Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И.Г. Песталоцци о формировании личности






 

Песталоцци обогатил теоретические положения педагогики о факторах формирования личности и ее развитии на основе природосообразного воспитания, которое представлял как «пылающий резец». Исходя из мысли, что воспитанников надлежит готовить согласно требованиям определяемым «условиями и положением в обществе», он вместе с тем выделял «общечеловеческую сущность» воспитания: «разбудить заложенные внутри человека силы» – результат, необходимый «как ребенку нищего, так и сыну князя».

Понимание сущности природы человека, особенностей ее совершенствования сложилось у Песталоцци под влиянием Г.В. Лейбница и X. Вольфа, стоявших у истоков немецкой классической философии. Особенное значение в данном случае имели их идеи о всеобщем изменении и развитии. Следуя философии Лейбница – Вольфа, Песталоцци считал, что творец закладывает в ребенке потенциальные силы, способность к развитию. В «Лебединой песне» он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, а рука хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Эти силы, которые вложил творец, развиваются на основе вечных, неизменных законов. Возможности этого развития, считал Песталоцци, ограничены теми данными, которые есть от природы: если у человека отсутствует какой-то задаток, то не разовьете. Эта точка зрения имеет место и у А. Дистервега.

Песталоцци признает, что в каждом человеке заложены задатки «внутренние силы», им свойственно стремление к проявлению, к деятельности. Они развиваются на основе «вечных и неизменных законов». У Руссо принцип природосообразности означал следование природе ребенка в процессе воспитания, Песталоцци считает воспитание природосообразным, если оно содействует развитию свыше заложенных в природе ребенка «внутренних сил». Этому саморазвитию человека нужно помочь, направить на верный путь. Назначение воспитания, как главного фактора формирования личности содействовать развитию этих «внутренних сил». Воспитание выступает как деятельность, вызывающая самодеятельность ребенка.

Песталоцци раскрывает принцип природосообразности не в духе общей аналогии с явлениями природы (Я.А. Коменский), не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Ж.-Ж. Руссо), а в духе психологизации процессов воспитания и обучения. Признавая необходимость руководства этими процессами, Песталоцци решительно отвергает самотек в обучении и воспитании. Этими процессами необходимо активно руководить. Принцип природосообразности у Песталоцци приобретает более богатое содержание.

Песталоцци образно сравнивает искусство воспитания с деятельностью садовника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и движения заключен в них самих. Воспитатель не способен вложить в человека какие-либо силы и вдохнуть в них жизнь, он может лишь позаботиться, чтобы беспрепятственно совершался естественный ход развития этих сил. Песталоцци считает, что человек не является совершенным: «Человек по своей природе ленив, невежествен, неосторожен, непредусмотрителен… жаден, хитер, жесток… поэтому общество, чтобы человек имел для него некоторую ценность… должен сделать для него нечто совсем другое» («Лингард и Гертруда»).

Следовательно, Песталоцци не отрицал роли среды в процессе формирования человека. В «Лебединой песне» писал: «Жизнь формирует, преображает». Песталоцци сделал шаг вперед по сравнению с Гельвецием. Воспитание Гельвеции «растворял» в широком понимании среды. Песталоцци различал стихийное влияние среды и то влияние, которое создает школа. Воспитание – важнейший фактор, благодаря ему «человек превращается в человека».

Воспитание, считал Песталоцци, призвано подавить в ребенке животные инстинкты и развить человеческие тенденции.

Воспитание должно быть тесно связано с политической, экономической и культурной жизни народа. Школа должна откликаться на нужды народа, должна быть тесно связана с окружающей жизнью и средой. Это он доказал в опыте в Нейгофе, Станце, Бургдорфе. Однако он наивно полагал, что общество изменится благодаря совершенствованию отдельно добрых людей.

В конце XVIII – начале XIX вв. возрастные особенности детей мало принимались во внимание. Об этом впервые наиболее четко заговорил Ж.-Ж. Руссо. Песталоцци, следуя за Руссо, настаивал на необходимости внимательного изучения ребенка. Сам он требование изучения ребенка претворял в практике тех учреждений, которые возглавлял. Он вел обширную переписку с родителями тех детей, которые воспитывались в Бургдорфе и Ивердоне. Педагог-гуманист мог подобрать ключ к каждому воспитаннику.

В те времена, когда в процессе воспитания обычно не считались с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, стремление Песталоцци постигнуть законы детского развития было новаторским и особенно ценным.

Цель воспитания по Песталоцци – способствовать гармоническому развитию всех сил и способностей каждого ребенка. Задачи воспитания: поразить ум (умственное образование), сердце (нравственное воспитание), руки (физическое воспитание и трудовая подготовка).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.