Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к главе 4






1. Укажите комплекс мер, которые необходимо осуществить на предприятии для налаживания оперативного контроля за обработкой и выполнением заказов. Данные о предприятии: завод с мелкосерийным типом производства, выпускающий нестандартное оборудование для предприятий приборостроения; заказы принимаются непрерывно, план их реализации составляется на квартал за 10¸ 12 дней до начала очередного квартала; выпускаемые серии, как правило, являются сборными (сформированы на основе нескольких заказов); партии поставки формируются на складе предприятия, отгрузка осуществляется автотранспортом или железнодорожными контейнерами непосредственно получателям (т. е. по прямым связям); контроль за движением готовой продукции осуществляет отдел сбыта, при этом документально оформляется только поступление на склад и передача подготовленных грузовых партий (или единиц) автотранспортному предприятию или товарной станции железной дороги; выполнение заказа регистрируется при получении от заказчика соответствующего уведомления или претензии; данные о движении заказов хранятся на бумажных носителях полгода после выполнения или разрешения соответствующих споров; учет не автоматизирован; большинство работников службы сбыта не имеет навыков работы с персональными компьютерами, специалисты не знакомы с АСУ складского учета и документирования; транспортные организации не предоставляют каких-либо данных о процессе доставки, кроме случаев, оговоренных транспортными уставами; с получателями не ведется регулярная работа по повышению качества поставок (срочность, комплектность, сохранность, укладка, упаковка и т. д.)

2. Сформулируйте доводы «за» и «против» установления прямых связей по поставкам между двумя предприятиями.

Данные о поставщике: предприятие по первичной переработке древесины, годовой объем 200 тыс. м3; продукция - пиломатериалы, используемые в строительстве и производстве мебели; отгрузка осуществляется либо железнодорожными вагонами, либо большегрузными автоприцепами, соответственно минимальный размер отгружаемой партии составляет 60 и 15 м3; доставка может осуществляться автотранспортом поставщика в радиусе 300 км. при наличии дорог с твердым покрытием; возможен самовывоз; отгружаемые партии однородны; цены отпуска со склада на 5 % ниже среднеотраслевых для данного региона; предприятие не готово осуществлять дополнительную обработку продукции по желанию заказчика (размерная распиловка, дополнительная сушка и т. д.).

Данные о потребителе: предприятие, изготавливающее комплекты офисной мебели под заказ; годовой объем потребления пиломатериалов 5 тыс. м3, их доля в производственной себестоимости продукции – 55 %; потребление не ритмично, что вызвано характером потока заказов на мебель; емкость собственного склада пиломатериалов – 150 м3, использование складов общего пользования считается экономически неоправданным; собственная установка для дополнительной сушки древесины выработала свой ресурс; затраты на хранение и вывоз отходов выше средних для предприятий такого типа; нет собственных подъездных путей; перспективы роста выпуска мебели благоприятны, но возможности расширения производства на собственной промплощадке незначительны; специалисты прорабатывают возможности сокращения собственного заготовительного производства для создания дополнительных участков изготовления деталей мебели и ее сборки.

 

5. Транспортная логистика

5.1. Понятие и сущность транспортной логистики

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику. При этом с 80-х годов начинается органическое срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой системы «производство — транспорт — распределение».

Новый подход к транспорту как к составной части более крупной системы, т. е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них (например, от одной железнодорожной станции до другой, из порта в порт или с терминала на терминал). Однако с позиции организации перевозок целесообразно анализировать весь процесс перевозки в целом от двери грузоотправителя до двери грузополучателя. Если же учитывать интересы клиентов, то здесь необходимо принимать в расчет не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку, хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов и продукции в зоны потребления и все связанные с этим информационные процессы, сопровождающие материальный поток. Такой подход способствует оптимальному выбору системы транспортных услуг, ибо качество перевозок как важнейшего вида логистического сервиса, как правило, в большей мере отражается на общих расходах на процесс доставки, чем на себестоимости перевозок. Опыт многих транспортных фирм, взявших на вооружение логистическую концепцию, показывает, что политика дополнительных услуг, не связанных непосредственно с перевозками, имеет большое значение и дает положительные результаты. Она повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, позволяет ускорить внедрение более прогрессивных транспортных технологий и улучшить обслуживание потребителей, находящихся в постоянном контакте с перевозчиком, а также укрепить свое положение на рынке транспортных услуг.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

К основным задачам транспортной логистики относятся:

· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных каналов (коридоров) и транспортных цепей;

· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· совместное планирование транспортного процессасоскладским и производственным;

· выбор вида и типа транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт не общего пользования– внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация и управление им осуществляются совместно с решением задач производства, закупок и распределения и т. д.

5.2. Выбор вида транспорта

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока. Зачастую транспортный сервис дополнен операциями грузопереработки, например, на грузовых терминалах и т. д. Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от отрасли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг — транспортного сервиса. С позиций потребителя транспортный сервис должен обеспечить доставку груза обусловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т. п. Поэтому транспортировку можно определить как логистическую функцию, связанную с перемещением материального потока определенным транспортным средством в логистической цепи (канале, сети), и состоящую, в свою очередь, из множества логистических операций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование и т. п.

Управление транспортировкой на фирме состоит из нескольких основных этапов:

· выбор способа транспортировки;

· выбор вида транспорта;

· выбор транспортного средства;

· выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;

· оптимизация параметровтранспортного процесса.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования.

Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на больше расстояния. Недостатки: Ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам потребления (продаж); недостаточно высокая сохранность груза.

Морской транспорт. Достоинства: неограниченная дальность и возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: низкая частота отправлений судов (длительное пролеживание грузов в портах); низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; жесткие требования к упаковке и креплению грузов.

Внутренний водный (речной). Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость; высокая универсальность. Недостатки: низкая скорость доставки грузов; зависимостьот неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность соблюдения графика доставки и сохранность груза.

Автомобильный транспорт. Достоинства: высокая доступность дляпользователей; возможность доставки груза «от двери до двери»; высокая маневренность, гибкость, динамичность; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; высокая сохранность груза; возможность отправки груза маленькими партиями; широкие возможность выбора наиболее подходящего перевозчика. Недостатки: низкая производительность; зависимость от погодных и дорожных условий; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; недостаточная экологическая чистота; срочность разгрузки, сравнительно малая грузоподъемность.

Воздушный транспорт. Достоинства: наивысшая скорость доставки груза; высокая надежность; наивысшая сохранность; возможность достижения отдаленных районов и доставки грузов без перевалок. Недостатки: высокая себестоимость перевозок (наивысшие тарифы среди других видов транспорта); высокая капиталоемкость, материало-и энергоемкость перевозок; зависимость от погодных условий.

Трубопроводный транспорт. Достоинства: низкая себестоимость; очень высокая пропускная способность; высокая сохранность груза; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов); непригодность для транспортировки малых объемов грузов.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы (универсальность), способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки. Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

· надежность соблюденияграфика доставки;

· время доставки;

· стоимость перевозки.

На практике для транспортировки продукции можно применять не только один вид транспорта, а несколько. Проблема смены видов транспорта решается с помощью интегрированных (сквозных) технологий переработки грузов. Они предполагают, что оборудование, применяемое на одном виде транспорта, технологически совместимо с процессами переработки грузов на другом виде транспорта. Это означает, что, например, контейнер, перевозимый грузовиком, может использоваться на железнодорожном терминале для дальнейшей транспортировки груза. При этом железная дорога может перевозить контейнер вместе с грузовиком. Стандартизация размеров и конструкции контейнеров позволяет применять их на многих видах транспорта, при этом перевалка требует минимального времени и затрат. Это обусловливает быстрое распространение контейнерных перевозок, несмотря на то, что при этом повышаются стоимость и вес единицы груза, возникают проблемы с их возвратом или обратной загрузкой контейнеров.

В качестве компонентов транспортной системы рассматривают пути (железнодорожные, автомобильные дороги, воздушные трассы и др.), терминалы, подвижной состав и тяговые средства. Для логистического менеджмента определяющими являются некоторые технико-эксплуатационные параметры этих компонентов. Для подвижного состава такими параметрами являются:

· техническая и эксплуатационная скорость;

· габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств;

· полная масса, нагрузка на оси;

· мощность двигателя (силовыхустановок);

· грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т.п.

Для путей сообщения:

· пропускная способность;

· ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;

· допустимая нагрузка на дорожное полотно.

Для терминалов:

· полезная складская площадь;

· количество оборотов (скорость оборота);

· производительность подъемно-транспортного и складского оборудования и т. д.

Особая роль в логистических системах принадлежит автомобильному транспорту, который является наиболее гибким и мобильным. Без автомобильного транспорта практически невозможна реализация современных логистических технологий (например, JТ, «от двери до двери») в системах снабжения и сбыта товаропроизводителей.

5.3. Классификация перевозок в зависимости от вида транспорта

В зависимости от вида транспорта грузовые перевозки классифицируются следующим образом:

Железнодорожный транспорт.

1. В зависимости от вида грузовых сообщений:

· местное в пределах одной дороги;

· прямое в пределах двух и более дорог;

· прямое смешанное: железнодорожно-водное перевозка по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и водного транспорта или прямое смешанное железнодорожно-автомобильное по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и автомобильного транспорта;

· прямое международное по единому перевозочному документу с участием дорог двух или более государств.

Кроме того, Уставом железных дорог Российской Федерации предусмотрены прямые смешанные (комбинированные) сообщения: железнодорожно-водно-автомобилъное, железнодорожно-воздушное и другие.

2. В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной:

· мелкой отправкой, считается партия груза массойдо 10 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы;

· малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона;

· повагонной отправкой для которой требуется отдельный вагон при нормальном использовании его грузоподъемности (грузовместимости);

· групповой отправкой — перевозится такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньше маршрута;

· маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме маршрута (поезда).

3. В зависимости от скорости доставки перевозки подразделяют на следующие виды:

· грузовая, перевозки осуществляются в обычных грузовых поездах;

· большая, в ускоренных поездах (скоропортящиеся грузы);

· пассажирская, перевозка багажа и грузов с пассажирским поездом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.