Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы менеджмента






3.1. МЕТОДОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент как управление в условиях рынка и рыночной экономики означает:

♦ ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, запро­сы потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме прибыль;

♦ постоянное стремление к повышению эффективности про­изводства, с минимальными затратами;

♦ хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую сво­боду принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты как организации, так и отдельных ее подразделений;

♦ постоянную корректировку целей и программ в зависимо­сти от состояния рынка и др.

Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить не­которые входящие в его определение положения.

Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной дея­тельности, что предполагает независимость менеджера от собствен­ности, хотя менеджер может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса, объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, плановиков, бух­галтеров, психологов, юристов и др.

Менеджмент — это вид хозяйственной деятельности, которая мо­жет быть реализована в:

♦ отрасли экономики — промышленности, торговле, строи­тельстве, транспорте, банковском и страховом деле, турис­тическом и гостиничном бизнесе и др.;

♦ сфере деятельности фирмы — НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечный результат.

Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля рабо­ты, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможно­стей, умение привлекать и использовать для решения поставлен­ных задач ресурсы, добиваться повышения эффективности произ­водства.

Менеджмент — это определение целей организации на ближай­шую и дальнюю перспективы, управление путем постановки целей с учетом потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченнос­ти ресурсами.

Менеджмент — это рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, с целью достижения целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

Менеджмент — это собственный экономический механизм, на­правленный на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, соци­ально-психологических задач, возникающих в процессе хозяй­ственной деятельности. Экономические результаты управленче­ской и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из трех состав­ляющих: внутрифирменное управление, управление производ­ством и управление персоналом.

Менеджмент — это наука и практика в концепциях управления. В методологическом аспекте этот вопрос широко освещен выше.

3.2. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

С управлением человек соприкасается на всем протяжении своей жизни. Управлять можно всем: автомобилем, оборудовани­ем, химическими реакциями, цехом, поведением других людей. Следовательно, управление многообразно и выступает в различных формах, которые можно сгруппировать как:

♦ техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами;

♦ государственное (муниципальное) управление социально- экономической жизнью общества через законы, реализу­емые через соответствующие институты власти;

♦ идеологическое управление через общественные и полити­ческие институты;

♦ управление социальными процессами;

♦ хозяйственное управление социально-экономическими процессами организаций.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что в общем виде управление представляет собой осознанную целенаправлен­ную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим целям элементы внешней среды, а именно об­щества, живой и неживой природы, техники. Применительно к хозяйственному управлению в организации управление представ­ляет собой профессиональную деятельность, направленную на оптимальное формирование, мобилизацию и приведение в движе­ние всех видов ресурсов (интеллектуальных, финансовых, матери­альных, трудовых и др.) путем совокупного использования прин­ципов, методов, средств и форм управления, с целью решения поставленных задач и получения прибыли.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению соци­ально-экономическими процессами на уровне организации, дей­ствующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его ста­ли применять и в отношении непредпринимательских организа­ций. В отношении государственного или общественного (паблик рилейшн) управления термин «менеджмент» обычно не употреб­ляется.

3.3. ИНФРАСТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА

При реализации любого вида управления возникают объект и субъект управления, порождающие субъекты управленческой дея­тельности (физические лица). Взаимодействие между субъектами и объектами управления на уровне физических лиц реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих реше­ний. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, необходи­мо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в то же время были заинтересо­ваны во взаимодействии.

Субъектом управления выступает менеджер (управляющий, ру­ководитель, администратор) — лицо, несущее ответственность за управление или руководство подразделением или организацией. Предметом и продуктом труда менеджера является информация, на основе которой рождается решение. Принятие решений для ме­неджера выступает как его управленческий труд, который прояв­ляется, трансформируется и реализуется в трех формах:

♦ эвристического (анализ);

♦ функционального (планирование и учет, организация, ко­ординация, мотивация, контроль и др.;

♦ технического (реальное доведение до исполнителя).

Сущность деятельности в менеджменте проявляется в ее функ­циях. Впервые функции менеджмента были сформулированы од­ним из основоположников Анри Файолем. В настоящее время принято выделять следующие основные функции:

♦ организация и управление организационными процессами функционирования и развития в рамках управленческой системы и структуры;

♦ прогнозирование, планирование и учет в деятельности ор­ганизации;

♦ реализация полномочий в целях координации работы под­разделений и сотрудников организации и принятие в рам­ках полномочий управленческих решений;

♦ разработка системы контроля и выработка стандартов контролируемых объектов;

♦ мотивация труда и формирование побудительных причин эффективной работы сотрудников.

Все эти функции должны быть направлены не только на реше­ние внутренних проблем организации, но и на адаптацию к внеш­ней среде, т.е. выживание и развитие.

В определенной степени адаптация — это некая интегральная функция всех функций менеджмента и особенно метафункций — стратегии, инноваций и информации.

Следует отметить, что ни одна из перечисленных и других функ­ций управления не может быть реализована изолированно, по­скольку находится в диалектической связи с другими. Выше были перечислены пять основных функций менеджмента (планирова­ние, организация, координация, контроль и мотивация), которые при простом подсчете порождают десять потенциальных взаимо­связей и которые должны быть просчитаны менеджером при при­нятии управленческих решений. Если в каждой функции выделить две подфункции, то количество связей возрастает до 45, если четы­ре — до 190. В реальной практической деятельности количество под­функций значительно выше, и, следовательно, количество возмож­ных сочетаний может достигать астрономических цифр. Вот почему профессию менеджера можно отождествлять с искусством!

Основными задачами менеджмента являются следующие:

♦ обеспечение баланса интересов управляющей, управляе­мой и информационной систем и предотвращение и устра­нение антагонистических, деструктивных конфликтов в коллективе;

♦ снижение уровня загрязнения природной среды;

♦ обеспечение высокого качества выпускаемой продукции и услуг;

♦ изучение потребностей рынков потребителей продукции и услуг, конъюнктуры рынков производителей товаров;

♦ рациональное обеспечение всеми видами ресурсов и их эф­фективное использование;

♦ формирование процессов сбыта произведенной продукции и услуг;

♦ создание благоприятного отношения к продукции и кол­лективу во внешней среде;

♦ формирование международных и региональных коммуни­кативных связей;

♦ обеспечение безопасности экономической и информаци­онной деятельности управляющей, управляемой и инфор­мационной систем;

♦ создание процесса мониторинга элементов внешней среды макро- и микроуровня;

♦ формирование рациональных механизмов управления;

♦ построение надежных организационных структур управле­ния;

♦ выявление и использование внутренних резервов управля­ющей, управляемой и информационных систем;

♦ повышение производительности индивидуального и кол­лективного труда управленцев и работников, производя­щих продукцию и услуги.

Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:

♦ как часть науки об управлении в сложных организационно- экономических системах локального уровня;

♦ как коллектив менеджеров, организованный в виде струк­туры управления, выполняющий задачи линейного и фун­кционального управления;

♦ как вид профессиональной деятельности, требующий на­личия не только специального высшего профессиональ­ного образования, но и дополнительного послевузовского образования.

Необходимость получения последнего обусловлена увеличени­ем сложности менеджмента, сфер его деятельности — технологи­ческих, коммуникативных, информационных, маркетинговых и других процессов, расширением ассортимента и качества продук­ции, диверсификацией рыночных стратегий, глобализацией про­изводственных, обеспечивающих и сбытовых процессов, что при­водит к вертикальной и горизонтальной интеграции управления, формированию новых форм его организационных структур.

3.4. ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объекты управления создают объектно-ориентированную систему менеджмента и являются его подсистемами (рис. 3.1).

Как видно из схемы, объектно-ориентированная структура ме­неджмента включает метафункции и объекты — подсистемы ме­неджмента, порожденные объектами управления. Подсистемы данной классификации, по сути, выражают собой функциональ­ный менеджмент или разновидности менеджмента, реализуемые на практике.

Метафункции (стратегия, инновации и информация) являются общими и используются во всех подсистемах менеджмента. Таким образом, при управлении любым объектом организации: персона­лом, производством, финансами, рынком и т.д. менеджер собира­ет о данном объекте информацию, вырабатывает стратегию функ­ционирования и развития этого объекта и стремится постоянно внедрять на данном объекте инновации.

3.4.1. Метафункции А. Стратегия управления

В странах с рыночной экономикой стратегия управления яв­ляется важнейшим инструментом регулирования перспективной хозяйственной деятельности организации. Он позволяет решить задачу поддержания баланса между организацией и динамично меняющейся внешней средой на основе рационального планиро­вания и эффективной организации процессов функционирования и развития. При этом упор делается на гибкость, адаптивность и

Рис. 3.1. Схема объектно-ориентированной структуры менеджмента

 

инициативность организации, которая стремится для достижения своих целей максимально использовать все внутренние преимуще­ства и возможности, исправляя имеющиеся недостатки. Применяя стратегические подходы в управлении, менеджеры организации значительно снижают потери и даже добиваются успехов в небла­гоприятных условиях внешней среды.

Такое преимущество от использования стратегического управ­ления организацией весьма актуально для современной ситуации в российской экономике. Отсюда велика потребность в новом по­колении менеджеров, обладающих концептуальным мышлением и умеющих принимать решения, стратегические по своему харак­теру, вне зависимости от того, относятся ли они к настоящему или будущему. Это позволяет менеджерам создавать организацию именно такой, какой они ее видят.

Актуальны вопросы стратегического развития России в свете требований, предъявляемых новой экономикой. Ключевым фак­тором, сдерживающим развитие промышленного производства, является нечеткость программы структурной перестройки эконо­мики страны. В России с ее переходной экономикой наблюдается сокращение внутреннего спроса на многие виды промышленной продукции, что может быть компенсировано только соответству­ющим увеличением внешней торговли. Однако основным препят­ствием этому является низкая конкурентоспособность экономики и выпускаемой продукции. Главная причина — высокие издержки производства и недостаточное качество выпускаемой продукции, что является следствием нерешенных стратегических проблем.

Можно выделить следующие стратегические проблемы разви­тия промышленного производства:

♦ реструктуризация государственного сектора экономики;

♦ создание условий для долгосрочного и устойчивого роста;

♦ создание комфортных условий для частного бизнеса.

Пути решения этих стратегических проблем показаны на

рис. 3.2. При решении указанных проблем возникают объективные трудности, связанные с тем, что необходимо не только решать за­дачи экономического оздоровления экономики страны, но и делать это с учетом требований новой экономики.

В этом плане вопросы умения стратегического планирования, выбора эффективных стратегий и их реализации становятся чрез­вычайно актуальными. Стратегический менеджмент предприятий и его проводники — топ-менеджеры являются ключевыми фигу­рами экономического развития.

Б. Инновации

В мировой экономической литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-тех­нического прогресса в реальный, воплощающийся в новых про­дуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране


Пути решения проблем:


Рис. 3.2. Стратегические проблемы развития промышленного производства
Выход из государственного сектора предприятий, не выполняющих государственные функции. Повышение эффективности естественных монополий, что позволит: снизить энергоемкость экономики; развить финансовый сектор. Отработка новых механизмов управления федеральной собственностью: привлечение прогрессивных управляющих для предприятий; передача госимущества в концессию. Усиление системы стимулирования путем: расширения региональной и муниципальной налогооблагаемой базы; • улучшения инвестиционного климата; дифференциации оплаты труда служащих с учетом эффективности их деятельности
1.Активная модернизация производства. 2. Преобладание факторов, носящих не временный, а долгосрочный характер. 3. Уменьшение административного вмешательства государства в экономическую деятельность. 4. Ориентация государственной власти и местного самоуправления на потребности экономики и общества. 5. Четкая регламентация административных процедур, препятствующая произволу чиновников (уменьшение контрольных функций). 6. Развитие управленческого консультирования
Снижение налоговой нагрузки. Доступ к производственной инфраструктуре. Развитие финансового сектора. Поддержка экспорта. Защита прав экономических субъектов. Усиление стимулирования путем развития конкурентной среды с повышением открытости экономики

на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономиче­ских исследований НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «иннова­ционный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточне­ния понятия «инновации» познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений инновации. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организаци­онные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобаль­ные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внед­рения и т.п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мон- чев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твист, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимо­сти от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в ко­тором изобретение или идея приобретают экономическое содер­жание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промыш­ленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что иннова­ция — это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изоб­ретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факто­ров, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономиче­ского развития.

В настоящее время применительно к технологическим иннова­циям действуют понятия, установленные в Международных стан­дартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и ин­новаций — рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с эти­ми стандартами инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовер­шенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усо­вершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специ­фическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция измене­ния.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных из­менений:

1. Использование новой техники, новых технологических про­цессов или нового рыночного обеспечения производства (купля- продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально- технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е гг. он уже ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспорт­ных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» не одно­значны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими кри­териями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффек­тивность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конку­рентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно- производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-техни­ческие разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-техниче­ские же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разрабо­ток в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непре­менными свойствами инновации являются научно-техническая но­визна и производственная применимость. Коммерческая реализуе­мость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризуют конечный результат научно-произ­водственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особо­го товара — научно-технической продукции — и является матери­ализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию как результат нужно рас­сматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. От­сутствие любого из них отрицательно сказывается на инновацион­ном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономичес­кую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следу­ет обратить внимание на два момента: «материализацию» иннова­ции, изобретений и разработок в новых технически совершенных видах промышленной продукции, средствах и предметах труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны: а) об­ладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

В. Информация

В настоящее время экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоре­тические знания и различного рода сведения, в том числе практи­ческие навыки людей).

Первые два из них служат факторами производства, последние два — необходимыми условиями их эффективного использования. В такой экономике имеет место систематическое увеличение по­тенциального выпуска за счет постоянного обновления техноло­гической базы производства, прежде всего путем применения но­вых информационно-коммуникативных технологий.

В результате усложнения общественного поведения увеличива­ются информационные потребности людей. Информация превра­щается в массовый продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только руководители, но и миллионы граждан. Это связано с децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов) современ­ного общества, когда важнейшие решения о своем поведении ин­дивидуумы и организации принимают самостоятельно, независи­мо от центральной власти.

Информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она полу­чает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. На ее основе функционирует и труд, и капитал. Возникает информа­ционный рынок, где информация продается и покупается, а опе­рации с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополни­тельной прибыли, а также для воздействия на поведение людей.

Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона «знание — сила», как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Ин­формация становится в современном обществе важнейшим фак­тором экономического роста.

3.4.2. Закономерности управления различнымисистемами

Объектами управления на производстве являются:

♦ персонал организации, т.е. управленцы, служащие, специа­листы, рабочие;

♦ производство — технологические процессы, техническая подготовка, контроль качества продукции, производствен­ные мощности и др.;

♦ финансы — движение денежных потоков, бухгалтерские операции, инвестиции и др.;

♦ рынок — конкуренты, выпускающие аналогичную продук­цию, покупательский спрос и предложения, исследование рынков сбыта, ценовая политика, реклама и т.д.;

♦ материальные ресурсы, а именно их продвижение от закуп­ки у поставщиков, движения в технологическом процессе вплоть до выхода и сбыта готовой продукции или услуги;

♦ качество продукции, а именно система качества, использу­емая в данной организации;

♦ проекты, внедряемые на этапе создания новых объектов и реструктуризации существующих;

♦ внешнеэкономическая деятельность организации в рамках реализации продукции и деловых контактов;

♦ экология и мероприятия, связанные с ее улучшением, и др.

Каждый из перечисленных объектов порождает специфический

менеджмент, а именно: кадровый, производственный, финансо­вый, экологический и др.

Управление объектами осуществляется руководителем предпри­ятия и менеджерами различного уровня, которым делегированы со­ответствующие полномочия и которые на практике реализуют эти полномочия с помощью соответствующих методов управления.

3.5. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Принципы управления — это основополагающие идеи и пра­вила поведения руководителей по осуществлению своих управлен­ческих функций. Они находят отражение в объективных законо­мерностях практики управления и определяют требования к кон­кретной системе, структуре и организации управления. Ведущий принцип — сочетание централизации и децентрализации управле­ния, из которого вытекают следующие принципы:

♦ принцип единоначалия и коллегиальности в управлении, ко­торый означает, что каждый работник отвечает за свой участок работы и за принятие на своем уровне решения. Всю полноту ответственности несет одно лицо — директор, который привлекает к выработке управленческих решений руководителей разного уровня и конкретных исполните­лей. Этим достигается большая объективность и обосно­ванность принимаемых решений;

♦ принцип научной обоснованности, означающий, что управ­ление должно осуществляться на научной основе;

♦ принцип плановости, означающий, что деятельность орга­низации должна планироваться;

♦ принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, при котором каждый работник несет ответственность толь­ко в рамках установленных ему полномочий;

♦ принцип демократизации управления исходит из того, что на современном уровне исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием, квалификацией и куль­турой. Привлечение персонала к управлению усиливает рассматриваемый принцип.

Следует полагать, что обозначенные принципы не есть некая догма, поскольку экономическая жизнь общества не стоит на мес­те, следовательно, претерпевает изменения.

Современные принципы управления обращают все большее внимание на социальный аспект управления, а именно на челове­ка, и формулируются следующим образом:

♦ развитие инноваций и инновационная предприимчивость;

♦ гуманизация процессов труда;

♦ ориентация менеджмента на конечные результаты;

♦ самоконтроль процессов деятельности организации;

♦ качество работы и созданного продукта;

♦ эффективность менеджмента;

♦ человек является не только средством достижения цели, но и целью менеджмента.

3.6. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Проблема методов управления всегда была актуальной. Пе­реход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе.

Методы управления — это совокупность способов и средств воз­действия управляющего субъекта на объект управления для дости­жения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы при­званы развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации.

В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядитель­ные, экономические и социально-психологические.

Что нужно сделать, чтобы человек стал эффективно работать? Проблема эта стара как мир и в основе своей довольна проста: по­будить человека к труду можно либо силой, либо вызвав в нем ин­терес к работе.

С развитием цивилизации методы управления, связанные с применением силы, построенные на страхе перед наказанием, все больше уступали место методам, основанным на внутренних по­будительных мотивах деятельности, на заинтересованности рабо­тающего. Можно силой заставить работать, но обязать работать по приказу эффективно, «на мировом уровне», невозможно, потому что это требует не только исполнительности, но и инициативы, постоянного совершенствования производства, а главное — внут­ренних побудительных мотивов. Командно-нажимное, чисто ад­министративное управление показало свою низкую эффектив­ность. Именно этим объясняется переход от административных к экономическим, рыночным методам управления. Тем не менее до начала перестройки командные методы безраздельно господство­вали в нашей экономике, и понадобилось пройти горькие уроки периода «культа личности» и застоя, чтобы оценить их несостоя­тельность и бесперспективность.

С общетеоретических позиций проявляется действие методов любой деятельности — убеждения и принуждения. С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспи­тательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия. Принуждение рассмат­ривается как вспомогательный метод, используемый в случае не­результативности убеждения. Оно выражается в применении ад­министративной или дисциплинарной ответственности. Из мно­жества классификаций, как правило, выделяются методы двух групп: административные и экономические. Но сегодня на первый план выходят экономические, социально-психологические, вос­питательные методы управления. Что касается методов админи­стративных, то они становятся вспомогательными, занимают вто­ростепенное место.

Административно-распорядительные методы — это система воз­действия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руко­водителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. В основе этого метода лежит безвозмезд­ное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязатель­ных для нижестоящих органов. Одна и та же работа может выпол­няться в различных организационных условиях: жестокого регла­ментирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффектив­ные (по какому-то условию) или оптимальные. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознан­ная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает характер воздействия: любой регламентиру­ющий или административный акт подлежит обязательному испол­нению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управ­ления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, выдаваемых конкретным ис­полнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождать­ся поощрениями и санкциями, в том числе и экономического ха­рактера, однако главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы подразумевают совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждаю­щих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач.

Экономическое управление отличается тем, что работающий приобретает глубокий, собственный интерес к конечному резуль­тату своего труда. Вот этой силы интереса, его крепкой привязки к итогу работы административная система не знала. Как бы чело­век ни старался, максимум, что ему можно было заплатить, — скромную премию. Заработать существенно выше положенного было невозможно ни при каких трудовых усилиях. Отсюда урав­ниловка, всем знакомое отсутствие заинтересованности в хорошей, напряженной работе. Реформа возвращает первоначальный смысл основному принципу социализма «каждому — по труду»: за луч­шую и большую работу — большая плата. Сколько заработал — столько получай. Меняется и подход к оценке результатов работы. Теперь ценится не просто выполнение плана, спущенного сверху, а получение предприятием — всеми работающими — полезного и нужного людям конкретного конечного результата: хороших про­дуктов, одежды, зданий и машин. Таким образом, стимулируется не сам факт труда, а его конечный результат.

Для того чтобы начали действовать экономические методы, нужно, во-первых, знать, при каких условиях человек станет пло­дотворно работать, и, во-вторых, создать эти условия. Управление может дать необходимые результаты лишь в том случае, если опи­рается на знание мотивов и закономерностей поведения в процес­се трудовой деятельности коллективов трудящихся и каждого ра­ботника в отдельности. Таким образом, вознаграждение при вы­полнении задания является не заслуженным, а заработанным, например за счет экономии и дополнительной прибыли. По­скольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого резуль­тата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.

Для того чтобы наиболее полно реализовать возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивиду­альные способности психики работающих, применяются так на­зываемые социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления тесно примыка­ют к воспитательным методам управления, направленным на фор­мирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотно­шений между членами коллектива, систематическая учеба кадров и повышение их квалификации — важные стороны положитель­ного воздействия на повышения результатов производства.

Социально-психологические методы — это совокупность спе­цифических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социаль­ные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они основа­ны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превра­щения административного задания в осознанный долг, внутрен­нюю потребность человека.

Цель этих методов — формирование в коллективе положитель­ного социально-психологического климата, благодаря чему в зна­чительной мере будут решаться воспитательные, административные и экономические задачи. То есть поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших кри­териев эффективности и качества работы — человеческого факто­ра. Умение учитывать это обстоятельство позволит целенаправлен­но воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.

К этой группе методов тесно примыкают воспитательные мето­ды управления, направленные на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управле­ния. Необходимость использования социально-психологических методов в управлении очевидна, так как они позволяют своевре­менно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальное решение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.