Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имидж в политике. Акупунктура темы






" Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к вла­сти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгои­стическим), либо к власти " ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает", - писал М.Вебер.

Конечно, базовым в этой теме является понятие " харизма ". В пере­воде с греческого это означает - божий дар. В политическом маркетинге под этим следует понимать природные или искусственно созданные свойства личности, вызывающие перед ней преклонение или во всяком случае массовый интерес. Часто под этим термином понимают обаяние, шарм, аттракцию (умение нравиться).

Тема политического имиджа отнюдь не нова. В процессе ее освоения всякий раз наблюдается мистическая повторяемость сюжетов и приемов. Это подобно акупунктурной карте человеческого организма. Известны " меридианы", состоящие из энергетических точек, образующие единую функциональную систему. Среди " меридианов" на карте политического имиджмейкерства упомянем лишь несколько основных.

Психология и социология харизмы. Предварительные социологи­ческие и психологические исследования проводятся с целью уточнения и дальнейшей корректировки образов продвигаемой личности. Это пред­полагает выяснение тех психофизических доминант, которые пользуют­ся популярностью в целевой аудитории. У избирателей выясняются па­раметры их идеала, чтобы лучше подогнать к нему результирующий имидж кандидата.

Игра свиты. В политике, да и бизнесе, как и на сцене, короля играет свита. Причем ситуация здесь часто напоминает ту, что возникла в порт­новском деле. За последние 100-150 лет из людей, одевающих коронован­ных особ, портные порой сами норовят превратиться в королей. Свита игра­ет даже если " король голый" или даже если его вовсе нет, создавая медий­ный образ власти. Достаточно вспомнить то, что происходило вокруг фигу­ры Б.Ельцина с середины 1996 года.

Доступ к СМИ. Для современного политика - это основной способ персонификации. Ведь СМИ - единственный источник информации для масс. Так называемый " свободный доступ" к средствам массовой информации в реальности обладает рядом специфических особенностей, являясь могучим инструментом манипулирования. " Информационная война" -это особый вид властной технологии, подразумевающий использование всего потенциала СМИ как тактико-технического оружия, обладающего спектром поражающих факторов.


Овладение символами. Каждому из нас приходилось сталкиваться с явлением, когда вполне милый и обходительный человек в быту на работе превращался в горластого идиота, фальшиво провозглашающего: " Властью, врученной мне... " Он с упрямством натягивает на себя символы власти, которые ему не всегда впору.

Это явление еще в 20-е годы описал известный русский социолог, рабо­тавший в США, - Питирим Сорокин. Назвал он эти атрибуты власти " символическими проводниками", а способ их возгонки трактовал как фетишизацию. Символические проводники могут быть самыми разными: должность, предмет (портрет, флаг, песня, музыкальный мотив), условное обрядовое действо (парады, посвящение в бойцы, различные присяги, клятвы, протокольные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.).

Среди прочих энергетических точек, постоянно обозначенных на карте имиджмейкерства, следует также упомянуть такие, как:

Концентрация и повтор одних и тех же идей и мотивов.

Суггестия (убеждение без логических оснований).

Символизация общности в выборе предметов гардероба.

Типажность как знак " родства " и общности.

Снижение высокого и возвышение низкого.

Умение изрекать " saundbites" (крылатые фразы для их тиража в СМИ).

Таким образом, мельчайшие детали, из которых состоит окружающий мир и мир каждого отдельного человека, способны выполнять функцию метафоры и включаются в процесс целевой политической и общественной коммуникации.

ТИПОЛОГИЯ HOMO SAPIENS

I

Раз уж мы коснулись философов, то самое время вспомнить, как наибо­лее известные мыслители XIX и XX веков видели типологию homo sapiens.

Артур Шопенгауэр выделял три аспекта личности. Первый-то, что дано индивиду природой: ум, тело, красота, здоровье, темперамент. Второй аспект -это то, что индивид приобрел в качестве члена социальной структуры: деньги, положение, статус известности. Третье - это то, чем и кем индивид выглядит в представлении прочих членов группы, сословия. По мнению Шопенгауэра, природные качества являются абсолютными и предпочтительными по сравне­нию со всеми прочими. Иными словами, немецкий мыслитель ставил сущ­ность выше внешности. В этом он парадоксально перекликается с утвержде­нием другого мыслителя - Никколо Макиавелли, который еще в XVI веке написал, что люди больше опасаются внешности, чем сущности.


Карл Юнг делил людей на экстравертов, интровертов и амбовертов. Экстраверты контактны и компанейски настроены. Интроверты рассудочны, склонны к уединению, расположены к самоанализу. Амбоверты - это промежуточная стадия, собирательный тип, обладающий качествами интроверта и экстраверта. Разумеется, что в чистом " лабораторном" виде индивидов с четким преобладанием тех или иных качеств, просто не существует, если речь идет не о психическом заболевании.

Известный психолог Айзенк, автор известных тестов, считает, что про­явления вышеозначенных качеств, по Юнгу, связано с астрологическими тайнами.

Эрих Фромм делил человечество на " биофилов" и " некрофилов". Причем последние, в его трактовке, вовсе не сексуальные извращенцы, а деструктивные личности. Им свойственно стремление к погребальному, неживому, тяга к расчленению жизнеподобных структур. Естественно, что " биофилы" - это полная им противоположность: дружелюбны, жизнелюбивы, настроены на созидание.

Маршалл Маклюэн делил носителей информации на " горячие " и " холодные ". Термины эти Маклюэн позаимствовал из джазового сленга. (" Горячим" назывался джаз 20-30-х годов, " холодным" -джаз 40-50-х годов.) Маклюэн распространял эти термины на самые различные сферы, в том числе и на личности - носители информации.

" Горячие " живут и действуют по принципу, парадоксально сформули­рованному С.Эйзенштейном: " Если хотите сохранить тайну - будьте пре­дельно откровенным ". Это люди, о которых окружающие знают " почти все". Они как бы прозрачны для окружающих. Правда, часто эта " прозрачность", по сути, есть хорошо сконструированная система оптических призм, создаю­щих высококачественную иллюзию реальности.

" Холодные " - это те, кто, выражаясь языком дипломатов и разведчиков, работают только на прием. Если продолжить оптические аналогии, то они подобны зеркалу, отражающему и транслирующему окружающие объекты, но одновременно обладающие способностью взирать на происходящее из-за невидимого для окружающих Зазеркалья.

В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА

Имидж-это зеркальное королевство. Обладая способностью отражать находящееся перед ним, зеркало рассматривается как универсальная модель отражательного процесса. Недаром образ зеркала для многих практиков и теоретиков культуры - ключ к пониманию его гносеологической природы.


В философии зеркало олицетворяет теорию отражения. В публицис­тике оно используется как прием познания (" Лев Толстой как зеркало русской революции").

Для многих писателей образ зеркала - это символика литературного произведения, тайны творчества. Стендаль называл роман зеркалом, с кото­рым идешь по большой дороге. Бальзак называл художника человеком, " превращающим свою душу в зеркало, где отражается целый мир ". Мая­ковский писал: " Театр не отображающее зеркало, а увеличительное стек­ло ". В. Даль в своем знаменитом словаре пишет: " Этот человек зерцало правды". Не обойти и известную поговорку " Нечего па зеркало пенять, коли рожа крива ".

Еще одна разновидность литературного имиджа - псевдонимы. Спо­собы их образования столь же разнообразны, как причины, для которые они служили.

И это все об имидже... Тема эта удивительным образом преломляется во множестве литературных цитат. Вот лишь некоторые из них.

" Что в имени тебе моем " (М. Лермонтов). " Ах, обмануть меня нетруд­но, я сам обманываться рад " (А. Пушкин). " Над вымыслом слезами оболь­юсь " (А. Пушкин). " Сотри случайные черты, и ты увидишь... " (А. Блок), " Все сущее-увековечить. Безличное - очеловечить" (А.Блок).

Действительность наших дней не очень похожа на классическое бытие изящной античности, символы которой пытался возродить Оскар Уайльд.

Идеалы XX века демократичнее и проще. Извечный антипод высокого художества - техника, в век НТР и массмедиа породили громадную аудито­рию потребителей " прекрасного" и их идеалы, которые нашли выражение в объектах массового интереса и поклонения.

У каждого объекта есть своя имиджевая окраска. Объектов без имиджа не существует. Ибо отсутствие имиджа - тоже имидж (И.Викентьев). При­рода, общество задают стереотипы имиджей, а от индивида требуется лишь усвоить их доминанты. Строго им следовать или грамотно нарушать, тем самым создавая новые имиджи или их грани.

Развитие СМИ привело к возникновению имидж-сознания, имидж-ин­дустрии этой тайнописи потока массового сознания, творимого по образу и подобию из материала заказчика.

Все это лишь подтверждает, что в понятие имиджа мы не только объеди­няем эстетические категории, ной сливаем воедино аксиологические (ценно­стные), гносеологические (источники), семиотические (знаковые) его значе­ния. Имидж обусловливается всей суммой вышеперечисленных парамет­ров и предполагает их наряду с другими функциональными значениями.


Рассмотрим некоторые из аспектов при практическом создании имид­жа. Можно назвать это попыткой описания некоторых оттенков спектра его типологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.