Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема хар-ра в трагедиях Расина.






(1639-1699)-Франция-классицизм

Отказал изображать «совершенного героя» - изображ. «среднего человека», слабости человека. Расин – певец человеческой слабости. В «Андромахе».

Яркие хар-ру. Проникновение в женскую душу. Высший критерий оценки обществ. поведения яв-ся моральная стойкость, верность нравств. долгу. Разум и чувтва соединены в ондном человеке. Герои отступают от нравственных норм.. Не в силах преодолеть страсти.

Пирр – гордый, мужественный воин, забыл всё ради женщины и готов сражаться со всеми, ради той, ктр его не любит. Он понимает, что его поведение недостойно, но для него чувство дороже всего. Орест предсет интересы своей Родины ради гермионы. Идея патриотизма ему чужда. Он нарушает законы общечеловеческой морали: убивает беззащитного, невооруженного и сам понимает преступность его поступка. Но он тоже любит, и чувство для него дороже.Гермиона ничего не знает кроме любви. Обрекает Пирра на смерть только за то, что он не отвечает взаимностью. Делает оружием мести Ореста. Её любовь деспотична и эгоистична.

Андромаха –сильнее всех. Предана Родине, сыну, погиб.мужу Её ничто не страшит. «Федра» (по соотнесению частей классицист. а по сути барроч.)раскрывает картину нравственного разлада личности. Бедствие душу, страшная катастрофа, ктр чел.терпит когда рушится гармония м/д представ. о желаем и допустимом. Контраст м/д идеальным героем и порочной героиней.

Федра перед смертью оказывается правдивой. Тесей раб гнева.

 

13. Общая хар-ка комедиографии Мольера. Путь драматурга к «высокой комедии».

Согласно классицистической иерархии жанров, комедия — жанр низкий, потому что изображает действительность в ее обыденном, реальном облике. У Мольера комедия целиком располагается в пределах реального, чаще всего буржуазного, мира. У его героев узнаваемые характеры и распространенные в жизни имена. Сюжет вращается вокруг семейных, любовных проблем. В основе частной жизни у Мольера лежит собственность, и все-таки в своих лучших комедиях драматург отражает повседневную жизнь с позиций высокого гуманистического идеала, тем самым его комедия приобретает идеальное начало. Комедия становится очищающей, воспитывающей и классицистической.

Мольер вошёл в историю как создатель высокой комедии с юмором и сатирой. Он знал театр изнутри, многие роли мог писать под себя как актёра, отсюда глубина Мольера, разные сценич.идеи. его герои нарицательны, описывающие опред.тип людей.

Мольер всем своим творчеством опровергает такой взгляд на комедию – «смех ради смеха». Его комедия умна, философична. Она вызывает смех зрителя, но это смех во имя решения огромной важности нравственных и соц.проблем. Театр Мольера – великая школа, где драматург поучает зрителя весёлым шутливым языком, ставя перед ним глубочайшие полит., общест., философ., нравст.проблемы.

Комедии Мольера можно разделить на 2 типа (пишутся параллельно друг другу) – бытовые (фарсовый сюжет, простонародный театр, 1 или 3 акта, проза и комизм положений): «Смешные жеманницы» (1659), «Брак по неволе» (1664) и др.; и «высокие комедии» - «Тартюф» (1664), «Мизантроп» (1666), «Дон Жуан» (1665), «Мещанин во дворянстве» (1670).

«Высокая комедия»:

· Написана частично прозой, частью стихами

· Состоит из 5 актов – подтягивание комедии до трагедии

· Комизм комедии – в комизме хар-ра. В центре один персонаж, аналог классич.персонажу.

· Хар-ры героев положительные и отрицательные

· Комедия «поучая, должна развлекать»

· В комедии должна быть прямая связь с хар-рами века, наличие героя резонёра (молодые люди, за ними голос разума).

 

14.Смешное и трагическое в комедии Мольера «Тартюф».

(1622-1773) – Франц. – классицист.

Создатель нац.франц.комедии.

Изобличал в смешных изображ. пороки века.

(Это произ. классиц.+бароч.)

Он утверждает общественное назначение комедии, заявляет, что «задача комедии — бичевать пороки, и исключений тут быть не должно.

Придал жанру комедии глубокое общественное знач.

Высокая комедия, в ней выдержаны все правила высокой комедии.

Слово Тартюф стало нарицательным – нарицает лицимерие, подлость под маской благопристойности.

Тема человеч. чрезмерной доверчивости (это порок, т.к. чрезмерность всегда плохо).А финале должна быть счастливая развязка поэтому он неожиданный вмешательство деус екс машины. Это художетвенно неправдаподобно, неубедительно. Здравый смысл связ. с молодыми героями.0щ

Смешит прибегая к приему обнаженной клоунады (диалог Оргона и Дорины). Чрезмерная доверчивость Оргона. Спор со старухой Пернель. Оргон от одной крайности переходит к др.

Мольер, создавая «Тартюфа», пользовался самыми разнообразными средствами: элементы фарса (Оргон прячется под стол), комедии интриги (история шкатулки с документами), комедии нравов (сцены в доме богатого буржуа), комедии характеров (зависимость развития действия от характера героя). Вместе с тем произведение Мольера — типично классицистская комедия. В ней строго соблюдаются все «правила»: она призвана не только развлекать, но и наставлять зрителя.

 

15. Классицизм и барокко в «Дон Жуане» Мольера.

«Дон Жуан, или Каменный гость» был написан чрезвычайно быстро, чтобы поправить дела театра после запрещения «Тартюфа».

«Д.Ж» (1665, Франция, классицистическая, барочная комедия) – продолжение темы лицемерия, лицемерия вообще – «модный порок». Это самое не классицистическое произведение, много претензий критиков. Самая барочная комедия Мольера, обладающая всё же классицистич.чертами.

Барокко в комедии:

· Образ Д.Ж. многогранен: красив, остроумен, эгоистичен, отважен – т.е. он эволюционирует.

· Нарушение трёх единств

· Написано только прозой

· Речь индивидуализирована – единство стиля

· Мольер учится у испанцев – совмещение драматического и комического

· Финал – гибель гл.героя – порок наказан

Пьеса показывает, что рамки м/у драмой и комедией размыты.

· М. коснулся важной темы – любви, Д.Ж. же пренебрегает ею, все го девушки – его жертвы.

· Гл.герой глубоко атеистичен, он ополчился против неба

· Д.Ж. прагматик-буржуа.

И все же, несмотря на эти частичные отступления от строгих канонов поэтики классицизма, «Дон Жуан» остается в целом классицистской комедией, главное назначение которой — борьба с человеческими пороками, постановка нравственных и социальных проблем, изображение обобщенных, типизированных характеров. Дон Жуан – человек 17 в., атеист, ставка на физиологию, не знает ни в чём границ, против метафизики любви. Его слуга Сганераль, он показывает все пороки Д.Ж., он – прагматик, но хочет уберечь девушек от хозяина. В финале пьесы с гибелью гл.героя сокрушается – лишён отныне жалования. Это показывает, что Сганераль – копия Д.Ж. в системе персонажей.

 

16.«Мизантроп» как образец высокой комедии Мольера.

(1622-1773) – Франц. – классицист.

Мизантропия – ненависть к людям.

Правила высок.комедии:

1..написаны прозой и стихами. 2.Сост из 5 актов. Комиз хар-в. 3.Хар-ры делятся на «+» и «-». 4.Прямая связь с хар-ми века. 5.«Развлекая, поучать». 6.В центре дейст-я 1 персонаж.

Буало выделил эту комедию как эталонную. Альцест - Нетерпимость к людям. Селимена – лицимерие. Филинт – терпим к человеч.слабостя. Противопоставлен Альцесту. Фарсовый элемент отсутствует. Преобладание диалога над внешним действием. Альцест не лишен комических черт: чрезмерная горячность, несдержанность, лишен чувства меры и юмора. Поучает людей не способных понять его. Идиализирует Селимену.

Комедия написана стихами, сост из 5 актов, явно отриц. хар-в нет.

 

17. Жанровое своеобразие комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

«Мещанин во дворянстве» (1670, Франция, барокко), имеет 5 действий – гл.особенность – комедия-балет. Комедия написана прозой, исключение – стихами написаны песни. Это самое юмористическое произведение, акцент на сатиру буржуа. К тому же это уже более зрелое произведение автора, где он берёт под обстрел самую верхушку феодально-аристократического общества в лице его привилегированного класса — дворянства, создавая образы лицемеров в пудреном парике. Эту комедию можно назвать социально-бытовой.

Жанровое своеобразие – барокко (5 действий, стихи и проза, поучает, резонёры, положит., отриц.герои, комизм хар-ра Журдена) + «театр-В-театре». Это показано через сцену обмана гл.героя Журдена: молодой дворянин с помощью своего слуги через переодевание разыгрывает Журдена, чтобы женить на его дочери. Обман проходит удачно.

Мольер сделал реалистические зарисовки французск.действительности. В качестве отрицательных героев у него выведены дворяне: обманщик Дорант и Маркиза (в неё влюблён гл.герой), ктр смеются над Журденом.

Ж. хочет быть аристократом, поэтому заводит себе учителей. Он хочет быть похож на дворян, хотя они хуже его. Мольер не смеётся над своим героем, он осмеивает самоуничижение Ж. перед дворянином.

 

18.Классицистическая th в “Поэтическом искусстве» Буало.

(1636-1711)-Франция-Классицизм.

1670-е гг. – «Поэтическое искусство» Буало. Манифест классицизма. Работа состоит из трех частей: 1 – о поэт. искусстве вообще, 2 – о малых стихотворных жанрах, 3 – большие жанры (трагедия, эпопея, комедия), 4 – опять вообще. Разум – это ясность, гармония мира, важнейший признак красоты. Что неясно – неразумно – некрасиво (средневековые мифы, например). В драматургии – движение от средневековой драмы к античной (а они называли это современным искусством). Б. вообще отвергал все средневековое искусство.

Он отрицал барокко. В центре внимания Б. – трагедия (попутно о романе – роман, развлекательное чтиво, ему можно простить то, что нельзя простить трагедии, например, не великого героя, несообразности). Отвергает трагикомедию. Трагедия жестока и страшна, но мир искусства прекрасен, потому что его позволяют сделать такими правила. Трагедия воздействует через ужас и сострадание. Если пьеса не вызывает сострадания, автор зря старался. Классицис. герои – возвышенные и благородные натуры. Но героизм обязательно должен соединяться со слабостью (это правдоподобно и объясняет ошибки героя). Требование последовательности характера героев во всех обстоятельствах. В трагич.герое должны сталкиваться разнонаправленные чувства, но заданные с самого начала.

3 единства должны были свести к минимуму все условности, которые предполагает театр.постановка. Главное – единство действия, т.е. интриги, которая должна начинаться сразу, быстро развиваться и логично завершаться.. Классицис.театр –театр внутр. действия, где внимание сосредоточ. на анализе чувств героев, интрига здесь не играет главенствующей роли. Острые моменты пьесы должны быть за сценой, они недостойны зрелищности.

Б. создал свою теорию трагедии в 69-е гг., когда Корнель и Расин уже написали свои пьесы.

Еще Буало велел не писать о низких предметах. В простейшем стиле все ж должно быть благородство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.