Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская апологетика.






Апологетическая мысль на Руси появляется с самого начала, с принятия христианства, и несёт общий апологетический характер. Шла борьба с языческим суеверием. Но уже в то время о себе заявляет и латинство, и мусульманство, и иудаизм. Одним из замечательнейших апологетических сочинений этого периода является «Слово о законе и благодати» пресвитера Илариона. Здесь проводится замечательная идея о том, что дало христианство по сравнению с Ветхим Заветом.

Первым идейным антицерковным движением явилась ересь стригольников ( XIVв .). Были апологетические работы в этом направлении, все они оказались формально привезенными из Константинополя, но по исследованиям наших ученых, например Филарета (Гумилевского) установлено, что они были написаны русскими. В 1381г. архиеп. Суздальский Дионисий привез в Новгород из Константинополя послание патриарха Нила против ереси стригольников. Можно предположить, что это послание было составлено самим Дионисием, поскольку он был в Константинополе и мог говорить об этом с Константинопольским патриархом, для большей убедительности авторство приписывается патриарху. То же случилось с еп. Владимирским Михаилом, который в 90-х гг. доставил послание другого Константинопольского патриарха Антония. Филарет (Гумилевский) считает, что это послание было написано не Антонием, а учеником прп. Сергия Афанасием, который проживал в Константинополе с 1392г.

В XVв. возникает ересь, едва не смывшая Русскую Церковь – ересь жидовствующих. Идеи превосходства Ветхого завета над Новым, идеи того, что Новозаветные Откровения надо исправить с точки зрения Ветхого Завета, потому что тот дан первее. Истинным апологетом стал архиеп. Новгородский Геннадий. По его просьбе Иосиф Волоцкий пишет «Просветитель». С большим трудом удалось преодолеть эту ересь, сумевшую поставить своего человека, Зосиму, на митрополичью кафедру.

В XVIв. возникает ересь Башкина, во многом созвучная ереси жидовствующих. Эта ересь была обстоятельно разобрана Зиновием Оттенским. В своей книге «Истинные показания к вопросившим о новом учении» он дает обстоятельное разъяснение по многим пунктам, которые затрагивает эта ересь. Его аргументы хорошо продуманы, обстоятельны, спокойны, он ссылается на обширный библейский и исторический материал. У нас же есть сочинение «Черноризца послание многословное», которым он дополняет свое «Истинное показание».

В XIII–XVвв. на Руси появляется масса апокрифической литературы. Главным образом они приходят из Болгарии. Здесь масса сказаний о патриархах, царях, пророках: «Псалмы Соломона», «Видения Иакова», «Иакова повесть», «Хождение Богородицы по мукам», «Завет 12-ти патриархов». В них много фантазий, суеверия, астрологических идей, заблуждений нравственного и догматического характера. Апологетом против всего этого выступил прп. Максим Грек. Он подчеркивает важный факт – христианство распространялось не насилием, а примером высокой жизни христиан. Последнее его произведение – «Слово на армянское зловерие», здесь он опровергает мысль о том, что Христос умер на Кресте и своим Божеством.

Старец Артемий ( XVIв .) – боролся в Литве с протестантизмом и арианством. Его письма исполнены глубокого духовного содержания.

Князь Андрей Курбский – личность очень живая. Флоровский говорит, что Курбский отличался чувством современности. Очень ревностно заботился о просвещении, хотел, чтобы были книги, люди учились, чтобы у людей было разумное понимание веры: «Древние учителя наши в обоих научны и искусны, сиречь во внешних учениях, философских, и в священных писаниях».

В XVIIв. Брестская уния возбудила противоборство. Начинают свою деятельность братства – союз мирян, защищавших Православие и противостоящих лжеверию, насаждаемому извне. Известны братства во Львове, Остроге, Вильно. В конечном итоге они были сломлены и постепенно плоды их трудов сошли на нет, чему подтверждение – современное положение Православия на Львовщине.

Арх. Захария Копыстенский – знал святоотеческие творения и знал как бороться с протестантизмом.

Киевский митр. Петр Могила – основал Киевскую Коллегию, ставшую в 1689г. Академией. Много заботился о просвещении. Но вся трагичность этой личности заключается в том, что он находился под колоссальным католическим влиянием. Все его писания проникнуты католическими идеями, структурами и духом. Коллегия была организована как копия католических учебных заведений. Порядки в этой коллегии и характер преподавания были католическими, учебники, метод воспитания были взяты от туда. Это наложило свой отпечаток на учеников, на их апологетическую деятельность. В Коллегии вопросы апологетики входили в философские дисциплины и преподавались по католическим учебникам. Не критическое отношение к западным богословским воззрениям сказалось на «Православном исповедании» Могилы. Здесь масса католических вещей. Архиеп. Василий (Кривошеин) называет исповедание Петра Могилы «ярко латинским документом по форме, а иногда и по содержанию и по духу».

Флоровский говорит, что «Исповедание» есть только приспособление или адаптация латинского материала к православному учению. Оно гораздо больше связано с католической литературой, чем с духовной жизнью Православия.

Вторая половина XVIIв. на Руси отмечена возникновением Раскола. Появляется противораскольническая литература. Второе событие – открытие Славяно – Греко - Латинской Академии в 1685г. С 1814г. – Московская Духовная Академия. Положено начало систематическому богословскому и светскому образованию в России. Здесь преподавались все науки. В 1755г. из нее выделился Московский Университет. Но до конца XIXв. Академия находилась под сильным влиянием западно – христианской мысли. Причина – от туда брались учебники, но самое прискорбное обстоятельство – схоластика в преподавании.

В XVIIIв. в связи с реформами Петра I Россия сталкивается с целым рядом новых явлений, противоборствующих Церквей. Возникают идеи атеизма, деизма, теизма, пантеизма, масонства. Борьба с ними была крайне затруднена. Евстафий (Станевич) написал книгу «О бессмертии души над гробом младенца», где написал многое против масонства. Последовало распоряжение Обер - Прокурора Святейшего Синода князя Галицына: «Суждению о бессмертии души в сей книге привязано привязано защищение Восточной Церкви, тогда как на нее никто не нападает. Автор, понимая превратно, не чувствует, что может привести умы в беспокойство, что подлинно Церковь в опасности». Весь тираж книги был изъят.

Хотя руки богословия были жестоко связаны, отдельные апологетические сочинения выходили. Стефан Яворский написал «Камень веры» против протестантизма. Против апокалептических воззрений им же было написано «Знамение пришествия Антихриста и кончина века по Писанию Божественному».

Апологетический характер носят многие проповеди Феофана Прокоповича, Платона Левшина. Ему приписывается «Рукопись ответов на 16 вопросов Вольтера». Феофану принадлежит «Рассуждение о безбожии», где излагает доказательства бытия Божия, критикует деизм, пантеизм Спинозы.

Свт. Тихон Задонский – его сочинения Флоровский называет «апостольским откликом на безумие вольнодумского века», «Об истинном христианстве», «Сокровища духовные, от мира собираемые» давали положительное содержанию человека.

В 1793г. издано «Добротолюбие» Паисия Величковского.

М. В. Ломоносов твердо и сильно выступил против идеи «Наука против религии». Он заявил: «Не здраво рассуждает математик, ежели он божественную волю хочет вымерить цифрою. Таков же и богословия учитель, ежели он думает, что по псалтири можно выучиться астрономии или химии». Он природу рассматривал как вторую Божественную Книгу, Второе Откровение.

Григорий Саввич Сковорода – странствующий философ, большое внимание обращал на критику атеизма и материализма. В его рюкзаке всегда лежала Библия. Его не допустили преподавать в Киевскую Академию за отказ читать лекции по учебникам.

В XIXв. следует в первую очередь отметить Филарета (Дроздова). Он многое сделал в вопросе преодоления увлечения высшего общества западными идеями. Задачу образования он видел в том, чтобы оно стало действенным началом христианской жизни для человека. Он писал: «Христианство не есть юродство или невежество, но премудрость Божия». Специально апологетических сочинений у него не было, но из носящих апологетический характер можно отметить: «Изложение разностей между Восточной и Западной Церквами в учении веры», «Разговоры между испытующим и уверенным», «Беседы глаголемому старообрядцу». В этих сочинениях он занимается защитой Православия как такового.

Во 2 пол. XIXв. в России начинается развитие свободной религиозно – философской мысли. До этого делались переводы западных мыслителей.

Чем объяснить столь долгое молчание религиозно – философской мысли. Многие ищут объективных причин внешнего порядка. Самой объективной причиной являются не обстоятельства, в которых жила Россия. Несмотря ни на что, народ видел путь к Богу, а к середине XIXв. стало утрачиваться это видение пути. Брянчанинов писал о монастырях, что из гавани спасения они превратились в гибнущие корабли. Поэтому и начались духовные искания, ослепший стал искать дверь. Философия – это блуждения слепых катят. Цель ее – поиск истины, и когда она занимается этим, то достойна похвалы. Многие философы приходили к вере, не имея ее раньше в себе. То же было и с древними эллинами. Иустин Философ говорил, что «философия – пестун во Христа для эллинов, такой же, как для иудеев Откровение Ветхого Завета».

Вера на Руси была выше, содержательнее и праведнее, чем на Западе. не было необходимости в этом поводыре, которая называется философия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.