Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богатство - бедность, добро - зло, честь - бесчестье и т.д.






При этом часто оказывается, что позитивная ценность для одного может иметь негативный смысл для другого. Ценности обычно организованы в систему, часто называемую системой ценностных ориентаций. Она выстроена в некую иерархию в зависимости от приоритета, значимости для носителя ценностей, которые выстраиваются, ранжируются по этой значимости.

Главный источник ценностей кроется в социальном взаимодействии, где постепенно формируется представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», где объекты наделяются ценностным значением социальными группами в зависимости от их истории, социального статуса и характера отношений с другими группами.

Суть ценности определяется различными субъективными смыслами, которые вкладываются людьми во внешне совершенно одинаковое действие.

Не имея возможности даже поверхностно рассматривать их, остановимся лишь на наиболее важных моментах, обязaтeльныx для нашей темы.

Социальная общность любого масштаба - от индивида до человечества - имеет свою, принимаемую большинством систему ценностей, поэтому можно говорить об общечеловеческой системе ценностей, системе ценностей данного общества, данной социальной группы. Каждый человек, входя в эти общности, в той или иной степени усваивает соответствующую систему ценностей. Они закрепляются в его сознании, психике. По существу то, что называют идеологией, есть не что иное, как зафиксированная в различных формах система ценностей, а процесс воспитания, «культивирования» личности - это процесс внедрения соответствующих ценностей.

Можно говорить о трех формах существования ценности (рис. 5). В силу того что ценности непосредственно «не дaны» и «не представимы», они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего - через нормы. Типологически ценности разделяются на ценности-цели, ценности-средства (инструментальные ценности), ситуативные ценности.

Ценность следует отличать от данности (факта). Для более эффективной практики следует различать ценностные пропозиции (должное) и подтвержденные фактуальные пропозиции (то, что действительно существует, т.е. данность), поскольку эти различные типы могут по-разному развиваться, проверяться и подтверждаться.

Общественный идеалабстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни (истина, красота, справедливость, демократия, равенство и пр.)  
Предметное воплощение общественных идеалов (произведения культуры, человеческие поступки)  
Личностные ценности(один из источников мотивации поведения)    

 


Рис 5. Формы существования ценностей

Ценность следует также отличать от потребности, хотя ценности предстают как желаемые конечные результаты, которые отражают человеческие потребности.

Ценность нужно отличать и от права в том смысле, что право - это признанное, узаконенное притязание на социальные вызовы и ресурсы, которыми люди обязаны воспользоваться. Следовательно, гражданские права относятся напрямую к ценностям справедливости и свободы.

Социальные работники на протяжении длительного времени проявляли явное стремление к ценностному самоопределению и особое внимание к ценностной рефлексии. На ранних этапах становления профессии социального работника часто представляли как человека, который из христианских побуждений делает добро и оказывает необходимые услуги, выступая в качестве морального агента общества. В то же время довольно долго проблемы ценностной регуляции социальной и психологической помощи находились на периферии профессиональной рефлексии.

Это объяснялось стремлением социальных работников к построению объективной и безоценочной в морально-этическом плане практики, ориентированной на классические идеалы научности. Работники, занимавшиеся благотворительностью на начальных этапах становления профессии, были склонны возлагать вину за бедность, нищету, социальные девиации на дефекты нравственного сознания (например, на недостаток трудолюбия), присущие бедным, и полагали, что они нуждаются в первую очередь в моральном перевоспитании.

Позднее профессиональная система ценностных ориентаций и этических принципов деятельности социальных работников стала предметом широкого обсуждения. Сегодня можно говорить о сложившейся системе ценностей социальной работы, которая формировалась в процессе исторического развития общества. Нравственная основа общественных учений и идеалов в конечном итоге образовала не только ценностные концепты индивидуального взаимодействия нуждающегося и помогающего субъектов, но и ценностные ориентации профессиональной социальной работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.