Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика эпохи. Творческий путь Ж.-Ж. Руссо






 

Руссо жил в тот период, когда в феодальной Франции обострились все противоречия, когда наступил закат королевской власти, но в народе ещё жила вера в доброго и справедливого короля. Крестьянство в XVIII веке составляло большую часть населения Франции, но оно было задавлено огромными налогами. Народ страдал от произвола господ, непосильных поборов и повинностей, от беззаконий королевских чиновников. Во второй половине XVIII века в стране широко распространилась капиталистическая мануфактура, но старые феодальные устои препятствовали развитию капитализма. Велико было расслоение среди населения: богатство королевского дома, вельмож и бедственное положение крестьян и ремесленников. Торгово-промышленная Франция, в экономическом положении уступающая только Англии, оказалась накануне Великой Французской буржуазной революции, которая произошла уже после смерти Руссо. Он был признан ее идеологом.

Выразителями новых, буржуазных, требований выступили в это время так называемые просветители, объявившие феодальные учреждения результатом невежества и заблуждения. Они считали феодальный строй неразумным, вредным уклонением от нормального порядка, чудовищным скоплением различных злоупотреблений и призывали покончить с ним во имя спасения Франции.

XVIII прошел в Европе под знаком идей Просвещения. Просвещение – широкое идейное течение, зародившееся во Франции, отражавшее интересы широких масс.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были Вольтер, Гельвеций, Дидро, Руссо. Они были убеждены, что путем воспитания можно прийти к новому идеальному обществу, в котором не будет пороков, угнетения и насилия, предрассудков, невежества. Средством установления справедливого порядка, преобразования общества деятели Просвещения считали воспитание, просвещение.

Самым ярким и блестящим писателем и публицистом в замечательной плеяде просветителей был Ж.-Ж. Руссо.

Два века читают и перечитывают произведения Руссо. Их комментируют философы и музыканты, ботаники и литературоведы, экономисты и педагоги. Может быть, нельзя требовать новизны от произведений, написанных так давно? «И все-таки, – пишет французский историк педагогики Компейре, - интересно лишний раз вернуться к идеям мыслителя, независимого и отважного, который сеял полными руками в своих сочинениях парадоксы и истины, который проявил на умы самое необыкновенное влияние, близкое к очарованию».

О личности и взглядах Ж.-Ж. Руссо можно найти самые противоречивые высказывания. Робеспьер называл Руссо «бедняком и великим человеком», у Вольтера имя для Руссо – «босяк». Иммануил Кант нарушил свой железный распорядок дня, чтобы прочесть «Эмиля». Л.Н. Толстой признавался, что находился под сильным впечатлением от Руссо: «Я прочел всего Руссо, все двадцать томов… Я не только восхищался им, я боготворил его: в 15 лет я носил на груди медальон с его портретом как образок».

Творения Руссо покоряли своим гуманизмом, демократизмом, человеколюбием.

Ж.-Ж. Руссо родился в 1712 году в Швейцарии. Родители по происхождению французы. Мать умерла во время родов. Отец, мастер часовых дел, прекрасно начитанный человек, любил сына и много времени проводил с ним. Отец научил сына читать, и все вечера они проводили в совместном чтении. В 10 лет отец Руссо вынужден был покинуть город, оставив сына на попечении родственников. В 13 лет его отдали учиться ремеслу, однако не столько обучали мастерству, сколько заставляли выполнять различные домашние обязанности, часто наказывали ребенка. Гордый, свободолюбивый Руссо убежал от мастера. Ощущение насилия и несправедливости глубоко запечатлелись в его душе. Начинается долгий период скитальческой жизни Руссо. Он обошел многие места Швейцарии, Италии и юг Франции. Меняя место жительства, он изучает ряд профессий, дававших ему средства к существованию: помощник садовника, гравер, секретарь у вельможи, ученик у нотариуса, домашний воспитатель и учитель музыки и танцев. Главные результаты этих странствий:

• узнает настоящую жизнь не из книг, а из собственных наблюдений – это крестьянская нужда, народные бедствия, сословное неравенство, сам испытывая в полной мере страдания простых людей;

• университет Руссо – это самообразование. Руссо не получил систематического образования, не учился ни в одном учебном заведении, но благодаря знакомству с литературой из различных областей человеческих знаний стал энциклопедически образованным человеком.

В 1742 году Руссо оказался в Париже, где благодаря рекомендательным письмам вошел в модные салоны, увидел совсем другую жизнь: богатство, лицемерие, холодный расчет, беспощадность к своим конкурентам. Опыт общения с парижской элитой привел его к критической оценке современного ему общества. Он подошел к тем идеям о происхождении социального неравенства, которые принесли ему громкую славу.

Руссо, приняв предложение Дидро, написал для издававшейся «Энциклопедии» две статьи – одна по теории музыки, другая по политической экономии. Также он сочинил две оперы – «Деревенский колдун» и «Галантные музы», которые шли в те времена на лучших сценах Парижа. В 1749 году принимает участие в конкурсе сочинений Дижонской академии на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств совершенствованию нравов?» и получает первую премию. На поставленный вопрос Руссо дает отрицательный ответ, так как наука и искусство в феодальном обществе отчуждены от народа.

В 1762 году опубликован педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании». Против автора церковью и властью было возбуждено судебное дело. Весь тираж «Эмиля» был конфискован и публично сожжен. Руссо вынужден был скрываться, сначала в Швейцарии, затем в Англии. Русская императрица Екатерина II против «Эмиля» высказала свое мнение - «не люблю я эмилевского воспитания» - и ввоз романа в Россию был запрещен.

В 1767 году Руссо разрешили вернуться во Францию при условии, что подобных произведений писать он не будет. В последние годы он написал автобиографическое произведение «Исповедь» и не завершил «Прогулки одинокого мечтателя».

Скончался Руссо 2 июля 1778 году. В период Великой Французской революции прах Руссо был перенесен в пантеон.

2.Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.