Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи научной благотворительности






Во второй половине XIX в. в благотворительной деятельности многих стран произошло изменение. Нравственная ценность благотворительности стала рассматриваться в оказании такой помощи людям, которая бы позволила им стать более ответственными за себя, свою жизнь. Этические проблемы помощи начинают рассматриваться на государственном уровне. Возникает потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и в практических шагах в решении связанных с ними проблем. В деятельности благотворительных организаций происходит сдвиг к профессионализации. Это нашло свое отражение в появлении так называемой «научной благотворительности».

Научная благотворительность стала в своем роде антитезой (протипоставлением) существовавшим формам благотворительности.

Пропагандисты научной благотворительности верили, что свободная экономическая политика должна регулироваться моральными нормами персональной и общественной ответственности в традиционных религиозных понятиях благотворительности. Их отправной точкой была идея того, что предшествующая практика оказания помощи была сентиментальной, ошибочной, обрекающей себя на неудачу. Они отмечали явную необоснованность раздачи милостыни направо и налево и безотчетность распределяющих пожертвования, эксплуатирующих добрые намерения наивных дарителей. Организаторы кампаний научной благотворительности разработали методы обследований и планирования помощи в каждом отдельном случае, что позволяло, по их мнению, регулировать поток пожертвований.

Идеи научной благотворительности вначале получили поддержку лишь среди представителей деловых и профессиональных кругов. Ее лидеры защищали принципы равенства и братства.

Цель социальной работы как профессиональной деятельности была ярко выражена в девизе одного из американских журналов: «Благотворительность сегодня может стать справедливостью завтра».

В этот период уже начинают складываться определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, несправедливость, безнадзорность, сиротство и т.п. они становятся основными понятиями и базовыми доминантами теорий солидарности или либерализма. Как социально-политическое мировоззрение XIX в. либерализм был представлен различными концепциями, но все они были связаны с вопросами ответственности и морального долга государства перед человеком за невозможность предоставить все условия для его нормального существования.

Вопрос, кому и как помогать, имеющий под собой важную морально-нравственную подоплеку, становится в дальнейшем одним из важнейших и вызывает волну исследований в области государственной политики, изучения личности нуждающегося, а также форм и методов помощи.

Особенность нового подхода проявляется в том, что личность нуждающегося в помощи рассматривается не только в контексте общей социальной проблематики, но и неотрывно от способа помощи; подходы к личности осмысливались не только в контексте гуманистических доктрин, но и в дискурсе социально-патологических проявлений в обществе.

Изучение условий жизни нуждающегося, естественно, приводило к изучению условий жизни его семьи. Это способствовало появлению концепций, рассматривающих семью как основную ячейку общества, изменив которую, можно существенно изменить и само общество. Все это оказало определенное влияние на политику благотворительной деятельности, которая в конце XIX в.

В качестве основной причины бедности стали рассматривать объективную социально-экономическую ситуацию в обществе, вследствие чего получают развитие новые модели оказания помощи:

• максимально приблизить источник оказания помощи к нуждающимся слоям населения;

• сделать помощь наиболее адекватной нуждам конкретного человека.

С целью решения поставленных задач начали привлекать добровольцев, которые с готовностью несли помощь бедным в городские трущобы и даже селились там, чтобы лучше узнать ситуацию и оказать посильное содействие, которое перестало сводиться только к материальному вспомоществованию и включало морально-психологическую и социальную поддержку. Не получая материального вознаграждения за свой труд, добровольцы действовали по собственной инициативе, руководствуясь в первую очередь собственными побуждениями и гуманистическими идеалами, основу которых составляли представления о правах человека.

Постепенно в западном обществе начинает формироваться система некоммерческих социальных служб, финансируемых из средств различных благотворительных организаций. В числе важных особенностей этой системы можно назвать:

• индивидуальный подход к клиенту и его проблеме;

•гуманитарный характер деятельности;

• стремление к комплексному подходу в оказании помощи;

•активное использование в работе добровольцев, которые не только были непосредственными исполнителями, но и нередко выступали с инициативой организации социальных служб.

По мере того как развивалась и ширилась система профессиональной подготовки социальных работников, формировалось и профессиональное сообщество, в котором большое внимание уделялось поддержанию гуманистического и альтруистического духа в среде специалистов.

Этические кодексы, которые принимаются Международной федерацией социальных работников и национальными ассоциациями социальных работников (США, Великобритания, Россия и др.) (70-90-е п. ХХ в.) объединили систему принципов, определяющих ожидания специалистов, операциональный набор профессиональных ценностей, правила поведения, с которыми представители профессии обязаны соотносить свои действия, чтобы оставаться достойными членами своих организаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.