Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции профессиональной этики






Профессиональная этика не может интерпретироваться в качестве нормативно-ценностной под системы, если она сводится только к функции повышения эффективности специализированной деятельности и оставляет в стороне свою социальную миссию. Профессионал не просто следует пoведенческим нормам, но и реализует на практике соответствующий образ жизни. А справляется мораль с этой задачей с помощью ряда смысложизненных понятий.

В блоке мировоззренческих представлений можно выделить ряд родственных общем оральных понятий - о смысле жизни, культурном идеале, духовном совершенстве человека и т.п. Их включенность в преобразованном виде в ценностную систему профессиональной этики является своеобразным сертификатом ее аутентичности морали как таковой.

Они охватывают все стороны жизни человека, все грани его существования в современном мире, удовлетворяя особые мировоззренческие потребности в ценностном восприятии не обособленных, фрагментированных сторон социальной политики, а всех ее поведенческих аспектов. Это обстоятельство не всегда истолковывается должным образом ввиду того, что мораль на этом уровне непосредственно не принимает императивно-оценочной формы, не указывает прямо на модель надлежащего поведения (установка не «что делать», не «кем быть», а «каким быть»). Но так или иначе обозначенные понятия касаются профессиональной этики (хотя отнюдь не сводятся к ней). Пожалуй, очевиднее всего они интегрируются в понятии профессионального призвания (в сакральной или секулярной форме) в его веберовской трактовке как свидетельства «истинного» профессионализма.

В век «массовизации» профессиональной деятельности призвание перестает быть безусловной доминантой этического сознания профессионала, уступая место прозаическому функционализму.

Это связано и с тем, что в эпоху широкой образованности открываются возможности сравнительно легкого перехода от одного вида профессиональной деятельности к другому (призвание вряд ли имеет множественное число), не столько уменьшается число людей, воспринимающих свою жизнь как служение, сколько их доля в общем массиве профессионалов становится менее заметной, в меньшей степени оказывается объектом морального выбора: призвание не поддается тиражированию.

Этика социальной работы призвана играть важную роль в воспитании и совершенствовании личности социального работника. Она также должна способствовать развитию качеств личности, позволяющих оценивать профессиональные цели, задачи, используемые в их достижении средства, а также сами действия и их результаты с точки зрения соответствия их моральным принципам. Все это находит отражeниe в функциях профессиональной этики (рис. 4).

регулятивная
Оценочная
воспитательная


функции


Рис. 4 Функции профессиональной этики

Регулятивная функция. Профессиональная этика, начиная с исторически первых этических учений, носила характер практических нравоучений. В более поздних профессионально-этических учениях формировались всеобщие принципы и нормы морали. Этика социальной работы, находясь на этапе своего становления, не просто отображает проблемные области, в которых профессионально-этические вопросы акцентируются более напряженно, она формирует нормы нравственно должного, т.е. требования, которые должны быть выполнены. Эти нормы являются регулятором профессиональных отношений в форме нравственных предписаний, которые могут быть выражены в виде либо запрета, либо указания (..заботься о клиентах», «будь милосердным», «будь справедливым», выполняй честно свой профессиональный долг» и т.п.). Однако во всех случаях для норм характерна императивность (повелительность). Профессионально-этические нормы как бы отталкиваются от сущего (люди несовершенны) и является формой долженствования, идеальной моделью профессиональных взаимоотношений. Они выступают нравственными ориентирами социального работника. Выражая потребности человеческого общения, моральные нормы требуют от него поступать так, чтобы делать возможным человеческое общение.

Простота нравственных норм, их самоочевидность, казалось бы, должна способствовать их реализации в поведении людей. Однако, как свидетельствует история человечества, люди не всегда следуют моральным нормам.

Оценочная функция. Профессиональная этика позволяет выявить в профессиональной деятельности собственно нравственный аспект. Мораль не выступает в качестве особой сферы профессиональной деятельности социального работника, а пронизывает все ее многообразие. Поэтому необходимым компонентом качества профессиональных действий социального работника является оценка ее профессионально-этической составляющей. Моральные оценки распространяются на все профессиональные действия социального работника.

Оценка профессиональных действий основывается на их соответствии профессионально-этическим нормам.

Моральная оценка позволяет охарактеризовать умения социального работника к профессиональному общению с клиентами, коллегами. Моральная оценка профессиональной деятельности может осуществляться в различных формах: одобрения, порицания, согласия, неприятия и т.д.

Однако эти оценки могут стать основанием для административных действий по отношению к социальному работнику.

· Воспитательная функция. Профессиональная мораль, выступая обобщением практики социальной работы, призвана реализовывать себя благодаря нравственному воспитанию будущих молодых специалистов. Многие люди во все времена осознавали для себя со всей определенностью, что социальная установка должна стать организующим фактором их жизни. И если выбор профессии социального работника совпадает с такой внутренней установкой, то можно констатировать, что профессия для него является и призванием.

Однако не нужно преувеличивать роль личностных качеств, с которыми вчерашние школьники приходят в вуз для получения профессии «социальная работа». Вся система подготовки специалистов по социальной работе основывается на вере в человеческую способность к изменению, росту и улучшению. В этой связи одной из функций этики социальной работы является воспитание личности социального работника (какими нравственными качествами должен обладать социальный работник? возможно ли в профессии идеальное воплощение морального долга?).

Задачей нравственного воспитания средствами этики социальной работы является не только нравственное просвещение, но и необходимость формирования практических навыков у будущих специалистов, что позволит им реализовывать нравственные идеалы в их повседневной жизнедеятельности.

Хотя этика социальной работы не вырабатывает сами принципы, она является важной ступенью в развитии этического знания, так как повышает практическую эффективность принципов нормативной этики. Этика социальной работы не только применяет известные принципы морали к специфическим видам деятельности социальных работников, но и формулирует дополнительные требования к выполнению служебного долга, исходя из особенностей направлений деятельности социального работника.

Поскольку сфера профессиональной деятельности социального работника очень широка (работа с проблемой клиента, другими службами, учреждениями и организациями), то его нравственная позиция и должностная инструкция находятся в постоянном взаимовлиянии.

Нравственная позиция социального работника предваряет само действие, определяя его моральный выбор, который существует, если имеется несколько вариантов действий. Их наличие затрудняет осуществление морального выбора, делая значимым для социального работника знание профессионально-этических требований, предъявляемых к профессии. Не всегда можно оценить моральную значимость данных действий социального работника для клиента, других людей, выявить отдаленные последствия этого действия. Поэтому важным фактором морального выбора являются нравственные качества социального работника.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.