Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) роль, цель и задачи воспитания






 

По Коменскому, одним детям воспитание помогает «по возможности освободиться от бессмысленной тупости и глупости», еще более «нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным». Признавая воспитание решающим фактором, Коменский считает, что оно либо исправляет природные недостатки, либо совершенствует то хорошее, что заложено природой.

Д. Локк поднимает воспитание на щит! Воспитание не только помогает совершенствовать природные задатки, оно привносит новое, формирует человека: «… девять десятых людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию». Различия между людьми объясняются не столько природными особенностями, сколько различиями в воспитании. «То, что всецело приписывается природе, в гораздо большей мере является результатом упражнения и практики».

Следовательно, Локк рассматривает воспитание как процесс творческий. Теория Локка о могущественной, преобразующей силе воспитания имела историческое значение, она отвечала интересам буржуазии, не всегда имевшей благородное происхождение, а с помощью организованного процесса воспитания могла приобрести качества, необходимые для управления государством.

Высокая оценка роли воспитания в формировании человека была воспринята французскими материалистами XVIII века и выдающимися классиками педагогики.

Цель воспитания – воспитание джентльмена-дельца. Для того, чтобы Англия стала могущественной, процветающей, промышленной страной, нужен был предприимчивый, деловой человек, в то же время с утонченными светскими манерами. Цель воспитания двойственная. Если Я.А. Коменский, формулируя цель воспитания («Учить всех всему, чтобы могли пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей»), от средневековой школы оставляет подготовку к будущей загробной жизни, то Локк от эпохи Средневековья взял светское направление – джентльменское. Рыцарское воспитание необходимо молодому человеку, а новая эпоха, пришедшая с революцией, еще требовала и сформировать дельца, выгодно ведущего свое хозяйство, одновременно приумножая богатство своей страны.

Основные задачи воспитания: физическое, нравственное, умственное.

в) содержание и методы физического, нравственного и умственного воспитания

Все составляющие части воспитания у Дж. Локка взаимосвязаны, однако им расставлены определенные приоритеты.

На первом месте – физическое воспитание.

Если условиями жизни первобытного общества от всех его членов требовалась физическая закалка, выносливость, а в рабовладельческом обществе необходимость защиты строя породила известное во всем мире спартанское воспитание, то в феодальную эпоху преобладал аскетический взгляд на воспитание, и тело находилось в полном пренебрежении у тогдашних воспитателей. Дж. Локк первым с компетентностью педагога и врача поднял вопрос о физическом здоровье как необходимом условии для «духовной крепости» человека. Он писал: «В здоровом теле – здоровый дух».

Физически здоровый человек – основа счастья. Для этого нужна разумная организация жизни ребенка, т.е. умеренность в питании, одежде, развлечениях. Вот некоторые советы Локка:

- «пища должна быть совсем обыкновенной и простой»; «на завтрак и ужин полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку… особенно же тщательно следует избегать пряностей… ломоть хорошо замешанного и хорошо пропеченного полубелого хлеба, иногда с маслом или сыром мог бы часто быть лучшим завтраком для моего юного джентльмена»;

- «важно закаливание «частей тела путем частого и вошедшего в привычку обмывания холодной водой»; «первое, о чем следует заботиться – это, чтобы ни зимой, ни летом дети не одевались и не прикрывались слишком тепло»;

- «платье вашего ребенка (девочки) не должно делаться слишком тесным особенно в груди… я видел много детей, страдающих от такой шнуровки»;

- «постель ребенка должна быть жесткой, и стеганое одеяло, лучше перины; жесткое ложе укрепляет члены».

Многие его советы сохраняют актуальность и сегодня.

Нравственное воспитание – центральная задача, подробно разработанная Локком. Локк советует воспитать «добродетельного и мудрого» человека, светского и искусного в делах. В содержание нравственного воспитания Локк включает предприимчивость, предусмотрительность, щедрость, справедливость, разумность (качества дельца), а также качества джентльмена- сдержанность, благовоспитанность, благожелательность, внимательность, скромность.

Главная сущностная характеристика индивида, по Локку добродетель. Локк предпочитает обществу «образованному» общество «добродетельное», не столь важно «блистать знаниями» и упражняться «в пустых диспутах, похваляясь учёностью». Самой привлекательной из всех социальных добродетелей, по его мнению, является благовоспитанность как способность ладить со всеми людьми, не унижать их достоинства, дружно жить в союзе со всеми, быть со всеми ласковыми и вежливыми. В этом смысле благовоспитанность тождественна толерантности – качеству личности, востребованному в современном обществе. Локковский тип личности должен обладать гуманистическими качествами – состраданием, милосердием, щедростью. Эти свойства человеческого характера он хочет внедрить в общество, перенести «образ» джентльмена на образ всего общества.

Важнейшие методы нравственного воспитания:

а) Правила, рассуждения (сегодня – это словесные методы).

Локк пишет, что есть много правил поведения, в которых раскрывается сущность различных норм поведения, их нужно донести до сознания воспитанника. Однако, считал Локк, не надо одновременно внушать ребенку много правил, а самое главное воспитывать светские, джентльменские манеры.

Локк писал: «Отсутствие какого-либо светского качества или изъян в наших манерах, не отвечающих идеальным требованиям изящества… всегда привлекает чужое внимание… Например, для хорошо воспитанного человека кланяться джентльмену, когда тот его приветствует, и смотреть ему в лицо, когда тот говорит с ним, должно быть естественным».

б) пример. Это пример учителя, родителей.

«Никакие слова не могут сделать столь ясными для детей их понимания добродетели и пороки, как поступки других людей, если вы при этом руководите их наблюдением и фиксируете их внимание на той или иной хорошей или дурной черте в поведении этих людей. И положительные или отрицательные стороны многих вещей (при хорошем ли воспитании или дурном) будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые могут им даваться по этому поводу… Ибо ничто не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека как пример».

в) упражнение. Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Нужно заставить ребенка «многократно проделывать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет для них привычным». Практика, повторные действия способны закрепить положительный опыт поведения. Искусство воспитателя, по Дж. Локку, состоит в использовании каждого благоприятного случая и в создании таковых для пробуждения ребенка к желаемым повторным действиям.

Основой нравственного поведения является привычка, т.е. правила, превращенные в автоматический способ поведения, в которых дети «будут находить удовольствие». Путь к привычке – естественный: через пример, подражание, упражнение и закрепление, исключаются всякие авторитарные и тем более насильственные действия. В результате норма поведения должна стать его внутренней потребностью, а вышеназванные качества личности – неотъемлемыми чертами характера, важно при этом «применять ласковые слова и мягкие уговоры», чем резкие замечания или брань. Этот совет Локка актуален и сегодня.

г) поощрения и наказания:

Телесные наказания Локком, по традиции, не исключались, но были признаны наименее пригодной из всех мыслимых приемов «крайней исправительной мерой», способной породить лишь «душевную пришибленность» ребенка. Отвергнув авторитарное, внешнее давление на детей, он установил зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души».

Локк так рассуждает о побоях и наградах:

«Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который хорошо признан и доступен к пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания…Род рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги, но как только этот страх розги отпал, ребенок, в отсутствие наблюдающего глаза, может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности. Строгость, доведенная до крайней степени, приводит к исцелению от ранее прорывавшейся скверной наклонности, но результат часто достигается за счет искажения другого, еще худшего недруга – душевной пришибленности».

«Чтобы сделать из него хорошего, разумного и добродетельного человека, нужно научить его противостоять своим влечениям и отказывать в удовлетворении своему вкусу к богатству, щегольству, лакомству и пр., когда разум его советует, а долг от него требует противоположного. Но когда вы побуждаете его сделать что-нибудь полезное, даря ему деньги, или награждаете его за утомительное сидение за книгой удовольствием от лакомого кусочка; когда вы обещаете ему кружевной галстук или изящный костюм за выполнение какой-либо из его мелких обязанностей, то разве вы не допускаете только, чтобы эти хорошие вещи стали его целью?».

Вопросам нравственного воспитания Локк уделяет огромное внимание, в отличие от умственного образования, так как цель образования – воспитание человека не столько ученого, сколько делового.

Умственное образование. Хотя Локк признался, что ученье ставит на последнее место и придает ему «наименьшее значение», его взгляды на умственное образование представляют интерес. Локк резко критикует те знания, которые давала средневековая школа – схоластические, оторванные от жизни. Из программы образования он исключил риторику, диалектику – обязательные предметы эпохи Средневековья. Отдавая дань традициям этой эпохи, Локк оставляет для джентльмена танцы, фехтование, верховую езду.

Локк отстаивает практическую направленность обучения, воспитаннику нужны знания «для деловых занятий в реальном мире», которые помогут ему успешно вести дела, устраивать личное счастье. В содержание образования он включил чтение, письмо, рисование, родной язык и французский, географию, математику, астрономию, хронологию, историю, законоведение, бухгалтерию. Локк – сторонник реального образования, отстаивает практическую направленность обучения, знания должны приносить пользу.

Протестуя против зубрежки и догматики, царивших в современной ему школе, Дж. Локк разработал методы обучения, названные им мягкими. «Мягкие методы» ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей, они обусловлены стремлением сделать преподавание привлекательным. Дж. Локк рекомендует использовать игровые формы обучения, применять книги с картинками, обучать путем практического закрепления приобретенного знания или умения. Дж. Локк писал: «Нужно заботиться, чтобы они (дети) всегда делали с удовольствием то, что для них полезно. В этом он видел не только условие успешности обучения, но и показатель общей воспитанности ребенка.

Задача умственного образования состоит не в том, чтобы дать основательные знания в любой науке, а в том, чтобы «дать такое развитие и предрасположение уму, которое в наибольшей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они ею самостоятельно займутся». Следовательно, тем самым подготовить воспитанника к самостоятельному добыванию знаний. Дети должны учиться радостно, обучать детей необходимо, основываясь на их интересе, любознательности. Если дети задают вопросы, то их надо выслушать и отвечать обстоятельно и ласково. Надо уметь побуждать их задавать новые вопросы, а часто воспитатели убивают это желание своим поведением.

Локк считает, что ребенка необходимо учить ремеслу, причем не одному, а одновременно двум или трем. Для дворянского сословия это было необычным явлением. Человек, не владеющий никаким ремеслом и не имеющий привычки к ручному труду, обречен на порочные занятия (карты, выпивка…). Эти занятия Локк называл «расточителями полезного времени». Овладение ремеслом избавит джентльмена от праздного времяпрепровождения. По его мнению, джентльмен может выбрать такие виды ремесла как живопись, изготовление духов, лакирование, гравировка, плотничное, столярное дело, садоводство.

Локк полагал, что физический труд укрепляет здоровье, снимает усталость от учебных занятий, является способом проведения досуга, стимулирует познавательные силы, дает жизненную закалку, «отдых заключается не в безделье», а перемене занятий. «Копание земли, посадка деревьев, прививка или другие подобные полезные занятия могли бы не в меньшей степени служить развлечением, чем любой праздный спорт». При выборе ремесла, рекомендовал Локк, нужно «сообразовываться с возрастом и наклонностями данного человека… избегать принуждения».

Однако демократический характер о трудовой подготовке, характерный для высказывания А.Я. Коменского (труд – средство существования, подготовка к различным видам будущей трудовой деятельности…) у Локка утрачен. По Локку, труд – это средство досуга, способ укрепления здоровья, «чистенькие» ремесла, это, как сегодня говорим, хобби.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.