Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Этика социальной работы как система принципов и нравственных норм профессиональной деятельности.






Материалы лекций.

План

1. Понятия: «этика» и «мораль». Предмет этики. Зарождение и развитие этической науки.

2. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного аспектов этического знания.

3.Функции профессиональной этики: регулятивная, оценочная, воспитательная.

1. Предмет, цели и задачи курса. Социальная работа – это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях, что обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника.

Вывод 1.Поэтому профессионализм – это не только владение общекультурными и профессиональными знаниями, опытом, но и способность оценивать свои действия в моральном плане.

Важную роль в развитии профессиональных качеств социального работника играет его моральный облик, личная привлекательность в общении с другими людьми, наличие необходимых психологических черт характера. Профессиональная мораль становится действенной основой поведения социального работника не сама по себе и не наряду с психологическими мотивами, личностными качествами, а всегда преломляясь через них.

Реализация моральных принципов в деятельности социальных работников нередко затруднена объективными обстоятельствами, по причине которых социальный работник не всегда может не допустить возникновение нравственных конфликтов. Социальному работнику приходится подчас реализовывать моральные ценности в сложных, необычных условиях.

Вывод 2. Нормы профессиональной морали являются одним из видов знания, которым социальный работник должен овладеть.

1. Понятия: «этика» и «мораль». Предмет этики

Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения.

Так, когда мы говорим, например, о христианской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в Нагорной проповеди И. Христа. Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является достойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретической дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», первоначально означающего – совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появляться новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обычай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мысли, нрав, обычаи не только формируются в совместном общежитии, но и проявляют себя в нём.

Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал прилагательное - этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умеренность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изучающая этические добродетели, а также добродетельные поступки была названа Аристотелем этикой. Итак, в 4 в. до н. э. этическая наука получила своё имя, которое носит до наших дней.

Латинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), которое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От этого прилагательного позднее было образовано существительное «мораль», совпадающее по содержанию с термином «этика». Таким образом, по этимологическому содержанию греческое понятие «этика» и латинское - «мораль» являются эквивалентными. Позднее в русском языке появилось слово «нравственность», значение которого совпадает с греческим - " этика" и с латинским - " мораль". Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом языке используются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим о медицинской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления – набор правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосочетаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки, и т.п. Однако отождествление понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются. В сложившейся учебно-академической традиции термины «этика» и «мораль» несут разный смысл.

При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» - то, что данной наукой изучается. Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мораль» и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философского знания, исследующую мораль, (нравственность). (Понятия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы). Итак, этика – это философская наука о морали (нравственности).

Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не является достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика – это и дать толкование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?

Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали (мораль - это система высших ценностей), а вторая - отмечает императивный характер (Императивный (лат. impe-rativus — повелительный) — побудительный, обязательный, непроизвольный, навязчивый) нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно ценным.

Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель, характеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки. Как отмечал В.С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта в этом процессе. Кант обосновывал решение нравственных проблем, исходя из самой морали. Он считал, что нет необходимости характеризовать мораль с помощью каких-либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим законам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на уважении к нравственному закону. Человек по своей природе несовершенен. Он не всегда следует этому закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было и есть. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика – это наука не о сущем, а о должном.

Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно» поступать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это делает убедительными её рекомендации для личности, поставившей перед собой задачу нравственного совершенствования.

Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделам философии, а также с другими науками (социологией, психологией, богословием и др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникновение не только в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так как в осмыслении нравственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Поэтому мораль исследуется психологией. Не менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования, позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в определённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретно научных исследований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспитательной, психологической и т.д.). Этика же, являясь философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.