Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Славянофильство.






Славянофильство – изначально это было презрительное прозвище. Центром этого движения было Православие, цель – защита русской культуры, русской веры. Все вращалось вокруг Церкви.

Самым выдающимся представителем идеологии Славянофильства был Алексей Степанович Хомяков. Он одним из первых русских мыслителей призвал русскую мысль на забытый путь богопознания. Развитие философской мысли в это время показало, что она захлебнулась в своих поисках истины. Самое очевидное заключалось в том, что стало известно – доказать истину нашего мышления невозможно. Нет критериев, по которым бы мы могли судить: истинно ли это суждение или ложно. Можно построить много философских систем, но какая из них будет истинной? Критерии истинного находятся за гранью человеческого, рационального мышления. Каждый философ в основании своей идеи кладет свое понимание бытия.

Иван Васильевич Киреевский – в свое время поклонник Гегеля, он даже говорил: «Без Гегеля будущее России невозможно». На путь истинный его обратила супруга.

Хомяков и Киреевский, увидев и прекрасно зная западную философию, выявили основной ее изъян – рационализм, который не дает почвы, на которой могла бы строиться философия. Вся западная философия строится на принципе: «Так я думаю». Славянофилы заявили, что подлинная философия может быть построена только на том фундаменте, который проверен каким-то громадным опытом. Этим фундаментом может быть учение Православной Церкви. Бытие – это ни абсолют, это ни идея, ни вода, ни прочее, бытие – это Бог, «Аз есмь Сый». Понимание этого бытия возможно только через явление Бога в мир. Этим явлением миру был Богочеловек.

Церковь дает возможность понимание самых фундаментальных вопросов.

Но своей системы славянофилы не построили, они только дали толчок, который остался не востребованным.

По определению Хомякова, Церковь есть единство людей в Духе Святом, это единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покаряющихся благодати. Священное писание - это не Писание Марка и Луки, не Павла и Иакова, важно что это Писания Духа Святого, признанное Церковью.

Свое сочинение “ Церковь одна ” он выдал за перевод анонимного греческого автора. Когда Филарет прочитал эту книгу, он сказал, что автор не грек, а русский. Все сочинения Хомякова были опубликованы после его смерти, т. к. были запрещены.

Стоит отметить программную статью Киреевского “О возможности и необходимости новых начал для философии”. Другая важная статья – “О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России”. Здесь он показал различие подходов к западному образованию и тому Российскому, которое он считал, что оно имело место у нас.

Славянофильство имело влияние на М Д А и помогало формированию мировоззрения в наших школах. Апологетики как предмета вначале не было, апологетические материалы присутствовали в курсах по философии. Кафедра основного богословия появилась позднее. Когда по уставу 1869г. отменили кафедру физики и математики в Духовной Академии, то профессор Димитрий Голубинский вместо нее основал кафедру естественно – научной апологетики. Основные задачи апологетики того времени – критика идей, идущих с запада: вольтерианство, идеи Канта, Гегеля, Шлейермахера и др.

Проф. Прот Феодор Голубинский – заведовал кафедрой философии. Преподавал с 1828 по 1854г. оставил книгу “ Умозрительное богословие”. Здесь разбирались доказательства бытия Божия, анализировались воззрения деистов, пантеистов и материалистов.

Его преемником по кафедре был Кудрявцев - Платонов, человек универсальнвх познаний. Его магистерская диссертация была посвящена теме “О единстве рода человеческого”, докторская – “Религия, ее сущность и происхождение”. Собрание его сочинений насчитывает 3-и тома. Особой популярностию пользовалось его сочинение “Начальные основания философии”. Здесь дается краткая история философии с древних времен почти до начала XXв.

Профессор Введенский отмечал, что проблематика, занимавшая Кудрявцева - Платонова может быть выражена 3-мя вопросами:

1) Что человек должен знать и во что он должен верить.

2) Что такое мир, как он произошел, какова цель его существования.

3) Как человек должен жить и на что он может надеяться после смерти.

Продолжателем Кудрявцева - Платонова явился профессор Алексей Иванович Введенский. Его магистерская диссертация называется «Вера в Бога, её происхождение и основания». Тема насущная и для того времени, и для нашего. Докторская – «Религиозное сознание язычества».

Сергий Сергеевич Глаголев – магистерка «О происхождении, и первобытном состоянии рода человеческого» - первый опыт критики теории Дарвина, излагаются все основные теории эволюционистов того времени. Докторская – «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви». Здесь развивается идея о возможности для язычников вхождения в ветхо заветную Церьковь спасающихся своим путем. Эту проблему он рассматривает деликатно и заинтересованно. У него есть интересные исследования о религиях разных народов, даются мнения разных мыслителей о религии: Галилея, Декарта, Паскаля, Черберри, Гобоса, Лейбница, Вольтера, Канта, Гегеля, Шлейермахера и прочих. Также интересна работа «Очерки по истории Религий». Он же написал «Пособие по изучению основного богословия» для женских богословских курсов.

Священник Павел Флоровский – «Столп и утверждение истины» (уникальная работа).Его богословское наследие велико и разнообразно, но есть вещи, которые воспринимаются не однозначно. Есть вещи, с которыми нельзя согласиться.

Петербургская Академия.

Профессор протоирей Рождественский – один из первых составил самостоятельный и полноценный курс христианской апологетики. Когда в 1869г. в П Д А была открыта кафедра основного богословия, он и начал преподавать. Главный труд – «Христианская апологетика. Курс основного богословия». Апологетику он считал «фундаментом для всего здания богословской науки со всеми ее частными подразделениями». Его метод подхода до сих пор остается в употреблении, он разделял апологетику на две главные части: вопросы имеющие общее религиозное значение и вопросы специфически христианские.

Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов), Иоанн (Соколов), епископ Смоленский.

Киевская Академия.

Проф. прот. Павел Светлов – очень разносторонняя личность. Основная работа – «Христианское вероучение в апологетическом изложении».

Казанская Академия.

Проф. Несмелов – «Наука о человеке». Об этом труде Бердяев сказал: «Основная мысль Фейербаха об антропологической тайне религии обращена им (Несмеловым) в орудие защиты христианства».

Прот. Буткевич – проф. богословия Харьковского университета. Докторская – «Религия. Ее сущность и происхождение».

Для защиты Православия будут полезны труды Свт. Игнатия (Брянчанинова), Феофана (Говорова), которые заявили, что состояние церковной жизни в его время неминуемо должно привести к неминуемому исчезновению православной веры в России. Выдающимся апологетом был св. Иоанн Кронштадский.

Основная цель апологетики – показать человеку, что дает ему христианство. Защитой христианства не ограничивается задача апологетики. Больше всего сделали те, кто сказал, что христианство отвечает на самые насущные вопросы, перед которыми человек стоит.

Свв. Отцы как раз и показали, что такое христианство, почему оно необходимо человеку.

В истории русской апологетики, в область утверждения христианской веры более всего сделали те, кто своим примером показал, что такое Православие. Это Серафим Саровский, Паисий Величковский. Они создали духовную атмосферу. Один только преп. Сергий воспитал десятки тех, которых Русская Церковь именует святыми, которые оставили знаки своей духовной жизни.

Свт. Феофан (Говоров) произнес страшные слова. «Через поколение, много через два, иссякнет наше Православие». Через полтора поколения произошла Революция. Причина ее – в духовном состоянии Церкви. Где угасает дух Церкви, там все угасает. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал о монашестве: «Оно подобно мощному зеленеющему дереву, которое изнутри сгнило. Первая же буря сломит его, а вместе с ним все Православие».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.