Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мелкие пакости






Ч1 Иначе эти приемы назвать трудно. В истории западного политмарке-

тинга эти грубые приемы иногда именуют " альтернативными" методами

предвыборной борьбы. Одна из книг на эту тему - Лэрри Сабато " Грязные

маленькие секретики".

Это сфера мелких и довольно пакостных " услуг", часто попадающих

под статьи уголовного права.

A. Наклеивание на двери и капот автомобиля рекламных листовок с
именем кандидата-противника. Для этого используют клей, который
отдирается не иначе как со слоем краски.

Б. Агитаторы-провокаторы ведут агитацию " от двери к двери", но так, что о личности незнакомого кандидата складывается негативное мнение.

B. Прием имени " детей лейтенанта Шмидта" заключается в том, что
всякого рода неопрятные и вызывающие подозрения личности просят ока­
зать материальную услугу от имени кандидата или его партии.

Г. Телефонная агитация за кандидата малосимпатичными прие­мами и в малоподходящее время.

Д. В семьи, где есть недавно умершие люди, от имени кандидатов конкурентов присылались вульгарно раскрашенные открытки с благо­дарностью за " живейшее и активное участие" в выборном процессе.

Е. Попыткой исподволь создать нужную психологическую установку, является размещение на полиграфических составляющих предвыборной кампании фрагментов избирательных бюллетеней с


галочкой напротив фамилии кандидата, что хорошо работает на запоминание.

И. Для запуска технологии, именуемой " вертушка", необходим чистый бланк избирательного бюллетеня. В нем на подходе к участку ставится отметка напротив нужных кандидатов. Заполненный таким образом бюллетень опускается в урну, а чистый выносится и в обмен на вознаграждение передается диспетчеру этого процесса. И так далее.

Ж. Существуют и приемы, связанные с организацией потоков изби­рателей на участке. В ночь с 19 декабря 1999 года, во время подсчетов голосов, довольные успехом своего " Правого дела" в Думе С. Кириенко и А. Чубайс тем не менее обвинили Ю.Лужкова в том, что в Москве (где Кириенко боролся за пост мэра) был создан дефицит избирательных кабинок, вследствие чего отпугнули молодежь, которая не любит ждать, и тех, кто не любит заполнять бюллетени на виду у всех.

Перечень подобных приемов не знает конца. Ответом на все ужесто­чения и запреты может служить появление новых приемов или тех, что уже основательно подзабыты.

" ГРАЖДАНИН СОВРАМШИ! "

 

" Поздравляю Вас, гражданин соврамши! " -ую реплика незабвенного регента Коровьева из свиты Воланда в " Мастере и Маргарите" весьма актуальна в сфере политического ПР. В каком-то смысле эпиграфом к данной теме может служить и пушкинское " Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман ".

" Я никогда не буду Вам лгать " — это выборный лозунг американского президента Д.Картера, закончившего свой срок с репутацией слабого президента. Такая плакатность помыслов оказалась нестерпимой для мира, который привык к двойному стандарту и старой истине: побеждает не честный, а изощренный.

А вот что говорит хорошо известный в России итальянский журна­лист, автор книги " Прощай, Россия" Дж.Кьеза на вопрос о том, какое лицо у нынешней российской власти - " Чубайс! Он ее самый яркий пред­ставитель. Он врет постоянно и во всех направлениях ".

Во время первой чеченской войны в качестве " достоверных источ­ников" использовались так называемые радиоперехваты о якобы гигантских потерях, которые несут боевики. Цитаты из этих текстов отдавали грубой литературщиной типа обозначения снайперских групп " белыми колготками", бесконечно далекими от черной мужской лексики в реальных военно-полевых условиях.


Наиболее распространенным приемом является pars pro toto (часть вместо целого). Вот наиболее безобидный пример в виде цитаты из рос­сийской политической практики: " Президент чувствует себя лучше и собирается на работу, но премьер попросил президента следовать реко­мендациям врачей".

В реальной практике политический ПР мало интересуется мораль­ной оценкой лжи. Как правило, всякого рода балансировочные коммен­тарии, появляются тогда, когда дело уже сделано. Избирательный мара­фон завершен и наступает черед закрепления в массовом сознании ре­зультатов победоносной кампании. Так было со времен Айви Ли... В за­дачу заказчика тоже не входит оценка моральной стороны дела. Его ин­тересует эффективность выполнения поставленной задачи. Американс­кий социолог А.Мейерхофф, занимавшийся проблемами рекламы и поли­тического ПР, писал о том, что они основываются на " разнообразных комбинациях из отобранных истин, полуистин и заведомой лжи ".

Подведем некоторые итоги.

Во-первых, по большому счету, все подобные приемы и технологии не сверкают моральной белизной и этической безупречностью.

Во-вторых, все вышеописанные приемы далеко не всесильны. ПРед-рассудок " Нет плохих кандидатов, есть плохое финансирование " - ушел в небытие. Скудость человеческого материала, представленного в виде соискателя политической власти, не может быть компенсирована ковар­ством и лихостью политтехнологов. Без харизматической личности кан­дидата, знания и умелого использования научных закономерностей, серь­езной информационной и материальной базы пиаровец практически бес­силен. Но даже в этом случае он может лишь помочь кандидату найти его избирателя. Гарантировать избрание способны лишь откровенные шар­латаны.

И в-третьих, все перечисленные примеры редко существуют в чис­том виде. На практике они чаще всего являют собой фрагменты многохо­довых комбинаций. По понятным соображениям коммерческого и юриди­ческого толка делиться ими не принято. Открываются, как правило, " зас­веченные" и наиболее простые процедуры. Технология побед в этой об­ласти тщательно охраняется. Впрочем, некоторые приемы с блеском опи­саны в художественной литературе. Например у Томмазо Кампанеллы, Марка Твена, О.Генри, Дж.Хеллера, Виктора Пелевина...


P. S. о... PR

«шит м> (

В чем заключаются смысл паблик рилейшнз? Говорят, что Диоген на вопрос Александра Македонского о том, что дает ему философствова­ние, ответил: " По крайней мере готовность к любой перемене судьбы..." Без преувеличения можно утверждать, что подготовка к " перемене судь­бы " и есть одна из важнейших функций паблик рилейшнз. Во времена китайской династии Мин бытовало даже такое недоброе пожелание: " Что бы жить тебе в эпоху перемен".

А перемен этих достаточно. Что ни день, то новая рыночная ситуация, финансовая конъюнктура, смена управленческих команд, политических лидеров, правительств, глав государств, а то и вовсе общественного строя, как это имело место на всем постсоветском пространстве. Разумеется, все эти перемены происходят в результате сложных и до конца не познанных процессов эволюции человеческого общества, порождающих новые ориентации.

При так называемой демократической ориентации не может сущест­вовать какой-либо единой теории и методологии паблик рилейшнз, пре­тендующей на универсальность. В этом и заключается отличие от тоталитарного типа коммуникации, где пропагандные методики имеют значительно большую возможность оформляться в единое догматическое целое, не балуя народ текстуальным разнообразием.

Дело в том, что реальный современный ПР нельзя позиционировать, опираясь исключительно на западные теории. Фокус проблемы в том, что здесь и там совершенно различный уровень информационной и экономиче­ской культуры. Поэтому грамматику Э.Бернайза, С.Блека и прочих клас­сиков дисциплины следует снабжать синтаксисом регионального менталитета. Именно в этом специфика развития ПР здесь и сейчас.

Паблик рилейшнз как составная часть входит в различные культур­ные и социально-политические явления. Уместно упомянуть один из со­временных терминов - " бай-пас" (обход). Помимо хирургии, где он обо­значает создание обходных путей для кровотока, употребляется он и в нефтебизнесе, означая создание альтернативного трубопровода для пе­рекачки нефтепродуктов. Образно говоря, ПР - это сумма технологий создания бай-пасов в общественной коммуникации.

Можно говорить и о социальной косметике, этаком make up эконо­мических масок лиц в условиях либерально-демократического пути развития общества, равномерном распределении разочарований. Давно известно, что подлинное лицо любой власти заключается не в том, что


она говорит, а в том, что она о себе скрывает. ПР пытается предстать слугой добра. Но нельзя насладиться одним лишь светом. Существ и объектов без тени в земной природе не бывает. Поэтому речь в ПР идет не об антитезе концептов добра и зла, а всего лишь об их прагматичном сосуществовании.


8.


 


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.