Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 7. Домашние животные, их предки и дикие сородичи






Цель. Закрепить знания о домашних животных, их роли в жизни людей; дать элементарные представления о предках этих животных; формировать понимание взаимосвязи животных с человеком; воспитывать бережное и заботливое отношение к живым существам.

Примерное содержание знаний, осваиваемых детьми.

Домашние животные – так называют существа, которые приручены человеком и не могут жить без его помощи.

Когда-то, в очень давние времена все животные были дикими. Первобытные люди тоже были дикими, и у них, конечно, не было своего домашнего хозяйства. Поэтому им приходилось охотиться, чтобы добыть мяса для еды, кожу и шкуры для изготовления одежды. Из рогов, клыков, костей животных изготовлялись ножи, иглы и наконечники для стрел. Наблюдая за зверями, люди постепенно изучали особенности их образа жизни, основные потребности, повадки. Эти знания помогли приручить и одомашнить некоторых из них.

Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Древние охотники, загоняя крупного зверя в глубокую яму - ловушку, нередко использовали собак, ценя их тонкое чутье, острый слух, способность выслеживать и поднимать с лежки зверей. Часть добычи люди отдавали верным помощникам. Так, с совместной охо­ты и началась их общая дружба. Сегодня эти животные – активные участники нашей жизни. Они защищают жилище человека, вместе с ним служат на границе и в милиции, пасут стада сельскохозяйственных животных, спасают упавших в воду людей, выносят их из огня, отыскивают под развалинами домов и снежными завалами, помогают слепым и больным.

Когда первобытные охотники отправлялись добывать кабанов, ди­ких козлов, быков, баранов, они нередко приносили домой их детены­шей. Дети играли с поросятами, козлятами, телятами, ягнятами, и молодые животные привыкали брать пищу из рук, становились руч­ными. Прирученных зверей держали в загонах и на волю не отпускали. Так в стойбищах людей стали жить домашние коровы, козы, свиньи, овцы, потом появились куры, утки, гуси. Человек заботился о своих питомцах: кормил, поил, устраивал теплые жилища, помогал выращивать потомство, мыл, лечил. Прирученные животные настолько привыкли к условиям, которые создавались для них, что уже не могли жить самостоятельно, без помощи людей. Появилось животноводство.

Позднее человек подметил, что у сильных и здоровых животных рождалось такое же потомство, и стал отбирать лучших среди зверей и птиц, чтобы они передавали свои ценные качества потомкам. Шло время, домаш­ние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей и по внешнему виду, и по характеру. Они ми­ролюбивы и покладисты, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту. Домашние коровы и козы стали давать боль­ше молока, чем их дикие предки, овцы - больше пуха и шерсти, свиньи - больше мяса и сала. Со временем домашними стали не только млекопитающие и птицы, но и насекомые (пчелы).

Сегодня нашу жизнь без домашних животных невозможно представить. Они обеспечивают население продуктами питания (молоко, мясо, яйцо, жир), легкую промышленность сырьем (шерсть, кожа, перья, пух,), дают некоторые корма (костная мука), лекарственные средства (пчелиное маточное молочко), естественное удобрение (навоз).

Во все времена человек с любовью и заботой относился к четвероногим помощникам, неизменным спутникам, кормильцам и друзьям. О них слагались стихи, сказки и легенды, при­думывались пословицы и поговорки. Люди изображали своих любимцев сначала на камнях, потом на глиняной посуде, вышивали их на занавесках, полотенцах, ска­тертях, вырезали из дерева и камня, рисовали на бумаге и холсте.

Многие предки домашних животных и сейчас встречаются в дикой природе. Для примера вспомним архара, кабана, волка, диких кошку, уток, гусей.

Архар или горный баран – очень красивое, стройное животное с причудливо изогнутыми рогами. Живет, как правило, в горах, на больших высотах. Ведет оседлый образ жизни, придерживаясь мест, где в течение года можно найти корм и не ступает нога человека. Питается клевером, смородиной, шиповником, типчаком. Летом пасется вместе с собратьями утром и вечером, а в жаркие часы отдыхает. Зимой растения укрыты снегом, и на их поиск и откапывание уходит целый день.

Волк охотник опытный. Он не станет напрасно гоняться за зайцем, оленем, кабаном. Перекусить можно и мышью, ужом, лягушкой – в лесу живности много. А охота требует сил и терпения. Волк долго выслеживает жертву и нападает, когда та даже не подозревает о грозящей опасности. Конечно, крупного зверя, вроде лося, стаей одолеть легче, что волки и делают зимой. Но тогда добычей приходится делиться. Когда же серый в одиночку наедается до отвала, голод появляется лишь через 1 – 2 дня.

Кабан - толстокожее существо с густой темной щетиной на теле и загнутыми вверх клыками. С их помощью животное защищается и ловко выкапывает корни растений. Надо отметить, что кабан неприхотлив в еде. Более всего ему по вкусу желуди, орехи, ягоды, грибы. Но он никогда не пройдет мимо червей, насекомых, мышей и прочей мелкой живности, подвернувшейся ему на пути. Особое счастье испытывает кабан, попав на огород. Картофель, репа, морковь, кабачки – все исчезает в пасти обжоры.

Внешне дикая кошка похожа на обычную домашнюю кошку, однако крупнее, тяжелее и, как ни странно, проворнее. Питается белками, сонями, мышами, крысами, птенцами. Охотится по ночам, разыскивая животных с помощью своих верных «помощников». Это: уши, ловящие малейший звук, глаза, светящиеся подобно раскаленным углям, и усы, чувствующие даже легкое прикосновение. Порой, гонимая голодом кошка, пробирается на сельское подворье и утаскивает из курятника цыплят.

Дикая утка встречается всюду – на реках, прудах, небольших озерах. У самца перья на голове ярко-зеленые, на шее белое «ожерелье». Самка выглядит скромнее: пятнистая серо-бурая окраска помогает ей скрываться среди земляных кочек. Ныряя, утка отставляет на поверхности воды лишь треугольный хвостик. Вынырнет, проглотит рыбку, почистит перышки и опять скроется под водой. Дни напролет проводит птица с собратьями на водоеме. Лишь в период выведения потомства утки удаляются на берег, объединяются в пары и многочисленными стаями заселяют целые острова.

Гусь больше утки и меньше лебедя, хотя с обоими у него много общего, например, длинная шея и относительно высокие ноги, как у лебедя. Окраска самцов и самок одинаковая. Кормится гусь в основном на берегу, с удовольствием поедая молодую траву, клубни, злаки, семена растений. Эта птица храбро защищают свою территорию от непрошенных гостей. Особенно яростно она набрасывается на пришельцев в период гнездования. Известны случаи, когда взрослый гусь серьезно повреждал руку человеку или калечил собаку.

Конечно, дикие животные самостоятельно находят, где им жить, и сами приспосабливаются к новым местам, не ожидая помощи от человека. Но если люди не научатся бережно относиться к природе, охранять животных, сохранять условия их существования, мы вскоре может недосчитаться очень многих из братьев наших меньших.

Рекомендации педагогам. Таблицу можно использовать при изучении тем, содержание которых предусматривает:

ü закрепление и обобщение представлений о домашних животных;

ü определение роли домашних животных в жизни человека и наоборот;

ü формирование элементарных знаний о предках домашних животных;

ü сравнение диких и домашних животных, выделение сходства/различий;

ü формирование понятий «домашнее животное», «дикое животное».

Варианты заданий детям.

1. Установить соответствие между домашними животными с плаката и звуками, которые они издают. Свинья … визжит, гогочет, кричит «Бе-е», кричит: «Ме-е», крякает, кудахчет, кукарекает, лает, мычит, ржет, рычит, хрюкает, шипит.

2. Назвать «маму» и «папу» детенышей домашних животных: котенок, поросенок, щенок, теленок, осленок, козленок, ягненок, жеребенок, утенок, гусенок, цыпленок.

3. Составить короткие рассказы о домашних животных с плаката, следуя плану: название животного; особенности внешнего вида, поведения, питания; что дает человеку.

4. Закончить высказывание. Лошади живут в … конюшне. Для свиней строят … свинарник. Овец селят в … овчарне. Для коров строят … коровники. Куры живут в … курятнике. Для гусей, уток, индюков сооружают … птичники. Кроликов селят в … крольчатник.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.