Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Флигель Кузминских.






 

 

Сквозь зелень жимолости и разросшихся кустов сирени белеет каменный двухэтажный флигель. К нему с хозяйственного двора ведёт короткая жимолостная аллея. Аллея эта – остаток существовавшей во времена Волконского второй длинной берёзовой аллеи, проходившей параллельно Прешпекту. Когда в середине 1850-х годов. Толстой устраивал в усадьбе сады, часть этой аллеи была засажена яблоневыми деревьями, а берёзы оставшейся части были заменены жимолостью.

Флигель был левой частью большого яснополянского ансамбля, возводившегося Н.С. Волконским. После смерти князя, в то время пока продолжалось строительство большого дома, семья Толстых жила в одном из двух флигелей. Большой дом был построен осенью 1824 года, семья переселилась в него, и флигели стали исполнять подсобную роль.

С левым флигелем связано самое «прелестное», «поэтическое» дело жизни Толстого – его школа для крестьянских детей. После шумной и бурной петербургской жизни, упоения и наслаждения литературными беседами в столице Толстой жаждет уединения, в котором может обрести своё духовное «я».

После того как большой дом был продан на своз, семья переселилась в правый флигель. Так как левая постройка уже долгое время пустовала, то именно в ней в 1859 году Л.Н.Толстой и решил организовать обучение крестьянских детей.

Толстой чрезвычайно серьёзно относился к своему педагогическому опыту. Это тоже был род его «вечной деятельности». Сохранился яркий рассказ одного из первых учеников толстовской школы, яснополянского крестьянина В.С. Морозова: «В 1859 году ранней осенью нам оповестили по деревне… о желании Льва Николаевича, «граха», как мы его называли, открыть школу в Ясной Поляне, и о том, чтобы желающие дети приходили учиться, что школа открывается бесплатная. Я помню, какая была суматоха. На деревне начались сходки, суждения: «Как? Почему? Не обман ли какой?»

Уроки проводились на втором этаже. Обстановка классной комнаты была простой и удобной: «Посередине комнаты стояли длинные скамейки и такие же длинные столы. На стене висели чёрные доски. Тут же на полочке лежал мелок. В углу стоял шкап с какими-то книгами, бумагами и грифельными досками». Некоторые из ребят, войдя в класс, стали креститься, приняв портреты на стенах за иконы православных богов. Но Лев Николаевич тут же успокоил их: «Это не боги, а люди, мои родные и знакомые».

Комнаты нижнего этажа флигеля были оборудованы для гимнастических упражнений. Здесь были ввёрнуты кольца, устроены перекладины, стояли гири. Второй этаж, как уже говорилось, занимала школа, три класса: два младших и один старший.

Весной 1861 года Толстой решил расширить школу, увеличил число классных комнат, устроил музей. Об этих изменениях он писал своей петербургской родственнице А.А. Толстой: «Так как она [школа] переделывается, то классы рядом в саду под яблонями… Дом школы теперь почти отделан. Три большие комнаты – одна розовая, две голубые, заняты школой».

В самой комнате, кроме того, музей. По полкам кругом стен разложены камни, бабочки, скелеты, травы, цветы, физические инструменты».

Занимаясь школой, Толстой не уходил от литературы. Памятные и полезные уроки яснополянской школы пригодились ему в писательском труде. Недаром литературно-публицистический памфлет, в котором был собран его учительский опыт, был назван Толстым так примечательно: «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».

За флигелем закрепилось ещё одно название – «дом Кузминских». С середины 60-х гг. здесь почти каждое лето жила семья свояченицы Толстого Т.А. Кузминской.

Имя это широко известно по литературе о Толстом. Т.А. Кузминская – один из прототипов Наташи Ростовой в эпопее «Война и мир». С Татьяной Андреевной Толстых связывала долгая неизменная дружба. Побывавшая в Ясной Поляне впервые в августе 1862 года, Т.А. Кузминская вспоминала о флигеле, в котором впоследствии постоянно останавливалась на время своих приездов в усадьбу: «На другое утро мы пошли осматривать флигель, где помещалась школа. Наверху были светлые, большие, высокие комнаты с балконом и прекрасным открытым видом. Могла ли я думать тогда, что буду приезжать на лето почти ежегодно, со своей семьёй, в течение 25 лет самый флигель».

В одной из комнат второго этажа размещалась часть библиотеки Л.Н. Толстого.

На протяжении всей последующей жизни писателя в этом флигеле останавливались многочисленные друзья и знакомые Толстого. С 1878 года здесь не раз и не два-с жил С.И. Танеев, а в 1880 году во флигеле останавливался друг семьи Толстых известный критик Н.Н. Страхов.

С 1894 года флигель Кузминских опустел. Они более не приезжали, как ранее, летом пожить во флигеле. Писатель сам всё реже и реже заходил туда. Время от времени во флигеле поселялись дети писателя. После смерти Толстого Софья Андреевна заходила в опустевший «тот дом» только затем, чтобы убрать его и разобрать книги, оставшиеся там после смерти писателя.

В 1928 году, в связи со 100-летним юбилеем Толстого, во флигеле был открыт литературный музей, экспозиция которого периодически обновляется.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.