Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 14. Церковь в раннее Средневековье






Главный отличительный признак средневекового европейского общества заключался в том, что оно было христианским. Христианство являлось всеобъемлющим мировоззрением феодализма, а христианская церковь его краеугольным институтом.

Христианское вероучение.Источниками христианского вероучения являются Библия и патристика – совокупность учений, созданных во II-VIII вв. отцами церкви – причисленными к лику святых виднейшими деятелями христианства, создававшими ее догматику и организацию. Главные отцы церкви – Иероним, Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский, Григорий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Афанасий Александрийский.

Окончательно христианское вероучение оформили Вселенские соборы – чрезвычайные «собрания пастырей и учителей церкви, по возможности со всей вселенной». Эти съезды иерархов христианской церкви рангом от епископов и выше созывались для решения вопросов, имеющих общецерковную важность: для утверждения истин вероучения, норм культа, принципов церковного устройства, правил дисциплины. Всего было созвано семь Вселенских соборов. На первых двух Вселенских соборах (I Никейском в 325 г. и I Константинопольском в 381 г.) был утвержден Символ веры – краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых обязательно для каждого христианина.

Суть христианского вероучения состоит в следующем. Единственный Бог, благой и всемогущий, создал все сущее и человека как венец творения по образу и подобию своему. Поэтому первые люди были бессмертны, духовно, интеллектуально, физически совершены и обладали свободой воли, т. е правом выбора. Неверно воспользовавшись этим правом, они совершили первородный грех, за что в наказание потеряли бессмертие и повредились нравственно, умственно и физически.

Чтобы вернуть бессмертие и божественное совершенство, грешникам следовало искупить грех. Но для людей эта задача была непосильной из-за непомерности проступка и ограниченности собственных сил. Бог же не мог применить своё всемогущество для спасения людей, потому что на нём нет вины в совершении греха. Выход был найден в том, что Бог вочеловечился и в образе Иисуса Христа – Сына Божьего, соединившего в себе божественную и человеческую природу, сошел на землю. Как человек Иисус Христос имел право принести искупительную жертву, а как Бог он не имел предела своим возможностям. Иисус Христос страдал, умер на кресте и тем самым принес искупительную жертву за всех людей. Он открыл для них путь спасения и своим примером, воскреснув на третий день после смерти, показал им путь к бессмертию. Чтобы обрести вечную жизнь и божественное совершенство, достаточно верить в Бога и следовать в земной жизни его заветам, смысл которых в том, чтобы не делать зла другим людям.

Христианское богослужение выражается в молитвах и обрядах и совершается в храмах. Главное содержание культа заключается в спасение мира и людей через Христа и во Христе. Этой цели служат таинства, являющиеся центральным событием богослужения. Таинства – это магические культовые действия, при совершении которых участвующим в них людям под видимым образом сообщается сверхъестественная чудодейственная сила – «божественная благодать». Всего таинств семь – крещения, причащения, миропомазания, исповеди, церковного брака, елеосвящения и священства.

Главной функцией церкви является приобщение верующих к спасительной благодати. Церковь выступает посредником между Богом и людьми, без которого невозможно обретение бессмертия. В религиозном понимании церковь выполняет без преувеличения важнейшую социальную функцию – заботится о спасение души.

Христианская церковь объединяет духовенство – профессиональных служителей Богу. Духовенство делится на белое и черное. Первое служит Богу, спасая души мирян совершением таинств. Черное духовенство, или монашество (с греч. – живущий уединенно, отшельничество), служит Богу аскетическим образом жизни. Помимо личного служения Богу монахи проповедуют слово Божье и служат бедным и убогим. Миссионерская деятельность, устройство госпиталей и странноприимных домов, уход за больными и страждущими – главные обязанностей черного духовенства. Монашество стоит у истоков средневековой благотворительности.

Административное устройство церкви приспосабливалось к гражданскому делению общества. Со временем первой его ступенью стал приход, небольшой территориальный округ, жители которого регулярно собирались на богослужения в приходском храме, рядом с которым они хоронили своих близких. Приход возглавлял приходской священник.

Начало создания устойчивой сети приходов пришлось на время Карла Великого, когда население конкретной местности стало прикрепляться к тому или иному храму-приходу, которому отныне оно должно было платить десятину.

Следующей ступенью церковной организации являются епископия. В городах Римской империи общину верующих возглавлял епископ. По мере расширения числа верующих и границ их обитания раздвигались и границы духовной власти епископа, а в них выделялись приходы. Вместе они образовывали церковный округ (диоцез, епархию), подчинявшуюся епископу. Центром епископства был самый древний и большой, так называемый кафедральный собор в главном городе диоцеза.

Епископ главного города каждой римской провинции-метрополии, именовался митрополитом. Он предлагал кандидатов на епископские кафедры в городах провинции-метрополии и возглавлял провинциальные синоды (соборы) духовенства.

Особое положение занимали епископы городов Иерусалима, Александрии, иколо, Рима и Константинополя, которые именовались патриархами. В Иерусалиме возникла первая христианская церковь. В также древнейших церквях иколо и Александрии действовали крупнейшие богословские центры христианского мира. В Риме церковь основал апостол Петр, викарий (наместник) Христа на земле. В Константинополе церковь имела столичные преимущества. Из них в V в. сложилась так называемая пентархия – система пяти вселенских патриархатов, каждый из которых управлял церковью определенной части христианского мира. Это был четвёртый, высший уровень организационного устройства христианского мира. Завершающее его объединение в единое целое с одним центром и одним главой так и не произошло.

Черное духовенство существовало в двух формах. Во-первых, были монахи, жившие совершенно уединенно (ермиты. Отшельники). Во-вторых – монахи, объединившихся для совместной жизни в общине-монастыре. В монастыре действовал свод правил, которые назывались уставом. Настоятель монастыря, назывался аббатом. В Западной Европе самый распространенный монашеский устав создал св. Бенедикт Нурсийский, основавший в 529 г. на юге Италии аббатство Монте-Кассино. В его основе лежал принцип безграничного послушания монаху аббату, «викарию Христа». Однако, несмотря на всю свою строгость бенедиктинский устав не требовал изнеможения плоти постом и трудами и рекомендовал во всем придерживаться умеренности.

С X в. монастыри, в которых действовал один и тот же устав и подчинявшиеся главному аббатству, начали объединяться в монашеский орден, или конгрегацию. Так основанное в 910 г. аббатство в бургундском местечке Клюни объединило под своим руководством более 200 монастырей и создало Клюнийскую конгрегацию.

Христианизация Европы проходила долго и трудно. Первые три столетия своей истории христианство подвергалось гонениям. Первое в 64 г. устроил император Нерон, первое систематическое в масштабах всего римского государства – Деций Траян (249-251), наиболее масштабное и жестокое – Диоклетиан.

В 313 г. Константин I Великий Миланским эдиктом покончил с гонениями на христиан. В 391 г. Феодосий I Великий превратил христианство из равноправной в господствующую религию.

В IV в. первыми из варваров христианство приняли готы, а первым епископом, апостолом готов, был Ульфила, который создал готскую письменность и перевел на нее Библию. В V в. христианство принимали вандалы, бургунды, франки. В VII в. крестились англосаксы, к которым папа Григорий I в 597 г. направил миссию св. Августина. В конце VII в. уже англосаксонские миссионеры отправились на Нижний Рейн к язычникам-фризам. Также в VII в. приняли христианство от ирландских миссионеров иколо на Верхнем Рейне и бавары на среднем Дунае. В Гессене и Тюрингии в первой половине VIII в. утверждал христианство прибывший из Уэссекса св. Бонифаций.

Св. Ансагрий, апостол Севера, в 831 г. был назначен архиепископом всех северных стран с резиденцией в Гамбурге, и получил от папы Григория IV звание апостолического легата в Дании, Швеции и Норвегии и славянских землях. Официальное принятие христианства Данией датируется 960 г., Норвегией – царствованием Олафа Святого (1015-1028), в Швецией – концом 1080-х гг. Так в целом завершилась христианизация Европы.

У варваров христианизации сопутствовало возникновению государственности. Для Каролингов христианизация превратилась в оружие внешней экспансии и укрепления франкского господства на завоеванных территориях. Именно при них появился особый тип христианской миссии, крестившей огнем и мечом. Карл Великий в VIII в. тысячами казнил саксов, не желавших отказаться от племенных богов.

Феодализация привела к возникновению в VI-VII вв. института частной церкви. Крупные франкские магнаты, стремясь гарантировать личное и родовое благополучие, основывали в своих владениях церкви, а позднее и монастыри. При этом они как верховные сюзерены сохраняли власть над такими церквями и их имуществом.

Ереси.С утверждением Символа веры определилось и понятие «ересь» (с греч. – выбор, избранный образ мыслей)в значении секта, религиозное течение, в чем-либо отклоняющиеся от официального вероучения. Исходной причиной появления ересей стало разное толкование христианскими богословами природы св. Троицы и сущности Иисуса Христа. Полемика по поводу этих основополагающих догматов веры получила название соответственно тринитарных и христологических споров.

К тринитарным ересям относятся арианство, которое отрицало догмат о троичности бога, согласно которому Бог един в трёх совершенно равных между собой лицах (ипостасях) – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священник же Арий утверждал, что, Сын Божий Христос не истинный Бог, а лишь «превосходнейшее творение» Бога Отца. А также македонианство, которое отрицало божественную природу Святого Духа, принимая его за сотворенную Богом силу.

Христологические ереси связаны с непризнанием за Иисусом Христом одной из его природ: либо божественной, либо человеческой. Несторианство настаивало на приоритете человеческой природы в Иисусе Христе. А монофизитство признавало в нём только божественную сущность. Помимо догматических разногласий ереси порождались социальными и политическими причинами.

Папство.Верховенство римских епископов, которые издревле назывались папами (греч., отец), впервые обосновал папа Иннокентий I (402-417) тем, что первым епископом Рима был апостол Петр, которого Иисус Христос назвал камнем, на котором он выстроит церковь.

Авторитет пап упрочил Лев I Великий (440-461). Папа Геласий I (492-496) сформулировал теорию обоюдоострого меча двух властей – духовной и светской. Он разграничил их компетенцию, осудил вмешательство Империи в дела церкви и обосновал примат духовной власти. Реальное утверждение верховенства пап над церковью Запада началось в понтификат Григория I Великого (590-604).

Возвышению пап помог союз с Каролингами. Папы Захарий I (741-752) и Стефан II (752-757) санкционировал государственный переворот Пипина Короткого, а тот отнял у лангобардов Римскую область и Равеннский иколо и передал их папе. Так в 756 г. было положено начало Папской области – светскому государству пап.

Тогда же для обоснования светской власти пап были составлены подложные документы о передаче Константином Великим папе Сильвестру I (314-335) власти над Западной Римской империей, известные под названием Константинов дар.

В средине IX в. автор, укрывшийся под псевдонимом Исидор Меркатор, сфальсифицировал сборник документов канонического права. В этих документах, известных как Лжеисидоровы декреталии, утверждалась независимость епископов от королевской и митрополичьей власти и проводилась идея непогрешимости папы.

Укреплению позиций папства способствовали Каролинги, унифицировавшие церковную жизнь по римским образцам.

Новым шагом в повышении статуса папства стала коронация в 800 г. папой Львом III (795-816) Карла I Великого императорской короной. После Верденского раздела 843 г. единственной гарантией императорского статуса являлось владение Римом и акт коронации в соборе св. Петра. Папы превратились в арбитров в спорах Каролингов. После пресечения их династии папы получили возможность самостоятельно решать, кому отдать корону.

В период от Григория I Великого до Иоанна VIII (872-882) сложилась доктрина папства, 1) как высшей власти в церкви, 2) как высшей власти по отношению к монархиям. Правда, в Раннее Средневековье она имела чисто теоретическое значение. Папы были слишком слабы, чтобы отстаивать её практически.

Схизма. В 451 г. Халкидонский (Четвертый Вселенский) собор утвердил за константинопольской кафедрой те же права, что и за Римом. Это не признал папа Лев I, что явилось первым шагом к будущему разделению церквей.

В 482 г. разрыв между восточной и западной церквями вызвало издание императором Зеноном Энотикона – толкования Символа веры с уступками монофизитам.

Новый разрыв церквей случился при императорах иконоборцах, поскольку Рим остался верен иконопочитанию. Когда Византия вернулась к православию, оказалось, что рознь зашла слишком далеко.

Затем началась борьба за константинопольскую кафедру между Игнатием и Фотием. Рим принял сторону первого, но победил второй. Собор, созванный патриархом Фотием в 867 г. предал анафеме папу Николая I и объявил его вмешательство в дела восточной церкви незаконным.

Мир был восстановлен в конце IX в., но расхождения углублялись. В первой половине XI в. возник спор между патриархом Михаилом I и папой Львом IX по вопросу о том, кому должно подчиняться духовенство Южной Италии, послуживший поводом к окончательному разрыву.

В 1054 г. папские послы возложили на алтарь Софийского собора грамоту с анафемой Михаилу, а собор византийского духовенства объявил анафему римским послам. Эти события получили название «схизма» (греч. – раскол) в значении окончательного разделения христианской церкви на римско-католическую, или просто католическую, во главе с папами и икол-кафолическую, или православную, во главе с католическими патриархами.

С догматической точки зрения главной причиной разделения церквей являются тринитарные несогласия. В середине VIII в. на Западе в Символ веры было сделано добавление об исхождении Святого духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (filioque), не признанное византийскою церковью. Впервые «filioqve» было названо ересью в письме патриарха Фотия к патриарху Аквилейскому в 883 году.

Но главные причины схизмы 1054 г. имели политический характер. Епископы Рима находились на периферии политической жизни. Они зависели вначале от Византии, затем Лангобардского и Франкского королевств. В качестве важных, но второстепенных партнеров светской власти, отстраненных от решения главных политических вопросов, у них оставалась единственная возможность самоутверждения – добиваться верховной власти церковных делах.

Константинопольские патриархи, наоборот, со времен Феодосия I Великого фактически являлись проводниками императорской политики. Подчиняясь императорам патриархи получали верховную власть в церкви и государственное влияние на самом высшем уровне. Римские папы могли избежать власти Константинопольских патриархов и сохранить перспективу собственного роста только за счет схизмы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.