Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение. Общая характеристика.






Термин просвещение имеет узкий исторический смысл - умственное движение, развернувшееся в период решающих боёв буржуазии с феодализмом (18в.) и направленное на ликвидацию крепостничества, феодализма, его соц.-эконом.норм и пр. Просветители выступали также против духовного порабощения, гл.орудия которого – церковь. Поэтому они подвергали критике церков.догму, деятельность. Они провозгласили идею просвещения людей, широкого распространения знаний в народе.

Условные границы Просвещения – революция в Англии (1689) и революция во Франции (1789).

Взаимодействие литерат.течений – реализм, классицизм, рококо, сентиментализм. Начинает стремительно развиваться роман - Англия и Франция. Все течение взаимодецствуют и обогащают друг друга. Просветительский классицизм ≠ классицизму 17в., хотя и сродни ему: закон 3х единств, лаконичность, написание и пр.

Просвет.классицизм – разум обогащён опытом, опыт – восприятие мира, тема любви отодвинута на задний план, человек борется с окружающим миром. Жанры: трагедия, эпопея, ода. Представители – Вольтер, Лессинг, Гёте, Шиллер.

Реализм – человек и среда приближены к реальности. Вед.жанр – роман («эпос больших дорог»), появление новых жанров – слезливая комедия и мещанск.трагедия. представители – Дидро, Филдинг, Свифт, Дефо. Герой демократичен, обычный человек, авантюрист. Многие судьбы списаны с авторов. Герои – найдёныши, подкидыши, незаконнорожденные – надежда только на себя. Это течение ограничено, идеализировано – отсюда утопичность.

Сентиментализм – родина Англия. Возникает, когда просвет.традиции опровергаются. В них чувства – не проявление иррациональности, разум и чувства контролируются. Культ чувства испытывает разум. Важна роль пейзажа – зеркало чувств. Развитие эпистолярного романа – все авторы «я». Противостояние м/у правдоподобием и худ.вымыслом. представители – Стерн, Ричардсон, Грей, Голдсмит, Руссо.

Рококо – Франция, отразило потребность в наслаждении, частной жихни. Он вносит в лит-ру игру, о серьёзном говорится шутя, мораль двойственна. Это сознательная утопия, против всех лит.течений. представитель – Парни, ктр отразился на Пушкине. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы.

18 в. – интеллектуальное и худ.движения, захватившие все европ.страны. появлялись новые идеи, делались важные открытия, в том числе и в науке. Просветители стремились к разуму, считая его основой основ. Просветители (большинство) являлись деистами, т.е. считали, что бог однажды создал вселенную и более в неё не вмешивается. Т.о. все ухудшения в мире от деятельности общества. Есть лишь надежда на истинный путь и прогресс.

Просветители ставили перед собой практич. цели: воздействовать на умы и подвигнуть на свершение соц. преобразований. Искусство представлялось им наиболее действенной формой в борьбе с феодализмом. Они ввели в лит-ру в качестве положит героя нового человека, не имеющего дворянских титулов и богатств. Просветители создали особый жанр худож.-публиц. прозы – философский роман (Монтескье «Персидские письма») и философскую повесть (Вольтер «Кандид»).

 

20.Проблема «+».героя в лит-ре Просвещения.

Просвещ. –интеллектуальное и худож. движение (век разума, нов.идей). Вызвано общественно-политич.событиями: 1.уничтож.феодолизма; 2.утверждение капитализма; Главн.ценности: природа и цивилизация, разум и чувства.

Ключевая идея века – изначальное равенство людей. Герой литер-го произве. в 18в. перестает быть “героем” в смысле обладания исключит. св-ми и перестает занимать высшие ступени в соц. иерархии. Он остается “героем” только в др. знач. слова — центр. действующ. лицом произвед. С таким героем может идентифицировать себя читатель. Но поначалу этот узнаваемый герой, должен был действовать в незнакомой читателю обстановке, в обстоятельствах, пробуждающих воображение читателя. Поэтому с этим “обыкновенным” героем в литературе XVIII века все еще происходят необыкновенные приключения, из ряда вон выходящие события, ведь для читателя XVIII века они и оправдывали повествование об обыкновенном человеке, в них заключалась занимательность литературного произведения.

Просвет-ли ввели в лит-ру нов.героя, простолюдина, в качестве положит.о образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его страдания, силу человеч. разума, призвали на суд разума идеологию и государ. учреждения феодализма. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось ими на уничтожение.

Просвет-ли обратились к идее естественного челов. –порождение природы, она наделяет его разумом. Идеал челов.в единении с природой.

 

21. «Робинзон Крузо» Дефо как просветительский роман.

«Р.К.» (1719, Англия, просвещение) – роман откровенная выдумка. Первая книга о Робинзоне дала начало классическому английскому роману и породила моду на псевдодокументальную художественную прозу. Роман Дефо стал литературной сенсацией и породил множество подражаний. Он демонстрировал неистощимые возможности человека в освоении природы и в борьбе с враждебным ему миром. Этот посыл был очень созвучен идеологии раннего капитализма и эпохи Просвещения.

Пространное название произведения – аннотация. Это трёхчастный роман, наиболее популярна 1-ая. Новаторское происхождение – роман-приключения, развивающий традицию плутовского романа. Авантюрное начало, документальность, мемуары, элементы философ.притчи. во всех событиях – жажда деятельности, творчества, руководство выгодой, полагаться только на себя, а не на проведение.

Оказавшись на острове, герой проявляет лучшие человеческие качества: сохранение в себе человека, мужество, смекалка, жажда жизни → свободный человек на свободной земле. В лице Крузо Дефо поёт гимн чел.разуму, труду – воспитательное значение → типично просветит.концепция исторического развития человека. Колония в духе обществ.договора – утопия.

Концепция истории – идея однозначного прогресса (свобода, равенство, братство). Цивилизация преобладает над первобытным состоянием. Отсюда оборотная сторона трудового пафоса – уничтожение природных богатств.

Герой Дефо – труженик, хищник и колонист (в духе своего времени). Гуманно показано, как общаться с туземцами.

Итог: Дефо даёт портрет века для мировой аудитории.

 

22. Жанровое своеобразие «Путешествий гулливера»Свифта.

(1667—1745) –Англия-Просвещение

Насмешливые и печальные размышления о судьбах человеч.рода. Повествование введется в форме делового и скупого отчета путешеств. 2 литер-х жанра послужили Свифту образцом для создания романа: жанр путешествий и жанр утопий.

Написал произв. с помощью созидательной лжи. Сатиричекое произведение, с острой критикой. Это роман-пародия. Роман-мениппея- предполаг. путешествие, приключ. не столько героя, сколько опред.идеи., странствие нормального сознания в ненорм.мире. Норма сталкивается с абсурдом. Элементы соц. утопии. Все пронизано иронией. Использ. все формы комического, кроме юмора. Злая насмешка, уничтож.смех.

«Путешествия Гулливера»: Герой совершил 4 путеше-я в необыкновенные страны. Повествование о них ведется в форме делового и скупого отчета путешественника. В 1 книгеирония в том уже, что народ(во всем соотв. норм.народу)-лилипуты. Поэтому все притязания, все учреждения, весь уклад - до смешного крохотный и жалкий. Во 2 книге, крохотным и жалким выглядит Гул. Сделано с целью избавить весь род человеч. от глупых притязаний на какие-то привилегии одних людей перед др., на какие-то особыми права и преимущества.3 книга – страны сбывшихся человеч.надежд и мечтаний. Реализ.антиутопизм. Бесчисленные уродства, летающ.остров – символ сомнения просвещ. Наносит удар абстрактной науке. «Дурные наклонности даны челов.от природы». человек не хоч. и не мож изменится. 4 книга – построена по приему антитезы. Историч.прогнозы автора безнадежны. Человечество деградирует. Причины –внутр распри общества, войны м/д народами. Свифт не разделял веры в разум. Аллегорич. смысл притчи о лошадях – писатель зовет к к возврату в лоно природы, к отказу от цивилизации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.