Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ходят слухи, что.






Обыкновенный слух (Rumour vulgaris) - это целая информационная галактика. Ее можно исследовать с точки зрения устной коммуникации, идеологического андерграунда, вербальной реакции массового сознания, неофициального, теневого канала рыночной информации в условиях ее дефицита, формы оценок и прогнозов. Монодисцигшинарное исследование слухов малопродуктивно. Здесь сфера перекрестных интересов социоло­гии, психологии, теории коммуникаций, экономики и политики, теологии, права, литературоведения наконец.

Среди научных работ следует назвать книгу психологов Г.Олпорта и Л.Постмена " Психология слухов", а также работу американского со­циального психолога Г.Шибутани " Слухи", труды социолога П.Сороки­на. О распространении слухов в толпе писали Г.Лебон, Г.Тарда, С.Моско-вичи.

Книги Ветхого Завета впрямую указывают на божественное проис­хождение слухов. В античной мифологии существовала богиня молвы и сплетни Осса. Являясь вестницей Зевса, она по его воле побудила ахейцев собрать военный совет под Троей и принять важнейшее решение. Именно она разнесла по Итаке слух о гибели женихов Пенелопы. У Оссы есть двойник - Фама. Отсюда и возник мотив слуха как голоса свыше. У Софокла Фама - " дитя золотой надежды". Таких примеров достаточно в истории античной словесности от Гомера, Софокла до Аристофана и Вергилия.

В русской литературе это прежде всего " Ревизор" Н.Гоголя. У А.Гри­боедова в " Горе от ума" устами Чацкого этот процесс описан так: Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют, И вот общественное мненье!

Не менее яркие описания можно найти у Ф.Достоевского, М.Булга­кова. В истории западной литературы XVII-XVIII веков слух - могучий элемент сюжетосложения. Вспомнить хотя бы " Отелло" У.Шекспира и " Севильского цирюльника" Бомарше.

Слухи - это реакция на дефицит правдивой и актуальной информации. Отсюда и богатство оттенков, связанных с понятием " слух" -молва, пе­ресуды, толки, кривотолки, сплетни.

Типология слухов предполагает их две основные разновидности:

- стихийные официальные и неофициальные;

- организованные и контролируемые очагами власти - знания.


По жанровому характеру слухи, по-видимому, также следует делить на два вида. Это " слух-мечта " (миф, утопия) и " слух-страшилка ". По сути это есть выражение двух базовых составляющих эмоционального мира человека: надежды и страха.

На основании различных социологических опросов можно попы­таться составить иерархическую модель слухов по принципу их содержания: экономика, политика, криминальный мир, сфера социально-бытовых услуг, фигуранты - ньюсмейкеры из мира искусств, неразгаданные таинственные явления природы.

С точки зрения фактуры жанрового приема в технологии создания искусственных слухов можно выделить: мифоконструкцию, монтаж фак­тов, угрозу, блеф, перехват чужой информации.

Степень интенсивности (тиражности, повторяемости) слухов способна влиять на отдельную личность и группы общества, вызывая различные явления.

По степени последствий слухи можно условно разделить на две группы: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным следует отнести массовые потребительские действия на коммерческом рынке (продвижение товаров и услуг, брендинг), создание стабилизирующих социально-политических стереотипов.

К деструктивным - дискомфорт, фобии, массовое неповиновение власти, протестное голосование на выборах.

Каналами распространения информации являются: соседи, сослужив­цы, друзья-знакомые, семья.

Основные технические носители: печатные и электронные СМИ, Интернет, телефон.

Анализ самих актов циркуляции слухов позволяет выделить ряд субъ­ектов и мотивов коммуникации. Попытаемся построить " технологическую цепочку", общую схему жизненного цикла слухов:

Источник.

Официальный, " теневой", стихийный.

Задача.

Вброс с целью официальной интерпретации.

Вброс с целью получения определенных преимуществ.

Вброс с целью давления на формирование мнений.

Вброс с целью дезинформации, введения в заблуждение оппонентов.

Проводники-посредники (случайные и функционально-служебные).

Это могут быть как отдельные фигуранты и малые социальные груп­пы, так и СМИ, Интернет. Их основная функция - контроль над интен-


сивностью- " глушение" или ретрансляция, в соответствии с интересами или идеалами посредников.

Чрезвычайно сложно прогнозировать успех-неуспех кампании по запуску слухов в информационное пространство. Хотя существует не­сколько условий эффективности механизмов функционирования. Преж­де всего, в сфере профессиональных действий остро необходим " медиап-лан ". Не обойтись и без моделирования того, что можно назвать единица­ми слухов, т.е. слухообразующими модулями, стереотипами, функциони­рующими в различных социально-политических и экономических, демог­рафических и психографических контекстах. Наконец важно, эмпири­чески описать закономерности динамики массового сознания в аналогич­ных обстоятельствах. Существуют также прямо пропорциональная и об­ратно пропорциональная зависимости между потребителями слухов и их уровнем образования, социального статуса, материального благополу­чия, возрастом.

КОМПРОМАТ

Это древний жанр. Законы его хорошо понимали еще те, кто готовил распятие Христа. На территории постсоветского пространства он доволь­но сложно эволюционизировал в понятиях- " Эо//ос" (30-^Ю-егоды), " сам­издат " (60-70-е годы) и " гласность " (80-е). Лексика этого явления вклю­чает в себя целый букет оттенков: " стукач", " сексот", " негласные по­мощники", " поступил сигнал", " оперативная информация", " источник", " фигурант агентурного сообщения " и т.д. Это действенный и поныне дейст­вующий аргумент всякой власти, своего рода прикладной социологический инструмент.

В наши дни, помимо правоохранительных и налоговых органов, все оттенки этого могучего средства политической и коммерческой борьбы можно обнаружить в СМИ. Наибольшей пропагандистской мощью об­ладает ТВ, где вербальная манипуляция подкрепляется визуальной.

В России перед Большой дракой 1999-2000 годов высказывалось мнение, что в стране, где скомпрометировано все, никакой новый компромат уже не " сыграет". На практике все вышло наоборот. В чем причины удиви­тельной живучести компромата? Одна из самых действенных в том, что компромат служит развлечением. Это продукт массовой культуры. " Дрянь ужасная - оторваться не могу" - говорила по схожему поводу одна из видных русских поэтесс. Мастеров этого жанра отличает высокое знание законов балансирования между авантюрным романом и документальным детективом.


Одним из первых в новейшей российской политике по праву надо назвать бывшего летчика, военнопленного, вице-президента, тюремно­го узника, а позже курского губернатора А.Руцкого. Это он в 1993-м грозился внести в парламент 10 чемоданов с компроматом. Ему ассис­тировал адвокат Макаров. Потом были истории с аудиозаписью разго­воров членов избирательного штаба Б.Ельцина в " Президент-отеле" (А.Коржаков сводил свои счеты), с " ленинградским делом" писателей (Чубайс насолил олигархам, а Березовский отыграл), министром юсти­ции Ковалевым (чем-то ставшим опасным для МВД и московских влас­тей).

В сентябре 1998 года жертвой компромата стал видный участник избирательного штаба президента 1996 года, глава агентства " Премьер СВ" Сергей Лисовский. За день до выборов в городе Дзержинске, где он баллотировался, были расклеены листовки о том, что он является организатором убийства В.Листьева. Протест в Избирком был отклонен.

В 99-м, даже так называемые государственные телеканалы не гну­шались в выборе средств. На РТР Н.Сванидзе демонстрировал псевдо­оперативную пленку об уязвимости подземных коммуникаций Москвы для террористов. На ОРТ С.Доренко развлекал зрителей показом " мягкого" порно с участием генерального прокурора Ю. Скуратова, стращал натурализмом медицинской операции, которую будто бы сделали Е.Примакову. П.Шеремет на ОРТ для пущей достоверности тасовал архивные и современные репортажные кадры, упрямо занудствовал на тему " криминальной столицы", закономерно раздражая этим своего собеседника - А.Невзорова, безусловного классика жанра " горячего" ТВ-репортажа.Ю. Лужков на ТВЦ не упускал момента об­винить " семью" в коррупции и каламбурил на тему государственного бюджета и замешанного в скандале бизнесмена Беджета Паколи.

В разгар скандала вокруг швейцарской фирмы " Mabetex" в прессе даже появилось " побочное" сообщение, что в Швейцарии арестован счет, на который стекались деньги президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

М.Леонтьев и А.Любимов на ОРТ и Е.Киселев на НТВ с большим трудом старались удержаться в рамках своего имиджа солидных анали­тиков, но и они далеко не всегда были в силах скрыть своей ангажиро­ванности.

В политической жизни Латвии 1999 год был ознаменован началом " долгоиграющего" скандала о распространении педофилии и детской пор-


нографии. Были названы имена некоторых поставщиков, и активно нагнетались слухи о неких высокопоставленных потребителях живого товара. Комиссия Сейма по расследованию этого дела активно использовала все эти факты как инструмент в политической борьбе. В результате пал кабинет премьера А.Шкеле.

Основная цель подобных акций - создание информационного повода для обширного цитирования в СМИ и дальнейшего управления полити­ческими фигурантами.

Одним из наиболее распространенных приемов слива компромата является так называемая " утечка ". Это сознательная передача в СМИ компромата под видом хищения секретной информации. Существуют и жанровые терминологические оттенки. Утечка сверху - это " сброс ", остальное - " самотек ". Авторы подобных акций всегда имеют двойной прицел, одновременно апеллируя к неким представителям верхов и к толпе.

Одним из примеров подобной предвыборной операции можно назвать появление в " Независимой газете" и передаче на ОРТ П.Шеремета (оба источника подконтрольны Б.Березовскому) информации о том, что спец­службам известно, что команда с участием Е.Примакова попытается столкнуть Б.Ельцина и В. Путина перед саммитом ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года.

Еще один из наиболее распространенных приемов - " скелет в шкафу ". Он предполагает извлечение неких сомнительных фактов из личного досье кандидата и их раскрутку в СМИ. В политической жизни Латвии с переменным успехом использовались некоторые данные, будто бы добытые из агентурных картотек КГБ. Но опубликовать их целиком власть не решилась. Это было расценено как слишком " бесхозяйственное" отношение к ценным информационным ресурсам.

ИНТЕРНЕТ-КОМПРА

Политические скандалы все чаще провоцируются компьютерными версиями. Стало почти нормой изготовить нужный текст, обозначив его как " белодомовский" или " кремлевский" файл, обеспечить его признаками мнимой убедительности (специалисты называют это " красный рюкзак"), а потом передать его в СМИ или зарубежное информагентство.

Широчайшие возможности по " вбросу" компромата предоставляют Интернет-технологии. В истории российского политического ПР с 1998 года политические консультанты активно приступили к освоению этого могучего информационного канала.


Считается, что серьезным толчком для этого послужили два события: финансовый кризис 17 августа 1998 года в России и публикация в Интернете доклада прокурора К.Старра в деле по возбуждению процесса импичмента против президента Б.Клинтона. Именно тогда резко возрос интерес к сетевой информации.

Именно тогда и ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) предприняло попытку создать легитимную систему сетевого надзора над информационными массивами.

Анонимные публикации компрометирующих данных - весьма рас­пространенная практика для Интернета. В наиболее посещаемых мес­тах Интернета появляются рекламные баннеры, ведущие к некой ин­формации. В большинстве случаев информация рассылается через не­сколько промежуточных серверов (римейлеров), находящихся в разных странах. Чем длиннее цепочка, тем меньше вероятности выйти на от­правителя.

Файл " Российская элита" запросто знакомил всех с адресами и но­мерами телефонов политиков, бизнесменов, артистов.

В ноябре 1998 года в российском Интернете появился сайт, где были опубликованы телефонные переговоры дочери президента Татьяны Дья­ченко, Бориса Березовского и других влиятельных лиц российской политики. Через несколько часов сайт был закрыт. Но информацию успели переписать и сохранить.

В феврале 1999 года в Интернете появился сайт " Коготь-2", содержащий оперативные материалы о губернаторе Красноярского края А.Лебеде, директоре Красноярского алюминиевого завода А.Быкове, позже арестованного, и многих прочих фигурантах политики и бизнеса.

На анонимном сайте было размещено секретное обвинительное за­ключение по делу военного журналиста Григория Пасько.

В сентябре 1999 года во время начала боевых действий исламских боевиков против Дагестана в Интернете появился сайт " Кавказ-центра". Спустя некоторое время он якобы был взломан и на его титульной странице был помещен портрет поэта М.Лермонтова в современном камуфляже и с автоматом. Подтекст ясен - мол били вас и бить будем. Однако сообщение об этой победе " российских хакеров" можно расценивать по-разному. В том числе и как рекламную раскрутку чеченского сервера.

Помимо анонимной деятельности в сфере выборных технологий, многие политические партии и движения легально открыли собственные сайты и активно включились в целый ряд Интернет-проектов:


ежедневной Интернет-газеты (Gazeta. RU), " Русского журнала" Фонда эффективной политики Глеба Павловского и многих других. Определенный резонанс имела идея Сергея Кириенко, который за год до парламентских выборов 1999 года реализовал в сети Интернет-парламент.

ДЖИНСА

Разговоры о дистиллированной журналистике сегодня - нонсенс. Или " песни сирен" некоторых университетских преподавателей, давно отставших от реальной жизни и стремящихся выглядеть честнее большинства своих коллег.

Основная цель заказных материалов - создание управляемых инфор­мационных поводов, осуществляемых в чьих-либо интересах. Для осуще­ствления подобных операций требуется немного - иметь своего журналиста, а еще лучше главного редактора или издателя. Разумеется, на взаимовыгодной основе. Идеальный случай - свое (свои) СМИ. Но медиамагнатов не так много. К тому же на российском рынке эта специализация в последнее время подвержена некоторой ротации.

Вот цитаты из статьи " Так за сколько же покупают журналистов? " в журнале " Огонек" (35/4518, сентябрь 1997 года):

" С уверенностью можно сказать, что па предложение меньше 500 долларов вряд ли штатный журналист согласится ", " За закамуфлиро­ванное рекламное объявление возьмут максимум 500 долларов ", " высту­пить на коммерческом или политическом конфликте стоит раза в три дороже", " Рискованная тема поднимет цену публикации в 10, а то и 20 раз ", " Если журналисту гарантированы 3-5 заказов в месяц, он оценит свою работу в 250-350 долларов за страницу ", " а вообще же, как говорит руководитель одного из ПР-агентств, проще всего периодически " благо­дарить " главного редактора (тысяч пять в месяц) ".

Существуют и некоторые негласные критерии, которым должна со­ответствовать " джинса":

- фамилия кандидата вынесена в заголовок;

- материалу сопутствует хорошая жанровая фотография;

- имя кандидата используется в общественно-актуальном контексте,
который согласуется с ожиданиями электората;

- имя кандидата упоминается в статье несколько раз;

- в контексте статьи имя кандидата неожиданно возникает в образе
мудрого прогнозиста-аналитика.


СКАНДАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ

В основе успеха данного приема две составляющие: точно угаданный (просчитанный) момент, громкое и общественно-актуальное обвинение. Во всем мире политическая жизнь без скандалов немыслима. Они сопро­вождают всех более-менее заметных лидеров западных демократий, от американцев Б.Клинтона и Г.Харта до итальянцев С.Берлускони, Д.Андреотти, французов Ф.Миттерана, Ж.Ширака и немцев В.Бранда и Г.Коля. Тематический спектр весьма ограничен: коррупция, связь с криминальным миром, секс. Случаются исключения, вроде скандала вокруг В.Бранда, связанного с деятельностью спецслужб.

В новейшей политической истории России первенство в совершенном овладении этим инструментом, безусловно, принадлежит В.Жириновскому. На его фоне бывший депутат Думы Е.Марычев и кандидат в президенты 1996 года В.Брынцалов выглядели бледными эпигонами.

" Побиение" кулаками отца Глеба Якунина, " усмирение" за волосы депутатки Тишковской, оскорбительные " наезды" на представителей западной прессы, бросок стакана с соком в Б.Немцова, " арест" журналистки Ю.Ольшанской - все это далеко не полный перечень скандальных подвигов ВВЖ. По своей типологии эти скандалы центростремительны. Они всегда создаются и оркеструются самим ВВЖ.

Однако в кампании 1999 года он сумел значительно обогатить свой арсенал масок. Без сомнения, это выдающийся актер политических подмостков. Он обладает абсолютным слухом на " жанр" - органичен, естествен, убедителен, сдержан и покладист, доброжелателен, динамичен и...взрывоопасен. Это дар техничного мастера политической интриги. Второй раз встретившись с Б.Немцовым на телеэкране в декабре 1999-го, он и на этот раз явно переиграл лидера правых. На этот раз - " по очкам". Тайну этих побед попытались раскрыть многие. Один из них, создатель нового направления в современной психологии -психоэндокринолог, профессор А.Белкин, посвятивший исследованию феномена ВВЖ свою работу.

Поэтику подобного типа действ можно также в избытке черпать из опыта представителей художественного авангарда в различных перфомансах.

ВРАГ МОЙ - ДРУГ МОЙ!

В основе этого приема старая истина: " Никто так не способствует дружбе, как общий враг ". Эта технология была опробована на А. Лебеде.


Как сказал С.Кургинян, " готовился человек под проблему". Проблемой для власти была его харизма " русского де Голля" (в ранее неудавшейся раскрутке К.Борового), в период президентских выборов 1996-го проблемой была персона, способная взять на себя подписание капитуляции в Чечне.

Когда он вошел в команду Ельцина, согласившись стать секрета­рем Совета Безопасности, и взял на себя подписание договора о прекра­щении военных действий в Чечне, то дальнейшие события развивались по схеме " мавр сделал свое дело, мавр должен уходить ". Его дальней­шая политическая судьба во многом связана с успехами-неуспехами гу­бернаторства в Красноярске.

Во время президентских выборов на Украине в 1999 году команда Кучмы использовала лидера Прогрессивной партии Наталию Ветренко. Этот энер­гичный парламентарий, доктор экономических наук, мать троих детей, стала обладательницей целого букета звонких прозвищ: Гапон в юбке, Пасионария, Конотопская ведьма. Она не жалела ядовитых слов в адрес Кучмы. Имел даже место факт покушения на ее жизнь. Но перед ней ставилась задача - оттянуть голоса от левых, особенно среди женской части электората средних лет.

Это довольно распространенный прием. С него когда-то начинался В.Жириновский. Случается, что подобная политическая марионетка при определенном стечении обстоятельств вырывается из рук кукловодов. И тогда - хвост начинает управлять собакой.

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА (термин С.Фаера. " Триз-шанс")

Данная технология подразумевает тщательное отслеживание действий конкурента и тиражную " поддержку" его же ошибки при помощи СМИ.

В практике президентской кампании 1996 года это были молодежные плакаты: " 'Голосуйте за папу Зю! ", " Нам в кайф коммунизм! ", " ПапаЗю-мочи козлов! ". У Горбачева это была раскрутка скандала с пощечиной, которую отвесили бывшему президенту во время его " хождения в народ" на Урале. У Брынцалова - нарочитая демонстрация низкого интеллекта его жены.

Лидер Социалистической партии, бывший спикер парламента Иван Рыбкин в 1999-м, вспоминая свою предвыборную кампанию образца 1995 года, когда на телеэкранах, в рекламных роликах, от его имени гулял бычок Ваня, с опозданием признал: " Это был троянский бык, пода­ренный моими оппонентами".







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.