Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Век великих философов.






В XIXв. можно отметить сильное влияние философских систем, прежде всего Канта, Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера, Фихте.

Кант интересен тем, что он попытался показать ограниченность человеческого разума в его познавательной деятельности. Он выразил эту идею в таком понятии как " вещь в себе". Все познаваемое через чувства не является адекватным отображением объективного мира, а является нечто средним между воздействием объектного мира на человека и свойствами познающего человеческого разума. Сама не " вещь в себе", т.е. объективный мир как он есть, всегда остается недоступным человеческому познанию.

В тоже время Кант показывал, что классические доказательства бытия Божия не являются доказательствами. Это вызвало реакцию богословов-апологетов. Сам Кант уважительно относился к теологическому доказательству бытия Божия. Кант интересен своим нравственным доказательством - возникновение нравственного закона в человеке, нельзя допустить без участия Бога. Эта мысль скоро вошла в апологетику.

Гегель - прямой антипод Канта. Он всю ставку делает на разум, как он говорил: " все есть мысль". Гегель был правоверным лютеранином и энергично боролся против атеизма. Но с др. стороны, его философия с утверждением прерогативы первенства разума во всем оказалась тем инструментом, которым воспользовались не только апологеты, но и их противники. Именно философия Гегеля стала тем началом, которое породило две взаимоисключающие школы - правую и левую. Левогегельянская школа выступила с прямым отрицанием христианства и Бога, как Он мыслится в религиозном плане. Из левогегельянской школы вышел Фейербах, человек боровшийся с христианством и пытавший создать свою собственную религию без Бога. Фейербах заявил, что Бог есть не что иное, как проекция человека в бесконечности. Идеи левогегельянства и Фейербаха были доведены до крайних форм человекобожия. Ницше, который прямо выступил с резким нападением на христианство. Он создал теорию т. н. " сверхчеловека".

Из апологетических школ боровшихся с этими вещами самой известной была школа Шлейермахера, известного лютеранского богослова, который первый отнес апологетику к области философского богословия. Он энергично выступил на защиту христианства, но будучи пантеистом и понимая христианство вполне пантеистически, он не смог дать надлежащей защиты. Идея личного Бога у него отсутствует, само христианство расплывается в некую идеалистскую романтику. Поэтому школа Шлейермахера мало что дала для апологетики.

Школа Фихте-младшего дала больше. Этот германский философ защищал бытие личного Бога.

К XXв., по выражению известного католического богослова де Любака: " Человечество как никогда стало мучиться потребностью обходиться без Бога".

Четвертый период (XIX - XXI вв.)

Четвертый период характеризуется несколькими факторами.

1) Распространение во всех традиционно - христианских странах атеистически - материалистического направления. Здесь применимо слово атеизм как " жизнь без Бога". Апологетика реагирует на эти явления. Приводятся все больше аргументов в пользу Бога, существование души. Т. е. атеизм и материализм, будучи вызовом христианскому сознанию, естественно порождают ответы.

2) Сенсационные открытия в области практически всех наук, которыми человечество занимается. В XXв. произошел радикальный перелом в области многих наук. Происходят потрясающие открытия в области физики, особенно в области радиоактивности, генетики, астрономии, психологии (доказано, что мозг не порождает мысль, на чем настаивали французские материалисты). Теория относительности и квантовой механики совершенно перевернули воззрения человека как на познаваемый мир, так и на роль человека, как познавающего субъекта. Познание не есть процесс наблюдения, а процесс взаимодействия между познающим и познаваемым.

Наука XXв. дает те идеи, которые соответствуют христианскому пониманию мира. Наука уже не говорит о возможности адекватного понимания мира, речь идет о построении возможных моделей этого мира. современная наука признает существование души.

Этот фактор обусловил развитие т. н. естественной научной апологетики.

3) Особое внимание к проблемам человека. Самое популярное философское направление - это экзистенциолизм - существование человека. Для человека до сих пор самым загадочным является сам человек. Все большее число мыслителей отказывается биться над этой задачей и обращают свое внимание на внешнее существование человека. на культурно - эстетические формы, на экономику, политику, на т. н. духовную сферу деятельности человека, выражающуюся в области прав человека и т. д.

XXв. показал, что развитие научно технического прогресса идет не к утверждению стабильности в мире, а к катастрофе. Наглядный пример - экологический кризис. с религиозной точки зрения это духовный и моральный кризис. Америка - 5 % населения потребляет 40 % всего потребляемого в мире и выбрасывает 70 % загрязнённых веществ. Но самое страшное, что все страны стараются сравниться с Америкой.

4) Необычайное всеобщее развитие панрелигиозной или теософской идеи. Сущность – сотериологическая равноценность всех религий. Эта идея все с большей силой внедряется в сознание современного человека. В приложении к христианству оно выразилось в т. н. экуменическом движении. Все конфессии равноценны, все ведут ко спасению. О. Серафим (Роуз) определяет это как «единая религия будущего».

Моральное состояние современного христианского мира во много раз хуже морального состояния мусульманского мира. Рокфеллер заявил пред учащейся воскресной школой: «Американскую розу, во всем ее великолепии и благоухании можно вырастить только беспощадно обрезая все слабые ростки вокруг нее».

Замечательнейшими апологетами XXв. являются иеромонах Серафим (Роуз) и англичанин Льюис. Замечателен его сборник «Любовь, страдание, надежда».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.