтрака прогулку в лес. Забрели в лес и заблудились. Изнемогая от жары, усталые и голодные, они блуждают все больше и больше. Воспитатель «наводит» Эмиля на ответ, как искать путь домой: по тени, по Солнцу, по времени и т.п. – и обо всем этом говорилось вчера, но безуспешно. Теперь это воспринимается совсем по-другому. Таким образом решается задача воспитателя – искусно зародить желание воспитанника к изучению науки, вызвав интерес к ней. Путь домой найден, а польза астрономии определена, и интерес к ней возбужден.

По Руссо, процесс обучения нужно свести к одному пути – поиску, умению искать, думать, самостоятельно решать возникающие проблемы. Процесс обучения должен быть основан на интересе. Руссо писал: «Да, на интересе, но задача учителя в том, чтобы этот интерес возбудить». Построение процесса обучения только на интересе снимает обязательную программу, систематичность, знания Эмиля имеют практический характер, они самостоятельны. Воспитанник изучает, как правило, то, с чем сталкивается, - это естественные науки - природоведение, география, астрономия. Современные гуманитарные предметы Руссо считал ложными науками и не советовал с ними знакомиться в этот период жизни.

Но все-таки необходимо учить ребенка чтению, письму, а для этого, советует Руссо, важно возбудить у него желание учиться. Руссо описывает пример: мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы он сам умел читать!» Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых. Затем дело идет быстро и легко. Интерес к учению делает его желанным к естественным занятиям.

Ставя вопрос о соотношении обучения и развития, Руссо ценит только такое обучение, которое ведет к развитию, вместе с тем он не понимает значения обучения как основы для этого развития. Развитие понимается им как саморазвитие, самораскрытие внутри заложенных сил и способностей детей (спонтанность), не нуждающихся ни в каком руководстве.

Несмотря на привлекательность предложенной Руссо системы обучения (опора на интерес ребенка, отсутствие принуждения), она имеет и существенный недостаток. В ней личный опыт ученика выступает основным источником знаний; эмпирия довлеет над теорией, а главное – опыт ученика отрывается от накопленных человечеством знаний. Приобретаемые Эмилем знания многочисленны, разорваны, он не усваивает системы знаний, на чем настаивал Коменский, а где нет системы, нет и научного образования. Тем не менее, специалисты считают Руссо основоположником исследовательского метода в обучении.

На третьем этапе жизни осуществляется и трудовое воспитание. Руссо пишет: «Труд… есть неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – плут».

В обществе человек не может жить, как ему вздумается. Если он не работает, то он живет за счет других. Он должен трудом оплачивать стоимость своего содержания. Личный труд делает человека свободным и независимым. Руссо настаивает на том, чтобы Эмиль овладел различными видами ремесла. Руссо ценит как сельскохозяйственные ремесла, так и плотницкое, столярное, кузнечное дела. Руссо не хотел, чтобы Эмиль стал золотошвеем, позолотником, лакировщиком, как дворянин у Локка, не был бы также палачом, шпионом, занимающихся гнусными и несовместимыми с человеческими свойствами души. Ремесла должны быть «честными». Эмиль должен научиться владеть различными инструментами всех ремесел, это: заступом и мотыгой, молотком, стругом, пилой… В итоге уметь «работать как мастер своего дела, ему не достает только привычки, а привычка приобретается только временем».

Труд, по мнению Руссо, важен не только своим практическим значением. Эмиль должен уметь «работать как крестьянин и думать как философ». Речь идет о равенстве этих задач воспитания. Умственные упражнения должны сочетаться с трудовой деятельностью так, чтобы одно было отдыхом от другого. Воспитательное значение труда у Руссо раскрывается глубже, чем у Коменского. Труд способствует выработке отдельных нравственных черт (аккуратность, добросовестность, терпение…). Он ведет к воспитанию нового человека, всесторонне развитого, у которого будет постепенно ликвидирован разрыв между умственным и физическим трудом.

Когда Эмилю исполняется 15 лет, его можно вернуть в общество, начинается четвертый период, так как он умеет рассуждать, физически здоров, умеет трудиться. Возвращение в город и включение в систему общественных отношений способствует формированию нравственности. Нравственность предполагает формирование добрых чувств, доброй воли и добрых суждений. Воспитать добрые суждения – это научить не только сопереживать, но и правильно оценивать ситуацию. Для этого необходимо знание истории, литературы. Воспитание воли связано с правильными поступками. Эмиль все время приходит на помощь людям. В этот период происходит половое воспитание.

Руссо выступал против религиозного воспитания. Он считал, что до совершеннолетия воспитаннику совершенно не нужно сообщать религиозных понятий и догматов. Ставши взрослым, он сам придет к взглядам, которых придерживался Руссо.

Руссо явился основоположником «метода естественных последствий», который по существу не является наказанием в настоящем смысле слова. Это скорее естественные последствия дурного поступка. Эмиль разбил окно, не надо спешить вставить стекло, даже если он схватит насморк. На детей не следует налагать наказание. Нужно воспитывать ребенка не путем декламации, а путем переживания воспитанником последствий совершенных им дурных дел, путем накопления определенного нравственного опыта. В вопросе наказания позиция Руссо резко отличается от позиций Коменского и Локка.

В области нравственного воспитания Руссо выступает смелым новатором, нападающим на все старое, отжившее. Эмиль «не знает, что такое рутина, обычай, привычка… Он никогда не следует какой-либо формуле, не поддается ни авторитету, ни примеру и всегда делает и говорит только то, что ему подходит».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.