Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха средневековья.






В этот период политическое могущество Католической Церкви, которая достигла своего расцвета во времена папы Иннокентия III, создала условия для спокойного, удобного и богатого развития богословской мысли. Создаются школы, богословская и религиозно-философская мысль свободно развивается. Но это привело к пагубным последствиям. Начинается эпоха Возрождения язычества, перед бюстами Платона и Аристотеля возжигают лампады. Начинается обмирщение Церкви.

В этот исторический момент, в соответствии с церковной жизнью, меняется цель образования. Суть схолии превращается в одно - дать знание ради знания. О спасении нет и речи. Это стало знамением сначала богословской, а затем и светской системы образования. Шла только передача знаний. Пишутся обширнейшие трактаты, которые пытаются охватить всю совокупность знаний, почему и сами труды называются " Сумма теологии".

Схоластами была сформулирована интересная концепция т. н. " двойной истины ". Эта концепция, которая предлагает возможность непротиворечивого и не зависимого др. от др. сосуществования истин Откровения и истин знания, которые сам по себе приобретает человеческий разум. Эта концепция вела к тому, что, оказывается, с помощью разума можно придти к познанию всех тех истин, которые даны в Откровении. Эта концепция исходила из внутреннего убеждения, что человеческий разум всесилен. К истинам Откровения можно прийти путем осмысления и логики. Тщательным образом изучается " Логика" Аристотеля, досконально разрабатываются положения философии Аристотеля и Платона, которые рассматриваются в приложении к христианским истинам. С большой силой разрабатывается рациональное осмысление христианских истин и их обоснование. В это время была проведена огромная религиозно-философская работа по созданию богословских систем и разработки методов религиозного богословского сознания.

Здесь закладывается идея, что человеческий разум остался не поврежден. Эта идея нанесла страшный удар по всей европейской цивилизации. Европейскую культуру можно охарактеризовать как гордыню разума, истоки которой в богословии.

Другой момент - наряду с апологетической борьбой за истины веры идет не менее важная борьба - за истины жизни. Речь идет о понимании духовной жизни, о принципах духовной жизни человека и о защите этих принципов. Сейчас на Западе не уделяется вопросам духовной жизни должного внимания. Из потери понимания духовной жизни на Западе началась канонизация " сумасшедших", по слову Игнатия Брянчанинова. Началось уравнения идеалов святости с обычной христианской жизнью.

В свое время Владимир Лосский отмечал следующее: " Нужно было произойти какому-то расчленению между опытом и общей верой, между личностной жизнью и жизнью верой, чтобы духовная жизнь и догмат, мистика и богословие, стали двумя различными сферами. Чтобы души, не находя достаточной пищи в " Богословских суммах", с жадностью искали рассказов об индивидуальном мистическом опыте".

Игнатий Брянчанинов называет конкретные временные координаты возникновения на Западе этого ложного направления духовной жизни. Он писал: " Преподобный Венедикт (VIв.), св. папа Григорий Двоеслов (VIв.) еще согласны с аскетическими наставлениями Востока, но уже Бернард Клервосский (XIIв.) отличается от них резкой чертою. Позднейшие уклонились еще более. Они влекутся и влекут своих читателей к высотам, не доступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатною".

Отрыв Запада от единой традиции Вселенской Церкви привел к появлению многих и далеко уходящих от Церкви подвижников, аскетов - мистиков и целых мистических течений: Иоанн Скот Эуригена, аббат Иоаким Флорский (XIв.), Франциск Ассизский (XIIIв.), блаж. Анжела (XIIIв.), Мейстер Экхарт (XIVв.), Катарина Сиенская (XIVв.). Эти католические святые, оказали огромное воздействие на всю духовную жизнь Католической Церкви. Они заслонили собой древних отцов.

Третий период - Новое время (XIV - XVIII вв.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.