Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 8. Размножение животных






Цель. Сформировать элементарные знания о размножении животных – представителей разных биологических классов, способах выращивания потомства у различных представителей фауны; подвести к пониманию взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их роста и развития; развивать память, мышление, связную речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Примерное содержание знаний, осваиваемых детьми.

Одной из характерных особенностей животных как живых существ является способность к размножению.

Большинство млекопитающих рождает живых детенышей. У одних зверей малыши голые, слепые, беспомощные. У других – зрячие, вполне сформировавшиеся и готовые через короткое время следовать за самкой. Почему так происходит? Особенности размножении в животном мире обусловливаются образом жизни каждого из его представителей. Так, лошади, слоны, олени, буйволы, верблюды, лоси вынуждены постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ и источников воды. Потребность добывания пищи и вечная угроза со стороны хищников не позволяет им подолгу задерживаться на одном месте. Чтобы выжить, детеныши этих млекопитающих должны сопровождать родителей, которые нередко примыкают к многочисленным группам родственных животных. Стадная жизнь имеет преимущества. Чем больше глаз осматривает окрестности, чем больше ушей улавливает малейшие шорохи, тем выше шанс не быть застигнутым врасплох. Если же хищник смог приблизится к стаду, то, вероятнее всего, ему сильно попадет: взрослые не дадут в обиду малышей.

Иначе поступают зайцы. Они - одиночки, и едва ли смогут защитить выводок. Поэтому, едва родив детенышей, зайчиха кормит их и покидает навсегда. Зайчата затаиваются и сидят неподвижно в траве до тех пор, пока не проголодаются. Надо отметить, что чувство голода появляется у крошек через два-три дня: у их матери очень жирное молоко. Так как потомство у всех зайцев, обитающих в лесу, появляется в одно время, то голодных зайчат кормит любая зайчиха, которая оказывается рядом. Через девять – десять дней подросшие и окрепшие зайчики начинают питаться самостоятельно. Почему же зайчиха бросает своих детенышей? Ответ прост. Если она будет крутиться около выводка, то, наверняка, привлечет внимание какого-нибудь хищника, и тогда беды не миновать.

Постоянная угроза со стороны хищников, вынуждает многих зверей выращивать потомство в укромных местах: логове (волк), норе (мышь), гнезде (белка) и т.д. Имея надежное убежище, животные вроде кошек, кроликов, лисиц, барсуков, ежей могут позволить себе произвести на свет трех и более слепых, беспомощных детенышей, чтобы выкормить и воспитать из них готовых к трудностям взрослой жизни зверей.

Наибольший интерес вызывает появление у крупных животных, например кенгуру, потомства размером с бобовое зернышко. Едва родившись, крохотное существо отправляется в карман на животе матери, образованный из кожной складки и получивший название «сумка». В нем малыш проводит несколько месяцев, и лишь став достаточно взрослым, начинает покидать свое убежище. Сначала с опаской и ненадолго. Затем вылазки становятся более частыми и продолжительными, пока, наконец, кенгуренок не почувствует себя вполне самостоятельным и не покинет уютное жилище навсегда.

Встречаются млекопитающие, потомство которых развивается в яйцах. Например, ехидна вынашивает яйцо на брюшке. Появившийся малыш два месяца в сумке сидит: молоко сосет да вес набирает. Надо ли говорить, что единственный детеныш неизменно окружен любовью, лаской и вниманием самки. Утконос поступает иначе. Вырывает на крутом берегу нору с извилистыми ходами и просторной камерой, где устраивает лежбище, выстланное сухой травой. Там яйцо, а позже и вылупившийся из него кроха, будут в безопасности. Днем самка утконоса находится рядом с потомством. В сумерках активно охотится на личинок, червей, пиявок, рыбешек, рачков, но при этом не забывает поглядывать за направленным в воду входом из норы.

Несмотря на то, что млекопитающие кажутся такими разными, у них много общего. Так, одним из главных сущностных признаков животных, относящихся к указанной группе, является выкармливание детенышей молоком. А как старательно они ухаживают за потомством: заранее готовят для новорожденных удобное жилье, постоянно кормят и вылизывают, согревают теплом своего тела, устраивают малышам водные (медведь) и солнечные (барсук) процедуры, чистят шерстку, бывает даже «бранят» и «шлепают» не в меру расшалившуюся молодежь. Попутно учат премудростям взрослой жизни: находить нежную траву (зебра), молодые листочки (жираф), сочные плоды (обезьяна), ловить рыбу (тюлень), охотиться на животных (рысь), быть осторожным, избегать по возможности встречи с хищниками или защищаться при нападении рогами, копытами, когтями и зубами.

Птицам свойственно откладывать и насиживать яйца. В кладке может быть от одного очень большого яйца, как у страуса, до 10 – 12 крохотных яичек, как у волнистого попугайчика.

Птичье яйцо – отдельный мирок, в котором есть все, что нужно для полноценного развития птенца. Внутреннюю часть составляют желток, богатый питательными веществами, и белок, содержащий воду и защищающий зародыша от резких движений, перепадов температуры. Твердая скорлупа с плотно прилегающей к ней тонкой пленкой сохраняют целостность и предохраняют яйцо от высыхания и внешних повреждений. Окраска скорлупы может быть различной: зеленовато-серая (соловей), зеленовато-голубая (скворец), голубая с темными крапинами (ворона), белая с черными точками (трясогузка), желтоватая с бурыми пятнами (перепелка), блестяще белая (сова).

Прежде, чем отложить яйца, птицы строят гнезда, причем из самых разных материалов. Например, вороны, сороки, грачи, аисты, орлы используют толстые прутья. Ремезы, крапивники, иволги, щеглы - сухие травинки, а щелочки между ними затыкают паутинками да шерстинками. Деревенские и городские ласточки лепят гнезда из комочков глины, скрепляя их слюной. Ласточки береговушки устраиваются в норах, отрытых на крутых берегах рек. Пингвины складывают гнезда из камней, а лебеди из камыша. Утки, гуси, куропатки, глухари и другие наземные птицы находят углубления в земле и выстилают травой, перьями, пушинками рогоза. Трясогузки и соловьи сооружают простенькие гнезда под каким-нибудь кустом. Дятлы, мухоловки, горихвостки, скворцы, синицы селятся в сухих просторных дуплах (последние не прочь разместиться в скворечниках и дуплянках, сделанных человеком). Правда, выдалбливать отверстия в стволах деревьев способны только дятлы - клювы других птиц слишком слабы для такой работы. Каждая птица старается утеплить свое гнездо сухой травой, мхом, растительным пухом, перьями, клочками шерсти животных и т.д.

Подобно млекопитающим особенности размножения пернатых определяются своеобразием образа жизни этих животных. Из яиц, отложенных птенцовыми птицами (голубями, чижами, зябликами и др.), вылупляются едва покрытые пухом, слепые, беспомощные птенцы. Их родители выводят потомство в укромных местах, на высоких деревьях, в зарослях кустарников, где вероятность угрозы со стороны хищников очень мала. У выводковых птиц (как правило, все они живут у воды или большую часть времени проводят на земле) птенцы хорошо опушены и с первого часа после выклева способны бегать и кормиться самостоятельно.

Успешное размножение земноводных зависит от многих факторов. Прежде всего, необходимо наличие воды, так как развитие потомства этих животных происходит в водной среде. Не менее важна и оптимальная температура: она должна соответствовать средней норме (+10 – 15 гр. С). Особый разговор о хищниках – птицах, рыбах, жуках и множестве других водных обитателей, питающихся икрой, головастиками и молодью земноводных. Арифметика здесь простая: чем больше первых, тем меньше последних. Например, лягушка откладывает от 5000 до10000 икринок. Однако лишь нескольким сотням из них суждено пройти все стадии формирования и превратиться во взрослых животных. Если их не съедят птицы и звери, будет достаточно тепла, воды и т.д., они дадут потомство и цикл развития повторится.

Икра земноводных во многом подобна яйцам птиц. Она также покрыта плотной защитной оболочкой, которая хоть и лишена скорлупы, однако обеспечивает целостность икринки и предохраняет ее от мелких повреждений. Внутри находятся питательные вещества, необходимые для поддержания жизни и созревания зародыша. Вылупившийся головастик сразу же начинает активно охотиться на рачков и мальков рыб, а в их отсутствие с удовольствием ест растения. Он быстро растет и благодаря серии превращений постепенно приобретает облик наземного животного.

Примечательно, что, отложив икру, большинство земноводных тут же «забывают» о ней: ухаживать за детенышами у этих животных не принято - каждый выживает, как умеет. Вот почему, наблюдая за подрастающим потомством лягушек, жаб и тритонов, мы постоянно поражаемся их стремительности, юркости, умению мгновенно исчезать из поля зрения и забиваться в щели. Но и у земноводных встречаются исключения из правил. Так, хорошо известны жабы-повитухи. Своим образом жизни они почти не отличаются от других жаб. Необычен лишь способ размножения: отложенную самкой икру, самец бережно собирает на спину и терпеливо носит с собой до появления головастиков.

Процессы размножения рыб и земноводных во многом похожи. Существенные отличия таковы. Во-первых, став взрослыми, рыбы не покидают воду, в то время как подросшие земноводные ведут полуводный образ жизни. Во-вторых, из икры рыб появляются мальки, напоминающие в уменьшенном виде взрослые особи. По мере развития их сходство с родителями становится все более очевидным. Наконец, наступает момент, когда отличить одних от других просто невозможно. Теперь представим вылупившегося из икры головастика. Ничего общего с лягушкой у него нет. Некоторое сходство появляется значительно позже, когда у крохи вырастают задние, а затем и передние ножки. Через три месяца развитие завершается и вполне сформировавшееся животное выбирается на сушу.

Плодовитость рыб поистине удивительна. Например, линь мечет 70000, окунь 300000, а треска 9000000 икринок. К сожалению, не только зародыши, но и молодь рыб погибает в огромном количестве при своем развитии. Беспощадно истребляются и взрослые рыбы: как друг другом, так и животными других классов.

Таким образом, животным разных групп присущи свои особенности размножения, изучение которых позволяет судить о том, как эти существа приспособились выполнять одну из главных функций организмов - обеспечение постоянства и непрерывности жизни на Земле во всем ее многообразии.

Рекомендации педагогам. Таблицу можно использовать при изучении тем, содержание которых предусматривает:

ü формирование знаний об особенностях размножения млекопитающих, птиц, земноводных, рыб, насекомых;

ü определение комплекса условий, необходимых для оптимального развития потомства различных представителей фауны Земли;

ü обучение установлению простейших связей между образом жизни животных и особенностями их размножения.

Варианты заданий детям.

1. Назвать детенышей животных. Кошка (котенок), собака, коза, корова, медведь, лось, кабан, …; кукушка (кукушонок), пингвин, скворец, …, дятел (птенец дятла), воробей, …; лягушка, крокодил, змея и др.

2. Показать на примерах, как животные ухаживают за своим потомством.

3. Разгадать ключевое слово. Если животное откладывает и насиживает яйца, это, скорее всего, … птица. Млекопитающие рождают живых детенышей и выкармливают их … молоком. Потомство земноводных развивается в … воде. Детеныш кенгуру растет и развивается на животе самки в специальной … сумке. Для выращивания птенцов птицы строят … гнезда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.