Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности Русской электоральной охоты






Homo pablic. Что это такое? Вспомним М.Жванецкого: " Один думает, двое думают меньше, трое совсем не думают ". Проблеме социальной груп­пы, массы, толпы посвящено немало классических трудов Г. Лебона, З.Фрей­да, С.Сигеле, В.Вундта, Г.Тарда, С.Московичи, Л.Насса, М.Рукетта. Эти уче­ные рассматривали феномен народных масс с самых различных точек зре­ния: клинической, юридической, психологической, культурно-исторической.

З.Фрейд в " Психологии масс и анализе человеческого " Я" писал, что привязанность индивидов к вождю больше, чем друг к другу. С.Сигеле утверждал, что толпа всегда более предрасположена к злу, чем к добру. В.Вундт был убежден, что в массовом поведении решающим является содержание " национального духа".

Лорду Чефилду принадлежит ироничное высказывание: " Есть две вещи, которые может начать любой дурак: любовную историю ut политическую кампанию ". Прийти к власти может практически любая шайка горлопанов, у которых нет совести, но есть наглость и деньги. Совсем другой вопрос, как грамотно осуществлять власть.

" Народ безмолвствует ". Это старый архетип российской истории об отношениях народа и власти. Когда народ сам похищает у себя этимо­логию слова " демократия" (народ + власть), ему на смену приходит иное понятие - " охлократия" (власть толпы). С конца 80-х годов, весь переходный период, власть на постсоветском пространстве боролась лишь за сохранение собственной власти, и ей было не до мелочей вроде обеспечения прав трудящихся. Извечный вопрос: между кем выбирать? Новейшая политическая история России насыщена электоральными событиями. С 1989 по 2000 год в стране было проведено семь общенаци­ональных избирательных кампаний: пять парламентских, три президент­ских, три общенациональных референдума, а также огромное число кам­паний по выборам в местные органы власти 89 субъектов федерации (21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область и два города федерального значения).

Это 148 миллионов человек, с весьма пестрым национальным составом (более 90 народностей). Электоральный объем - чуть более 100 миллионов человек. Наибольшая активность избирателей была отмечена на выборах в Государственную Думу 1995 года - свыше 72%. На вопросы социологов типа: " Какого типа государством вы хотели бы видеть Россию в будущем? " (опрос ВЦИОМ) преобладали ответы трех типов: а) демократией западного типа со своим путем развития;


о) социалистическим государством по типу СССР; в) государством с совершенно особым типом устройства.

По сути, это три совершенно разных мировоззрения. В их основе лежит проблема краха элиты, сложившейся за последнее десятилетие. Войны, ре­волюции, крупные социально-экономические реформы всегда дают элитам случай и повод обособиться. Российская элита продемонстрировала неспо­собность согласовывать интересы внутри себя, убедить общество, что знает верный путь развития страны и способна выработать идеологию, раз­деляемую большинством сограждан.

Похоже, что именно на это сделали ставку советники Б.Ельцина, и имен­но на этом решили построить процесс передачи президентской власти. Зада­чу это облегчило и то, что Б.Ельцин всегда выступал как внепартийный, внеэлитный политик. Поиски преемника фактически шли с 1997 года - с кабинета молодых реформаторов.

Хронологически Большая драка началась 19 августа 1999 года, когда Б.Ельцин дал официальный старт кампании по выборам в Государственную Думу. Ходила даже невеселая шутка: " Наше будущее в урнах ".

В теории все это величаво именуется формами и методами борьбы элит и контрэлит в обществе. С помощью знаний и денег, отработанных технологий манипулирования общественным мнением элита обеспечива­ет свое господство. Реклама и паблик рилеишнз не последние инструмен­ты в этом процессе. Жизнеспособность всякой элиты поддерживается за счет существования правящей группы, оппозиционной (контрэлита) и су­бэлиты (исполнители и советники-интеллектуалы.участвующие в подго­товке политических решений).

Летом 1999-го казалось, что вопрос: " Есть ли в России власть? " — утратил всякий смысл, кроме риторического. В декабре - марте 1999-2000 годов решался основной и неизменный вопрос власти - допустить или не допустить новый передел собственности в стране. Основные проблемы: приватизация, собственность на землю, социальная контрастность. В борьбе за президентское кресло с 1996 года чаще всего упоминались следующие фамилии: Б.Ельцин, Г.Зюганов, Г.Явлинский, А. Лебедь, В.Жириновский, Е.Гайдар, М.Горбачев, Б.Немцов, С.Федоров, В.Черномырдин, С.Степашин, Ю.Лужков, Е.Примаков, В.Путин.

По поводу грядущих выборов Б.Немцов выразился так: " Думаю, 2000 год никаких кардинальных сдвигов не принесет. Трон будут делить пенсионер. А вот в 2004-м, 2008 году придут люди нового поколения ". Несколько позже Б.Березовский, рассуждая на тему политики, рацио-


нальности и морали, по-своему откомментировал это так: " Боря Немцов необучаем. Он ведь Борис Ефимович. А хочет быть Борисом Николаеви­чем ".

В декабре 1999 года российская власть еще раз доказала, что вполне владеет своими явными и скрытыми ресурсами. В обществе существовал запрос на новых лиц во власти. Эту тенденцию точно спрогнозировали и реализовали в президентской администрации. Ключевой доминантой кампа­нии стали вторая война в Чечне и рост патриотических настроений, на­чавшийся еще летом 99-го, когда НАТО начало бомбардировки Белграда.

В ответ на выпад антиельцинской оппозиции (блок " Отечество - Вся Россия") было снято табу на критику ЮЛужкова. Против него и Е.Примакова была развернута широкомасштабная информационная война, авангардом которой стал С.Доренко на ОРТ.

Был реанимирован " Блок правых сил" и стремительно, за два месяца, создана новая партия власти " Единство" (" Медведь"). Ее поддержал премьер В.Путин, рейтинг которого тогда равнялся 45%. Это примерно 45 мил­лионов избирателей. Основная задача - сформировать надежное думское большинство в качестве опоры для новой президентской власти. В массовом сознании как бы сформировалась просьба со стороны В.Путина: " Мне ну лены именно эти люди. Тогда я смогу что-то изменить для Вас ". Успех " Единства" - это феномен ПР-технологий.

Мощную энергетику процессу кристаллизации общественного соз­нания задали террористические взрывы домов в Москве. В августе Басаев и Хаттаб совершили кровавый рейд своих подразделений в Дагестан. Рейтинг Путина начал расти с середины сентября. И именно в сентябре ВВП России начал расти невиданными ранее темпами. Нет надежнее средства повысить рейтинг, чем начать и выиграть войну. Через месяц после агрессии чеченских сепаратистов в Дагестан они были отброшены. Это была первая военная победа Путина.

Война может быть выиграна не обязательно с применением армии. Можно затеять информационную войну. Именно ее удалось выиграть с момента продвижения российских войск в глубь Чечни. Но к весне 2000 года, по мере того как росли потери российских войск, становилось ясно, что президентские проблемы тоже будут расти.

Тогда, в ночь с 19 на 20 декабря 1999 года мир следил за посту­пающими с восточных окраин России первыми результатами думских выборов. Для сбора и передачи информации использовался компьютерный комплекс ГАС " Выборы". Любопытно то, что пятерка партий и блоков лидеров сложилась сразу после поступления в Избирком данных о всего


лишь 3% проголосовавших и оставалась практически неизменной до конца обработки всех бюллетеней. Губернатор Приморья Е.Ноздратенко еще до выборов как-то выразился весьма точно: " Выборы должны быть бес-пре-дель-но честными".

Из 450 депутатов 225 человек проходит в нижнюю палату по партийным спискам, а вторая по мажоритарным округам. В ту ночь, со­гласно временным поясам, политическое солнце над Россией всходило с восточных регионов. Среди " одиночек" первыми застолбили свои участ­ки Роман Абрамович на Чукотке, Борис Березовский в Карачаево-Чер­кесии, Иосиф Кобзон в Бурятии и Виктор Черномырдин в Ямало-Ненец­ком округе. Среди прочих известных лиц - Е.Лигачев, С.Степашин, А.Коржаков и др. Шесть избирательных блоков, прошедших в парла­мент, являют собой элиту общества, которую с определенной мерой ус­ловности можно поделить на три основные части: старую (КПРФ), об­новленную (ОВР, " Единство"), новую (ЛДПР, " Яблоко", Союз правых сил).

Естественно, что довольные и недовольные кандидаты, тут же, в прямом ночном эфире, стали искать объяснения этому феномену. Явлинский вспоминал о голосовании по ельцинской конституции, когда данные по голосованию поступили уже через час, намекая на очередную фальсификацию. Зарубежные журналисты тут же заговорили о том, что " русский народ опять обманули", что это не выборы, а плебисцит в пользу В.Путина. Действительно, в массовом сознании Путин уже превратился тогда во второго президента России без приставки " и.о.".

Надо отдать должное кремлевским политтехнологам. Свою задачу они осуществили эффектно. Ведь сам В.Путин дважды не очень удачно руководил предвыборными кампаниями. В 1995 году, в канун выборов в Думу, как член партии НДР и руководитель Санкт-Петербургского отделения. Второй раз, весной 1996 года, когда вместе с А.Кудриным взялись вести предвыборную кампанию своего тогдашнего шефа А.Собчака, которая была ими проиграна.

С января 2000 года специалисты начали лепить президентский имидж В.Путина. Задача заключалась в том, чтобы обеспечить победу в первом туре мартовских выборов. Штаб Путина вселился в здание, которое от­реставрировал для себя экс-олигарх Александр Смоленский. Отсюда и название - " Александр-хаус". Кремлевская администрация и штаб Путина четко поделили функции. Среди соратников Путина по избирательной кампании следовало назвать: Дмитрия Медведева, Владислава Суркова, Александра Абрамова, Сергея Попова, Ксению Пономареву. Вот некоторые мотивы и эпизоды той кампании:


- Было необходимо дистанцировать военную кампанию в Чечне от
В.Путина, которая и породила колоссальную популярность пре­
мьера осенью - зимой 1999-го. После его присутствия на похоро­
нах первого погибшего в Чечне генерала он стал больше посещать
не военные части, а промышленные центры, хозяйственные акти­
вы, детские больницы.

- Политтехнологи, работающие на кремлевскую администрацию, вовсю
стали подчеркивать, что В.Путин не допускает, чтобы им манипули­
ровали. Он-де " сам себе пиарщик", а специалистам отводит решение
исключительно технических вопросов в рамках выработанной им
самим стратегии. И никакого ПР-технологического сходства с имид­
жем раннего Ельцина нет и в помине. Б.Березовский даже назвал В.Пу­
тина " пофигистом", в том смысле, что он не держится за власть.

- " Мастера культуры" активно помогали штатным пропагандистам
лепить мифологическую систему о " самом человечном человеке". В
новогоднюю ночь В.Путина в Чечне сопровождали А.Розенбаум,
М.Боярский и др. Позже К.Райкин предал гласности историю
сердечной привязанности В.Путина к жене, оказывается
познакомились они на концерте Аркадия Райкина. Ширвинд со
сдержанным воодушевлением поведал историю о блиц-знакомстве с
премьером в театральном буфете. Причем диалог был таков:
" Здравствуйте. Я, Шура. Может, выпьем? " - " Вова, - в том же

раскованном духе продолжил премьер-министр. — Выпить? Почему бы и нет?..

- Инициативные группы по выдвижению лидера президентской
кампании проходили под лозунгом " Нам с Путиным по пути! ".

- В медийном пространстве информация о В.Путине тщательно филь­
тровалась или создавалась перед камерами и монтажным пультом
кремлевской и правительственной пресс-служб. Формировался сте­
реотип о бескомпромиссном патриоте, лишенном всяких властных
амбиций, которому важно не место, а дело.

- Сильной стороной В.Путина оказалась его лексика. Скупость оце­
ночных слов и " застегнутость" на все пуговицы соседствовали с вы­
ражениями типа " мочить в сортире", " а ребята нам - тук -
контрольный в голову ", " выйдут-сядут ", " кто пас обидит - тот и
двух дней не проживет ".

Позиционировали Путина как политический товар, в рекламе не ну­ждающийся. И.о. президента стремительно перемещался по стране, при случае клеймил рекламу " тампаксов" и " сникерсов". Даже сам летал на двухместном СУ-27.Именно так он вел себя весь период до 28 марта,


когда в результате выборов получил требуемый перевес в 52% голосов. Сам он в своем ТВ-выступлении просил " начать новое время". Это означает, что возникла необходимость в создании серьезных корректировок внутренней политической системы. Прежде всего, это подразумевало активную работу по " сдерживанию" губернаторов, примерно половина из которых явно принадлежала к оппозиционному лагерю. Остальные тяготели к " двойной линии". В открытой, официальной части поддерживать централизацию власти. В закрытой - противодейст­вовать ей, укрепляя собственную.

С сентября 2000 года более чем в 40 регионах РФ предстояло развернуться избирательным компаниям по выборам местной власти. В июле, выступая перед сенаторами, стремящимися утопить реформы, В.Путин сказал, что экономическая ситуация ставит вопрос: " Сохранимся ли мыйак нация? "

Команде нового президента предстояло модернизировать собствен­ную информационную систему с целью получить стратегическое инфор­мационное преимущество над политическими противниками и колеблю­щимися. Причины и технологии этого противостояния не являются тай­ной. Все дело в целях и методах, материальных резервах. При демократи­ческой модели правления это территория информационных войн, инфор­мационно-политических барьеров, ПР, агитации и пропаганды (не побо­имся этих слов).

Ведь правда же заключалась в том, что так называемая норма, в широком социально-политическом смысле, действительно может сложиться не раньше чем через жизнь одного поколения, т. е. через 15-20 лет. Обещания светлого экономического будущего всегда основаны на фантазиях, жить же все равно приходится на жесткий бюджет. А экономический бюджет при Ельцине и при Путине не совсем одно и то же. Какой она выстроится при новом президенте - вопрос будущего.

Кадровые " рокировочки" и политтусовки выводят на политичес­кую сцену очередных героев - солистов, которым аккомпанирует хор. Так творится реальная политика. Ее смысл всегда отражается в жанре полити­ческого действа -драме, трагикомедии, фарсе, водевиле или... трагедии. Но, как точно заметил поэт, " в настоящей трагедии гибнет не герой -гибнет хор ".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.