Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Реформации.






К XVIв. состояние Римо-католической Церкви достигло уже такого предела, дальше которого невозможно было ее существование в прежнем виде. Протесты раздавались со всех сторон. Всех людей, ищущих истинно духовной жизни, возмущало то, что творится в среде высших церковных иерархов.

Строился грандиозный храм - собор св. Павла в Риме, для чего проводился сбор средств по всему христианскому миру. Для этого такие средства, как индульгенции, получали богословское обоснование. Играли на чувствах простых верующих. Спасение покупалось. То, что было свято, превращалось в предмет коммерции. Многие из людей, которых это возмущало, пошли на серьезные шаги, которые привели к катастрофе в Римо-католической Церкви, чем и явилась Реформация.

Лютер был искренне подвизающимся монахом, но он, не зная правил истинной, духовной жизни, в своем подвиге искал блаженства, видений, но не находил этого. Его духовник, у которого еще сохранялось правильное понимание духовной жизни, писал, чтобы тот не искал этого, человек оправдывается не сверхдолжными делами и заслугами, а верой. Лютер не понял, что такое " верой" и исказил один из очень серьезных принципов христианской религии.

Реформация оказалась взрывом не только самой церкви, но и взрывом всего западного мира. Возникло совершенно новое направление культуры, новое отношение к жизни и деятельности. Если основной идеей Средневековья было осознание того, что наша земная жизнь - ничто, всякая деятельность и все внимание человека должно быть обращено на душу, а не на тело, то Реформация отбросила эту идею как ложную, и не учла то, что было верным. Реформация объявила, что человек спасается только верою, которая есть дар Божий. Следовательно, от человека больше ничего не нужно для спасения.

Идея Средневековья вела к мистицизму. Булгаков прозвал это " буземельное небо ", т. е. нарушалась богочеловеческое единство духовной жизни. Пимен Великий говорил, что мы боремся со страстями, а не с телом.

Человек спасается верою, а сама вера - дар Божий. В итоге все силы человеческой души обратились исключительно на земную деятельность. Утверждаются нормы морали, а о духовной жизни все было забыто.

Благодаря Реформации начинается колоссальный подъем научно-технического прогресса. Развивается экономика, научная мысль. Но в тоже время Реформация нанесла тяжелый удар по духовному устрою человека. Происходит очевидная деградация религиозности. Это выражается в соответствующих доктринах, философских теориях и концепциях.

В Новое время возникает " Деизм " - человек верит в Бога, но никаких отношений с Ним не имеет. Деизмом отрицается наличие промысла Божия в мире. Человек сам должен осуществить себя в мире без связи с Богом, ибо этим нарушается свобода человеческой воли. Последующий материализм был завершением этой тенденции. С деизмом формально пытались бороться английская апологетическая школа, но эта школа, защищая бытие Бога, Его промысел о мире, бессмертие души, сама оставалась мертвой. Защита проводилась такими же деистами.

Появляются унитарии, отрицающие Св. Троицу. Исаак Ньютон был унитарием. Проф. прот. Рождественский так писал о деятельности английской школы: " В английской апологетике XVII-XVIIIвв. еще в значительной степени преобладало одностороннее схоластическое направление. Живая христианская истина закована в тесные рамки сухих логических норм".

Лучшее, что сделала английская апологетика XVII-XVIIIвв. - это защита исторической подлинности библейских книг, достоверность библейской и евангельской истории и т. д.

Третьей ветвью, противостоящей христианству, был пантеизм.

в это время появилось одно из самых ранних апологетических сочинений - " Об истинности христианской религии". Автор - Гуго Гроций, нидерландский юрист- правовед. Его работа имела очень большой успех, была даже переведена даже на китайский язык.

Во Франции действовала своя апологетическая школа - школа Боссюэ и Фенелона. Эта школа находилась под сильным влиянием философии Декарта. Французская школа имела два предмета своей деятельности: - Деизм

- Пантеизм Баруха Спинозы

Развивается также деятельность против прямого атеизма.

Паскаль, проведший свою жизнь в монастыре, поставил своею целью написать такое сочинение, которое бы окончательно разгромило всех атеистов. Он начал работу над своим трудом, но скончался рано. От труда остались наброски, мысли, они были изданы книгой " Мысли". На русский язык книга переведена как " Мысли Паскаля о религии".

В Германи апологетика ничего особенного не сделала, здесь больше трудились не богословы, а философы, такие как Лейбниц и Вольтер. Лейбниц написал интересное сочинение " Монадология", в котором выразил свои основные философские идеи. Но более значимым для нас является его сочинение " Теодицея". Но в этих работах сухой язык.

Во 2-ой половине XVIIIв. т. н. французскими просветителями была кардинально поставлена проблема о вере и неверии. Они полностью перешли на атеистические позиции и решительно выступили против христианства. Показательно, что никто из энциклопедистов не занимался естественными науками, это были гуманитарии. Их поддерживали мощные финансовые круги, и потому их идеи приобрели широкую распространенность по всей Европе. С начала их борьба с Христианством шла идеологически, затем кроваво, что связано с Великой Французской Революцией.

С этим направлением боролись. Во Франции возникла известная школа Шатобриана, но дух этой школы мало отличался от духа тех, с кем боролась эта школа. Все внимание обращалось на культурно-эстетические формы религии. Поэтому школа Шатобриана не имела реального успеха в апологетическом плане.

Наиболее энергичную реакцию вызвала мифологическая школа. Идея мифологической школы оказалась на столько живучей, что живет до сих пор. Апологетика показала себя во всю мощь, об историчности Иисуса Христа было написано масса работ.

Несколько другой характер имела возникшая в Германии новотюбингенская школа (сер. XIXв.). Здесь Христос не отвергался как историческая личность, здесь оспаривается подлинность Ветхого и Нового Завета и подлинность некоторых событий, описанных там: Боговоплощение, воскресение и целый ряд других важных факторов. Ее деятельность на волне общего увлечения атеистическими идеями способствовало развитию все большего негативизма в отношении христианства. Знаменательны апологии Геттингера " Апология христианства" и Лютарда, также называющаяся " Апология христианства".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.