Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение педагогической теории и практики И.Г. Песталоцци






Педагогические идеи И.Г. Песталоцци ёще при его жизни стал известным далеко за пределами Швецарии. Они оказали плодотворное влияние на последующее развитие прогрессивной педагогической мысли и школьной практики.

Основополагающие идеи Песталоцци о назначении школьного обучения в подъем общей культуры и развития духовных и нравственных сил трудового народа получили яркое продолжение в общественно-педагогической и теоретической деятельности педагога-демократа А.В. Дистерверга (1790 – 1866). Дистерверг подчеркивал, что основные принципы Песталоцци в деле воспитания и образования, противостояли «всей совокупности социального зла», имея целью сделать школы подлинно воспитательными учреждениями для народа. В одной из своих речей немецкий педагог заявил: «Я хотел действовать в духе Песталоцци. Мы хотим то, что он хотел».

Демократическая направленность педагогической деятельности Песталоцци была необычно близка передовым общественным деятелям и педагогам России. Интерес к личности Песталоцци и его теории возник в России в самом начале XIX века в связи с предпринятой в то время реформой просвещения. Решающую роль в распространении педагогических идей швейцарского педагога сыграли представители русской прогрессивной педагогики (Ф.И. Янкович, прогрессивные ученые Московского университета).

В 1806 – 1807 гг. Академия наук России опубликовала на русском языке книги Песталоцци для первоначального обучения.

В эти же годы в России появился ряд статей и переводных работ, посвященных его трудам и деятельности. С новой силой интерес к педагогической деятельности и теории Песталоцци проявился после Отечественной войны 1812 г., когда проблема просвещения народа стала одной из важных задач усилившегося в это время освободительного движения. Некоторые декабристы использовали педагогические идеи Песталоцци в своей практической деятельности по просвещению крестьян.

Идея Песталоцци о целостном подходе с педагогическим явлениям и выработке в процессе воспитания «всего человека» нашла реальное воплощение в педагогической антропологии К.Д. Ушинского. В трудах великого русского педагога получила дальнейшее развитие мысль Песталоцци о том, что весь процесс обучения необходимо строить в соответствии с особенностями психологии ребенка и законами его развития, чтобы зажечь у детей жажду знаний и серьезного труда.

В деятельности видных последователей К.Д. Ушинского – Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева была продолжена линия Песталоцци – Дистервега – Ушинского на создание дидактики развивающего обучения. П.Ф. Каптерев говорил о перевороте, совершенном в дидактике Песталоцци и его последователями, понимающими «всё обучение как дело творчества самого учащегося, всё знание как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития».

Песталоцци – один из первых педагогов, обративших внимание на проблему воспитания детей трудового народа. Песталоцци ценил труд прежде всего как средство воспитания, которое наряду с хорошей трудовой подготовкой обеспечивает развитие физических и духовных сил, укрепляет здоровье, учит мыслить, вырабатывает ценные нравственные качества.

Теоретическая и практическая деятельность великого педагога учит целостному подходу к воспитанию ребенка, представляющему органическое единство физических и духовных сил, которые должны развиваться во взаимосвязи.

В педагогическом наследии Песталоцци сформулированы положения о всестороннем развитии как цели воспитания, о решающей роли воспитания в формировании личности и путях его осуществления в условиях семьи и школы. В понятие «активность личности» им включалась деятельность как средство выявления всех духовных сил человека и движущая сила его развития. Педагогическое творчество Песталоцци убеждает в том, что деятельности, прежде всего труду надо активно учить и учиться. Именно деятельность, труд обеспечивают развитие познавательной активности, формирование системы отношений к людям, обществу и, в конечном счете, формирование самой личности.

Песталоцци впервые поставил задачу психологизировать обучения, т. е. строить его на основе законов психологии и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Актуальны положения Песталоцци о том, что нравственное воспитание заключается не в моральных предписаниях, не в наказаниях и поощрениях, а в деятельности, в моральных поступках, в сознании. Активное мышление и активная нравственная деятельность, по Песталоцци, – это неразрывные стороны характера человека, формирующиеся всецело в результате воспитания.

Иоганн Генрих Песталоцци – крупнейший представитель демократической педагогической мысли. В сознание простых людей он вошел как великий защитник народа, как друг бедных, отец сирот, основатель народной школы. Исключительный энтузиазм, горячая любовь к детям, в особенности к детям трудящихся – вдохновляющихся пример для всего передового учительства.

В памяти человечества осталось поистине подвижническая деятельность Песталоцци, моральным принципом которого было: «Ничего для себя, все для других».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.