Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшее образование 3 страница






Появление ситуационного подхода в решении проблем анализа и проектирования организаций объясняется не только стремлени­ем создать единую организационную теорию, но и необходимостью большей ориентации теорий и исследований в целом на решение прак­тических задач управления. Разнообразие конкретных ситуаций и условий подчас не вписывается в рамки уже рассмотренных теорий организации и поэтому не всегда может служить опорой для ме­неджеров в решении практических вопросов. Новый подход выра­зился в перенесении акцента с теоретических построений на изу­чение действительных условий, конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма, и разработку на этой основе специ­фической организационной структуры, отвечающей конкретным условиям и требованиям.

Ситуационный подход помогает выявить взаимозависимости между организационными подсистемами, а также между органи­зационной системой в целом и средой. Он подчеркивает динами­ческую природу организаций и пытается объяснить, как они дей­ствуют в различных условиях и ситуациях. Использование подхода
позволяет оказать менеджерам помощь, предлагая стратегии орга­низационного дизайна, обеспечивающие наибольшую вероятность успеха в конкретной ситуации.

основные положения ситуационного менеджмента

В табл. 1.2 отобразим основные положения ситуационного ме­неджмента, выявленные различными исследователями.

Таблица 1.2
исследователи основные положения их исследований
Дж. Вудворд (1953г.) • Структура и распределение функций организаций не зависят, как предполагалось ранее, от размера организации и ее отраслевой принадлежности. • Использование классических организационных принципов не гарантирует успех. • Выделила три группы организаций: • производящие единичную специализированную продукцию или продукцию малыми партиями; • производящие широкомасштабную и массовую продукцию (прежде всего использующие конвейерное производство); • с непрерывным производственным процессом (например, в химической, металлургической или нефтяной промышленностях). • Обнаружила значительные различия в оперативной деятельности организаций в зависимости от используемых ими технологий. • Выявила взаимозависимость организационных процессов и структуры от производственно-технологических процессов, которые используются организацией, что послужило основой интереса к так называемым гибридным организационным структурам. • Ситуационные переменные, которые используются как критерии в оценке эффективности организационной деятельности, детерминированы технологией, применяемой организацией
Т. Бернс и Дж. Сталкер (1960-1961) • Процессы управления не являются универсальными для всех организаций, а значительно различаются в зависимости от отрасли и среды. • Любую организацию можно рассматривать как совокупность информационных потоков. При этом информация понимается в очень широком смысле — от визуального наличия заготовок у рабочего-станочника до замечания генерального директора о необходимости задуматься над производством продукции нового поколения • Структура и процессы организации определены средовой неопределенностью. Такая неопределенность является функцией технологических и рыночных изменений: научных открытий, технических изобретений, спроса на продукты, которые раньше не существовали и не привлекали внимания потребителей, и т.д. • Существует два типа организационных систем: механистические и органические, которые могут рассматриваться как зависимые переменные по отношению к динамике средовых изменений, где органическая система является более адаптивной

 

Окончание табл. 1.2
исследователи основные положения их исследований
П. Лоуренс и Дж. Лорш (1965-1967) • Поскольку внешняя среда, в которой протекает деятельность организации, сложна и разнообразна, специализированные подразделения организации вынуждены напрямую взаимодействовать со средой. В этом случае организация должна постоянно приводить свою структуру в соответствие с требованиями среды. • Подсистемы каждой организации формируют структуры, обусловленные определенностью внешних условий, с которыми им приходилось сталкиваться. Так, например, производственные подразделения практически всегда действуют в сравнительно стабильных и определенных условиях, а исследовательские подсистемы, напротив, работают в наименее предсказуемой среде и характеризуются минимально формальной и жесткой структурой. Промежуточное положение в этом контакте занимают отделы продаж

 

Ситуационные теории организации дают рекомендации отно­сительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективно­го управления в каждой конкретной ситуации:

♦ управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъ­являет ситуация и что характерно для ситуации;

♦ должен быть выбран соответствующий подход к осуще­ствлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвига­емым к организации со стороны ситуации;

♦ управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перей­ти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации;

♦ управление должно произвести соответствующие измене­ния, позволяющие подстроиться к ситуации.

Очевидным является постепенное смещение акцентов с актив­ного использования системного подхода в управлении организа­цией к ситуационно-гуманизированному.

1.2. ключевые особенности современной системывзглядов на менеджмент

В настоящее время развитие менеджмента подвержено зна­чительному влиянию двух тенденций — интернационализации и глобализации.

Процесс интернационализации сопровождается возрастанием количества и емкости географических рынков, на которых дей­ствуют хозяйствующие субъекты.

Интернационализация охватывает все мировое пространство и имеет вид дисперсной системы, под которой понимается система, состоящая из множества мелких элементов, находящихся в одно­родной среде. К элементам относятся разнообразные сферы дея­тельности хозяйствующего субъекта, отрасли, виды продукции и услуг, распространяемые в однородной экономической среде ми­рового хозяйства.

Процесс глобализации проявляется в преобладании междуна­родных трансакций хозяйствующего субъекта над внутренними национальными. Глобализация — это более высокий уровень раз­вития интернационализации, которая предполагает функциональ­ную интеграцию экономической деятельности как интернацио­нальной, дисперсно-распространенной в масштабах мирового хозяйства.

Глобализация означает вхождение в новую фазу производ­ственно-хозяйственной и финансово-экономической активности хозяйствующих субъектов, признаками которой служат следу­ющие:

♦ резкое увеличение темпов роста прямых иностранных ин­вестиций;

♦ увеличение числа внутрихозяйственных уровней специали­зации и кооперирования или усиления вертикальной инте­грации различных стадий производственных, обеспечива­ющих, сбытовых, инвестиционных и иных процессов в ин­тернациональных масштабах;

♦ возрастание сложности процесса ресурсного обеспечения в результате создания совместных хозяйствующих субъектов и других форм горизонтальной интеграции.

Рассмотренные тенденции в значительной степени формируют следующие ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент.

Отказ от монополии на управленческий рационализм классичес­ких школ менеджмента, который выражается в том, что успех ор­ганизации определяется исключительно рациональной организа­цией производства, снижением издержек и развитием специали­зации, т.е. воздействием на внутренние факторы производства. Не отвергая положительного в управленческом рационализме, одно­временно выдвигаются вопросы гибкости и адаптивности к посто­янным изменениям внешней среды, которая характеризуется как совокупность переменных, находящихся за пределами предпри­ятия, и не является сферой непосредственного управленческого воздействия. Это прежде всего те организации и люди, которые связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, кредито­ры, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и др. Существует также внешняя среда косвенного воздействия, которая предопределяет стратегически важные решения, принимаемые управленческими структурами предприятия (политика, право, социально-экономическое и эко­логическое положение региона, географические условия и др.). Значение факторов внешней среды постоянно возрастает в связи с усложнением всей системы общественных отношений. Именно внешняя среда зачастую диктует стратегию и тактику организа­ции.

Использование в управлении теории систем. Это направление представляет организацию в единстве ее составных частей, глав­ными из которых являются:

♦ компоненты, из которых состоит система;

♦ связи, которыми объединены компоненты системы;

♦ структура, которой закреплены связи между компонентами;

♦ взаимодействие, возникающее между компонентами системы;

♦ процесс, приводящий к изменениям в результате взаимодей­ствия;

♦ холизм и эмерджентность, представляющие систему как целое со свойствами, возникающими только при взаимо­действии ее компонентов;

♦ идентификация, позволяющая отличать свойства системы от других;

♦ концептуализм, отражающий систему как особую форму с целями и ценностями разработавших ее авторов;

♦ окружение, представленное явлениями, не являющимися частью системы, но оказывающими на нее влияние.

Системный подход находит в наше время применение в связи с тем, что происходит невиданный прогресс знания, который, с од­ной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым пос­тавил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. В на­иболее общем виде под системой понимается совокупность взаи­мосвязанных элементов, образующих определенную целостность или некоторое единство.

Изучение вышеперечисленных элементов применительно к объектам и явлениям как системы и вызвало формирование сис­темного подхода.

Можно сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

Использование ситуационного подхода в управлении, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Его центральный момент — ситуация (набор обстоятельств), которая оказывает существенное влияние на работу организации в данный период времени.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относи­тельно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективно­го управления в каждой конкретной ситуации:

♦ управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъ­являет ситуация и что характерно для ситуации;

♦ должен быть выбран соответствующий подход к осуще­ствлению управления, которой бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвига­емым к организации со стороны ситуации;

♦ управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перей­ти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации;

♦ управление должно произвести соответствующие измене­ния, позволяющие подстроиться к ситуации.

Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изме­нения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают нали­чие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любо­го управления. С точки зрения этих теорий управление — это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

Признание социальной ответственности управления перед обще­ством в целом и перед сотрудниками организации в частности. Роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджмента как науки и менеджеров как исполнителей создания условий для реализации заложенных в нем потенций к самообразованию.

Отсюда главной становится организационная культура, пред­определяющая наличие у всех работающих общих целей, их непо­средственное участие в выработке путей достижения этих целей, а следовательно, и заинтересованность в обеспечении конечных результатов организации. Важнейшей характеристикой является ориентация на новую социальную группу организации — когнита- риат, мощь которого основывается на знании и использовании интел­лекта, а не мускульной энергии.

Когнитариат не может рассматриваться как один из экономи­ческих факторов производства, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей менеджмента. Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления. Главное внимание направля­ется на человеческий и социальный аспекты управления, т.е. на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент не отделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и опреде­ляет индивидуальный вклад каждого работающего в общий резуль­тат, а этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмен­та. Эта новая система взглядов на управление известна как «тихая революция», поскольку она ничего не ломает в сложившейся струк­туре управления, а всего лишь дополняет их, приспосабливая к новым условиям.

Все большее признание получают системы управления на основепредвидения изменений, методы стратегического планирования иуправления. Соответственно, меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации, организацион­ные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем контролю уже приня­тых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунк­туальность их расходования. И наконец, неожиданным современ­ным открытием явилось значение организационной культуры как мощного инструмента управления, особенно эффективно исполь­зуемого японцами.

Наиболее характерные черты современного менеджера основа­ны на:

♦ стратегическом мышлении;

♦ ориентации в международной конкурентной среде;

♦ использовании информационных технологий;

♦ новаторстве и личном лидерстве.

1.3. менеджмент на пороге XXI в. - различныеаспекты образования

Общее отличительное свойство европейских стран, Японии, а также США состоит в том, что они уделяют большое внимание развитию системы образования.

Германия, например, обратила особое внимание на развитие образования в самые ранние периоды своей истории. В некоторых районах Германии обязательное начальное образование существо­вало еще в XVI в. Фридрих Великий ввел обязательное начальное образование во всей Пруссии в 1763 г. В 1860 г. доля детей школь­ного возраста, посещавших школы, была на уровне 97, 5%, а немец­кая система школьного обучения распространилась по всей Евро­пе. Иностранцы отмечали в тот период, что по сравнению с други­ми странами система образования в Германии более совершенна, занятия длятся дольше, предметов больше, ученики послушнее. Все немцы признавали важность образования.

Немцы также создали развитую систему технического образо­вания и объединили профессиональное, техническое и научное образование.

Немецкие рабочие имели хорошую общую и техническую под­готовку, могли без труда работать на сложном в техническом отно­шении оборудовании, осуществлять более строгий контроль каче­ства. Кроме того, высокий уровень образования, которое имел обычный немецкий рабочий, позволял ему осознавать свою роль в производственном процессе и адаптироваться к потребностям производства.

Эта ситуация разительно отличалась от того, что было в Англии. В 1860 г. только половина детей школьного возраста посещала школы. Только в 1870 г. была создана первая система начального образования — это произошло более чем на сто лет позднее, чем в Германии.

Образовательная система в Англии была элитарной, ориенти­ровалась на частные школы и университеты, в которых обучались самые одаренные и богатые. Даже в 1897 г. только 7% учеников английских школ второй ступени были выходцами из рабочего класса. Англия продолжала отставать в развитии системы образо­вания и в начале XX в. В канун Первой мировой войны, в 1913 г., в Англии было 9 тыс. студентов университетов, а в Германии — 60 тыс. В то время как в Англии и Уэльсе дипломы выдавались все­го 350 специалистам по всем областям знаний, в Германии ежегод­но подготавливалось 3 тыс. дипломированных инженеров.

Различия между английской и немецкой системами образова­ния широко обсуждались в Англии на протяжении второй полови­ны XVIII в.

Слышалось множество голосов о необходимости исправления сложившегося положения. Однако, несмотря на это, система образо­вания в Англии не изменилась. Англичане сохранили свою элитарную и классическую ориентацию в системе образования и по сей день.

Образовательная система в Германии была более интенсивной, глубокой по содержанию и ориентирована на то, чтобы дать каж­дому гражданину хорошее образование, сформировать основу для понимания научных и технических проблем.

Что же касается США, то в тот период, когда они были колони­ей, образовательная система в этой стране была неразвитой — ме­шало отсутствие традиций, недостаток ресурсов, а также то, что американцы считали образование исключительно личным делом. Впоследствии, конечно, отношение изменилось. Образование ста­ло рассматриваться как важная область деятельности государства, как неотъемлемое «право» каждого гражданина и как способ вы­рваться из нищеты. Постепенно американская система образова­ния эволюционировала в направлении к свободной, общедоступ­ной, общественной, общеобразовательной модели.

Однако до середины XIX в. идея обязательного образования не получила широкого распространения. Первый подобный закон был принят в штате Массачусетс в 1852 г. Другие штаты внедряли этот закон длительное время, и только в 1918 г. последний штат — Миссисипи — принял соответствующий закон.

Таким образом, Германия и США перешли к массовой системе образования, в то время как Англия продолжала держаться за свою элитарную, классическую модель. Конечно, трудно утверждать, что это была единственная причина утраты Англией лидирующих позиций. Тем не менее развитая система образования, как считают многие специалисты, является одним из важнейших факторов, определяющих уровень конкурентоспособности.

Япония же в течение длительного периода также имела нераз­витую систему образования. Перед революцией Мэйдзи, в 1868 г., по имеющимся оценкам, только 40% мальчиков и 25% девочек по­сещали школу и получали начальное образование. В Англии в тот же самый период школу посещали только 25% мальчиков и нич­тожный процент девочек. Первым шагом нового правительства было введение всеобщего обязательного обучения.

Правительство пригласило преподавателей из Европы и США для того, чтобы они обучали японцев новым идеям, методам и тех­нологиям. Сознательно или случайно Япония не стала внедрять элитарной системы образования, а приняла модель всеобщего образования, принятую в США.

Уже к 1925 г. 99, 4% всех японских детей посещали школу, а к 1927 г. 93% всех японцев умели читать. Сегодня Япония продол­жает уделять пристальное внимание образованию.

Япония имеет наиболее завершенную, эффективную и требо­вательную систему начального и среднего образования в мире. Од­нако обучение — дело не только школы. Японцы делают акцент на обучении с рождения до смерти — дома, в школе, на работе, в по­вседневной жизни. Существует единодушное понимание важности учебы.

Кроме того, на обучение ориентирована не только элита, но и все население страны. Как говорит Томас Ролен, «особенно впе­чатляет тот факт, что Япония формирует все население (как рабо­чих, так и менеджеров) по стандартам, недостижимым для США, где мы до сих пор стараемся внедрить систему выпускных школь­ных экзаменов, которые оценивают лишь минимальные навыки чтения и счета».

Один из способов представить различия в подходах к обучению в двух странах — сравнение их по пяти показателям (табл. 1.3). Ли­дерство США очевидно только в системе высшего образования.

На самом деле США ушли в высшем образовании настолько далеко вперед, что их вузы привлекают массы иностранных сту­дентов. В 1985 г. 60% докторских степеней в области технических

Таблица 1.3 Анализ школьной системы и системы повышения квалификации в Японии и США
  Лидерствов Японии Лидерствов США
Родители и домашние х  
Начальное и среднее образование х  
Высшее образование   х
Профессиональное обучение х  
Образование в повседневной жизни х  

 

наук было присуждено зарубежным аспирантам. Более 30% сту­дентов-очников на технических и естественнонаучных факультетах американских университетов составляют иностранцы, в том числе в Массачусетском технологическом институте — 23%. По всем ос­тальным направлениям США проигрывают в сравнении с Япони­ей. И отстали они не за один день.

За впечатляющими успехами Америки в золотые 1950-60-е гг. ухудшение системы образования было незаметно.

Сначала сигналы советского спутника высветили нехватку хо­роших ученых и инженеров. Затем началось снижение результатов на выпускных экзаменах в школе, были обнародованы шокирую­щие данные по функциональной неграмотности. По ним были споры, однако в любом случае от 20 до 30% американских взрослых не могли эффективно работать из-за своей недостаточной грамот­ности.

Наиболее шокирующая информация стала появляться в послед­ние несколько лет в потоке сообщений о различных пороках аме­риканской системы образования, особенно на уровне начальной и средней школы: поверхностные знания по многим предметам, осо­бенно математике, естественным наукам и иностранным языкам; низкая заработная плата учителей, их недостаточная квалифика­ция; высокий показатель отсева, недостаточные навыки чтения и письма у выпускников; относительно низкие вложения в подго­товку кадров американскими фирмами. Практически по всем этим показателям дела в США обстоят хуже, чем у их зарубежных кон­курентов. Система имеет тенденцию стать «образованием для про­мышленного спада».

Образование напрямую связано с конкурентоспособностью страны. Ни одно общество не может иметь высококачественную продукцию без высококачественных исходных материалов. Обра­зование создает «человеческий капитал», который в соединении с «физическим капиталом» и дает увеличение производительности и качества.

Это было верно всегда, но вдвойне верно для глобальной тех­нически сложной экономики. В конкурентоспособной стране ее гражданам необходимо иметь:

♦ высокий средний уровень функциональной грамотности; определенные основы знаний в области математики, ста­тистики, научной методологии;

♦ способность наблюдать процессы, анализировать их, ин­терпретировать результаты и предпринимать действия;

♦ знания о мире;

♦ умение работать в коллективе;

♦ способность нести ответственность;

♦ способность постоянно учиться и приспосабливаться к из­менениям.

В большинстве этих вопросов США недорабатывают: система образования не производит ни хорошо образованных граждан, ни профессионально подготовленную рабочую силу.

США дают прекрасное образование элите, но не обеспечивают высокий средний уровень образования. Американцы получают много Нобелевских премий и делают много открытий. Здесь рабо­тают многие лучшие, наиболее талантливые и высокооплачивае­мые в мире инженеры и ученые, большое количество руководите­лей, закончивших школы бизнеса. Однако лучшее образование доступно только для относительно небольшой части американ­ского общества.

В результате в США узок выбор талантов, нет такого, как в Япо­нии, количества умелых инженеров, операторов машин, мастеров, программистов, техников, читающих чертежи, людей, способных налаживать, поддерживать и ремонтировать свое оборудование, читать данные статистического контроля качества, хорошо рабо­тать в коллективе, учиться по мере работы. Эти навыки необходи­мы не только элите, но и каждому работнику. В Соединенных Штатах в таких технических задачах полагаются на инженеров (ко­торые часто сидят в изолированных офисах), в то время как на японской фабрике и средний рабочий может читать графики, кар­ты, статистические данные, обращаться с определенным матема­тическим аппаратом.

В сравнительном исследовании промышленности Японии и США, выполненном профессором Гарвардской школы бизнеса

Рамчандраном Джайкумаром, показано, что более 40% рабочей силы Японии составляют инженеры, получившие подготовку по станкам с ЧПУ. В аналогичных американских компаниях только 8% работников были инженерами и менее 25% из них были знако­мы со станками с ЧПУ. Можно согласиться с Л. Туроу, который говорил: «Общество, где все умеют читать и писать, победит обще­ство, в котором большинство людей неграмотны, но некоторые гениальны».

Другая проблема системы образования в США состоит в том, что большинство выпускников не готовы, не могут и не хотят ра­ботать в коллективе. Гораздо больше уделяется внимания приобре­тению «познавательных» навыков (мышление, объяснение, пони­мание), чем «непознавательных» и «эмоциональных» (отношение, межличностное общение, гибкость, усердие, решимость, самодис­циплина, ответственность), а полезному гражданину и работнику нужны обе группы качеств.

В общем, образовательная система США не готовит должным образом молодых людей страны — не только как образованных граждан для полноценной жизни, но и как полноценных работни­ков.

Одним из важных аспектов образования в Японии является процесс подготовки к японскому стилю жизни и работы (социали­зации), который происходит параллельно с процессом познания.

С ранних лет детей учат трудиться вместе и радоваться общим победам. У них развиваются привычка и положительное отноше­ние к напряженной работе, дисциплине, настойчивости, порядку, чистоте, вниманию к мелочам, их учат уважать свой труд. Они раз­вивают навыки работы в группе и им постоянно говорят о важно­сти образования. Эти факторы социализации, соединенные с на­выками познания, становятся мощной силой, формирующей об­разованного гражданина и грамотного работника.

Обучение происходит не только в учебных классах, но и в кор­порациях — через систему ротации, в «кружках качества», во вре­менных рабочих группах, во время поездок за рубеж. Как отмечают Лоуренс и Дайер, «их организации являются не только производ­ственными, но и обучающими, и социальными системами».

Японцы посылают своих работников учиться по всему миру. Они направляют работников аппарата управления в Школу государ­ственного управления имени Кеннеди в Гарвардском университете для изучения политических и социальных тенденций в США. Они посылают в США инженеров для получения докторской степени и научной работы. Торговые компании становятся разведывательны­ми постами, собирающими необходимую информацию.

Образование в Японии отнюдь не ориентировано только на элиту. Как заметил Ф. Гибни, Япония — одно из немногих мест на земле, где можно увидеть землекопа, читающего в обеденный пе­рерыв местный эквивалент «Нью-Йорк Таймс», или, как отмечал в своих наблюдениях С. Ранкел, лифтера, читающего «Утерянный рай», таксиста, интересующегося Матиссом, секретаршу, читаю­щую Стендаля.

Большинство объяснений японского успеха ограничивается высокой нормой сбережений, пожизненным наймом, взаимоот­ношениями государства и частного сектора, ролью профсоюзов на предприятиях. Конечно, все эти факторы оказывают влияние, од­нако наиболее важен другой — это всепоглощающая, непрерывная и хорошо организованная страсть к учебе.

Однако, несмотря на несомненные достоинства образователь­ной системы Японии, она не является совершенной. Японцы сами говорят о многих негативных и побочных эффектах. Американцам же следует использовать японскую систему как зеркало, в котором лучше видны их ошибки.

1.4. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕНЕДЖМЕНТА: ОСНОВНЫЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.