Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы этико-ценностного регулирования профессиональной деятельности и отношений.






Мир профессий начал складываться - технически, организационно и психологически - на исходе Средневековья, хотя своими корнями он восходит к зрелой античности.

Процесс модернизации обусловил широкую профессионализацию общества. В ту эпоху в Европе происходили масштабные и интенcивныe процессы роста общественного разделения труда как основы уже профессионального разделения.

В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с потребителями продуктов их труда, в опыте регулирования их деятельности появляются зачатки профессиональной этики. Они дополняли обычные нормы, санкции, Мировоззренческие рефлексии. Об этом свидетельствуют университетские библиотечные каталоги начала-середины XУІ столетия. Естественно, в них указывались прежде всего труды медицинской этики, опирающейся на письменные и устные свидетельства времен античности, которые по-разному оценивали этический фактор во врачевании.

Складывается этика банковского дела и торговли, адвокатская этика и этика отношений в области науки и образования и т.д.

Вначале речь идет преимущественно о повышенных требованиях к поведению профессионалов в отдельных сферах деятельности, а не о каких-то новых моральных требованиях, – в основном в тех сферах, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей людей с помощью высококвалифицированного труда.

В таких видах деятельности административных, организационных и даже правовых инструментов оказывается недостаточно, так как деятельность профессионалов не умещается в систему технологически строго упорядоченных действий. Труду в этих сферах не свойственны, жесткая запланированность и формализованность, позволяющие сравнительно просто применять названные регулятивные механизмы.

В то же время профессиональный труд опосредован разносторонними комплексами гуманистических интенций и мотивов, поскольку от эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе, защита его прав и основных жизненных ценнocтeй. Максимально индивидуализированный, подобный труд исчисляется, как правило, через воздействие на последующую жизнедеятельность людей. Тогда-то и возникает необходимость в новых побуждениях, ограничениях и запрещениях, в новой мотивации, ценностях и идеалах.

Все это вызывает новую - более высокую и многогранную - моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях, всевозможные «клятвы».

Они были призваны выполнить следующие задачи:

- обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых так или иначе находили выражение интересы «пользователей» профессиональной деятельности;

- поддержать моральный престиж и репутацию сообществ профессионалов во всем обществе, внушить к ним доверие и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравственные предпосылки для собственного развития членов этих сообществ.

Наряду с требованиями, обращенными вовне, профессиональные сообщества стремились выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие взаимоотношения их членов. Весьма характерны в этом смысле уставы, определяющие жизнедеятельность цехов в городах Западной Европы.

Совокупность новых ценностей и норм поведения образует ту или иную профессиональную этику. При этом часто возникают своеобразные синтезы моральных, правовых, политико-административных, общекультурных норм и соответствующих смешанных видов ответственности отдельных профессионалов, целых организаций, профессиональных сообществ. Такого рода ценности и нормы преобладают в кодексах профессиональной деятельности, практически именуемых именно моральными или этическими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.