Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Україна у світових міграційних процесах






Рост открытости украинского общества неминуемо приводит к все большему втягиванию Украины в международный обмен рабочей силой. Переход к рыночной экономике создает реальные условия для формирования рынка труда. Одной из важных черт его становления является резкий рост миграционных процессов как внутри страны, так и за ее границами. Усиление территориальной миграции населения предопределяется такими причинами:

1. структурной перестройкой экономики и связанными с ней ростом безработицы, процессами разгосударствления собственности и приватизации, которые сопровождаются увеличением мобильности капитала, его интенсивным межотраслевым и географическим переливанием;

2. неравномерностью в размещении производительных сил, существенными отличиями в социально-экономических условиях жизни;

3. резким ухудшением экологической ситуации;

4. интенсификацией миграционных процессов внутри страны;

5. расширением внешнеэкономических связей Украины, а также либерализацией режима выезда граждан за границу.

Рыночная трансформация экономики Украины осуществляется крайне непоследовательно и бессистемно, что приводит к росту негативных явлений, углубления хозяйственного хаоса.

Чувство постоянной обеспокоенности у населения страны вызывают два фактора, угрожающих его физической и экономической безопасности: беспрецедентный рост бандитизма и надвигание массовой безработицы.

Проблема массовой безработицы и обнищания широких масс населения может быть частично решена за счет миграции, выезда части граждан Украины за ее границы в поисках работы и средств проживания. Не секрет, что из-за постоянного ухудшения социально-экономической и морально-психологической ситуации в Украине эмиграционные настроения населения растут. Но если раньше основным мотивом эмиграции был этнический, то в последний период таким стал экономический фактор.

После снятия искусственных препятствий на пути воссоединения семей количество эмигрантов из Украины очень быстро возросло. По большей части эмигрировали евреи, немцы, венгры, греки.

Стабилизация и даже сокращение количества тех, кто выезжает за границу на постоянное проживание, свидетельствует, с одной стороны, об определенной исчерпанности ресурсов этнической эмиграции, а с другого — об усилении ограничительной иммиграционной политики стран-реципиентов.

По материалам прессы и оценкам экспертов, за границей сегодня работает от 1 до 3 млн. украинских граждан, подавляющая часть которых устраивается на работу нелегально.

Попробовать трудоустраиваться за границей в период поездки по личному приглашению стремится половина тех, кто получает разрешение на выезд. Их можно отнести к категории полулегальных иммигрантов, поскольку, получив право на выезд в ту или другую страну, они не имеют при этом разрешения на получение работы, но нелегально все-таки получают ее.

Главные факторы массовой эмиграции:

• большая разница в условиях жизни и уровни заработной платы в Украине и странах Запада;

• отсутствие перспектив профессионального роста для многих способных людей;

• экономическая нестабильность в стране и неопределенность путей выхода из нее;

• отсутствие безопасности граждан.

К сожалению, нам не удастся избежать не только выезда простой рабочей силы, но и «оттока умов», причем во многих случаях безвозвратного. Экономические и профессиональные мотивы «оттока умов» заключаются в неудовлетворении специалистов не только материальным состоянием, но и своим статусом в обществе, низким социальным престижем, невозможностью вполне реализовать творческие возможности.

В настоящее время международная миграция рабочей силы превратилась в существенный экономический, социальный и гуманитарный фактор развития как стран-экспортеров, так и тех, что принимают. Каждая из сторон, которая принимает участие в процессе обмена трудовыми ресурсами, пытается получить для себя конкретную пользу. Что касается Украины, то ее в ближайший период ожидает, вероятнее всего, судьба страны-поставщика рабочих рук на европейский и мировой рынок труда. Но и в этом качестве она может получить ряд экономических выгод:

1. снизить уровень безработицы и смягчить таким образом социальную напряженность в обществе;

2. значительную часть заработной платы эмигранты будут передавать на родину, что пополнит валютный фонд страны;

3. разработанные МОП решения дают Украине право ставить вопрос о получении компенсации за подготовку рабочей силы от стран — возможных пользователей ее трудовых ресурсов.

Кроме того, межгосударственные трудовые миграции — важный фактор поступления в страну новых технологий, опыта работы, перестройки профессиональной и квалификационной структуры занятости, быстрого и эффективного приспособления к условиям мирового рынка.

Однако вполне очевидно и то, что массовый отток производительной рабочей силы, особенно ученых и специалистов, нанесет Украине значительные экономические, интеллектуальные и моральные убытки. Выезд квалифицированных кадров, молодых специалистов негативно повлияет на профессиональную структуру работоспособного населения, ухудшит его половозрастной состав. Эмиграция, как правило, сопровождается вынужденным разрывом, пусть и не окончательным, семейных связей, их ослаблением.

Миграционная политика Украины должна опираться на межгосударственные соглашения со странами - потенциальными пользователями нашей рабочей силы.

Такие соглашения, кроме правовой и социальной защищенности соотечественников за границей, должны предусматривать планомерный, целеустремленный отбор наших земляков, их профессиональную подготовку и переподготовку на месте к выезду за границу, отслеживать условия проживания и, как уже отмечалось, компенсацию за подготовку кадров нашим государством (расходы на воспитание, образование, оздоровление и др.). Важной функцией молодой украинской дипломатии должна стать защита интересов граждан Украины за границей, независимо от того, в какой стране они находятся.

Необходимо создать специализированные биржи труда — для посредничества по наему украинских граждан на работу за границей. Такие биржи брали бы на себя функцию подбора рабочих мест, заключение контрактов, гарантировали бы выполнение соглашений принимающей стороной.

Миграция — это двусторонний процесс. Экспортируя собственную рабочую силу, Украина неминуемо будет импортировать иностранную рабочую силу. Внедрение в производство заграничных технологий, освоение «ноу-хау», повлекут прилив из-за границы бизнесменов, менеджеров, коммерсантов и других специалистов. Возможные каналы прилива иммигрантов:

1. возвращение на родину части тех украинцев, которые живут и работают в России, других странах, которые образовались на поприщах прежнего Союза. Эта проблема нуждается в решении на межгосударственном уровне;

2. реэмиграция патриотически настроенных представителей дальнего зарубежья, которые проживают в Северной и Южной Америке, Австралии и других странах мира;

3. приглашение при необходимости на работу специалистов и рабочих кадров из разных стран Европы, Азии, Америки по лицензиям. Пока еще Украина использует труд иностранных рабочих в тех отраслях производства, где из-за тяжелых условий труда чувствуется нехватка рабочих рук. Это металлургическая, швейная, суконная, обувная, машиностроительная и некоторые другие отрасли.

4. въезд беженцев, которые спасают свою жизнь, а также возвращения ранее депортированных народов (крымских татар, немцев).

Таким образом, интеграция Украины в мировой рынок труда предусматривает всесторонний учет тенденций развития современной международной трудовой миграции, ее форм и особенностей, механизма ее государственной регуляции.

Украина в составе СССР была изолирована от мировых миграционных процессов. Сейчас делаются первые робкие шаги цивилизованного включе­ния в эти процессы.

1. Украина является членом МОТ, что обязывает ее соблюдать между­народные миграционные нормы.

2. В Украине возникли организации, оказывающие услуги по трудоуст­ройству за рубежом. Сегодня существуют два основных вида фирм, оказы­вающих подобного рода услуги: информационно-консалтинговые фирмы и имплоймент-агентство.

3. Издержками в становлении посреднических фирм в Украине является то, что существует немало «агентств» по трудоустройству, связанных с кри­минальным бизнесом. Поэтому для деятельности информационно-консалтинговых фирм и имплоймент-агентств в Украине необходимы серти­фикаты и лицензии Министерства труда Украины.

4. Основные направления миграционных потоков из Украины только начинают вырисовываться. В качестве векторов эмиграции выделяются такие страны как США, Канада, Израиль, Германия, Греция, ЮАР, Польша, Россия, Чехия, Португалия, Италия, Испания, Австрия, Австралия, Англия и др. В послед­ нее время в качестве центров притяжения эмигрантов становится Россия. В эти страны устремляются потоки как высококвалифицированных специали­стов (речь идет в т.ч. об «утечке умов»), так и рабочие низкой квалификации, готовых к выполнению любой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.