Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романы Стерна как выражение кризиса Просвещения.






Две книги Стерна «Жизнь и мнения Тристана Шенди» и «Сентиментальное путешествие» поразили современников своей необычностью. Они показались странными, ни на что не похожими. Однако сама необычность привлекла внимание первых читателей.

«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768, Англия, сентиментализм). Жанр путешествий в это время был популярен. Однако у Стерна путешествие особого рода – сентиментальное. Стерн – путешественник чувствительный, то есть искатель чувств. Не новые страны, нравы и странности далеких земель интересуют его, а чувства. Их проявление внимательный наблюдатель может отметить в мелочах быта, в едва уловимом жесте.

Природа и человеческий мир несовершенны. Они постоянно являют взору душераздирающие картины. Куда уйти от них? Только в мир чувств.

В сущности, Стерн при всем своем жизнелюбии очень трагичен. Все его герои уходят от борьбы, от страшных реальностей в изобретенный ими тихий уголок маленьких радостей.

В литературе, кажется, никогда до Стерна не сливались воедино лиризм и насмешка. Лиризм очаровывает, навевает грусть, вызывает слезы, рождает радость, восторг. Насмешка снижает в наших глазах мир, разрушает иллюзии. Шутливость – свойство характера, дар небес, ей нельзя научиться. Лиризм у Стерна облекается в шутливые одежды и приобретает особую прелесть.

Эстетические взгляды приобретают для нас особый интерес. Первый творческий принцип писателя – полнейшая независимость от литературных канонов и авторитетов. Он с самого начала утвердил себя в мысли создать нечто новое. Его не пугали трудности признания.

Записывается как бы весь процесс мышления с отклонениями в сторону, со скачками.

По его мнению, у каждого человека есть какая-то страсть, увлечение, своя лошадка, на которую он садится и едет в страну своей мечты.

Писателю хотелось бы заглянуть в душу человека, увидеть ее в полной наготе, все ее тайны.

Для Стерна нет в мире пустяков. Свою философию он насмешливо доводит до читателя нарочитым вниманием к мелочам. Стерн придавал чрезвычайную важность отступлениям. Писатель не ждет пассивного чтения, а задавал читателю трудные загадки. Все кругом интересно, ибо мир при всем несовершенстве, прекрасен.

Кризис в том, что происходило разочарование просвет.идеями, прогресс не случился. Всё окружающее рисуется в мрачных красках.

 

26.Эволюция Англ. просветит.романа. Английский просветительский роман Дефо, Ричардсона, Фильдинга.

Он разветвляется: роман-путешествие, ром.-памфлет, ром.-исповедь. На развитие ром. влияла проблема вымысла. Важнейшей предпосылкой становления романа как подлинного эпоса нового времени послужили те сдвиги в экономической, политической и культурной жизни Западной Европы, которые были связаны с процессом распада феодальных и утверждения новых буржуазных отношений. Не случайно именно Англия, раньше других европейских стран вступившая на путь буржуазного развития, дала миру первые блестящие образцы нового жанра.. Плутовской роман XVI века оказал существенное влияние на формирование английского просветительского романа.

Англ. пис. выступили подлинными новаторами, они обогатили роман многообразным и интересным жизненным содержанием. Они заложили основы этого жанра, а он отвечал вкусам и интересам чит-ля, появившегося в буржуазной Англии. Вся обстановка, изображенная в романе, жизненные конфликты, герои были как бы выхвачены из окружающей жизни. роман сформировал нов. представление о прекрасном, красота действит-ти, будничного дня.

 

27. Изображение любви в романе Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско»

«Манон Леско» (1731, Франция, рококо) – психологический роман. Это трагедия влюблённых, стоящих на разных ступенях обществ.летсницы, дворянина и падшей женщины. Тема повествования входит в круг тем, близких просветительскому роману. Однако просветители не признавали его своим. Всё дело в том, что просвет.роман преимущественно политизирован. А Прево далёк от этого. Его волновала на соц.сторона люб.конфликта, а его психология, ктр отразилась на судьбах героев.

Любовь в романе. Это история роковой любви, страдающей от пресса офиц.морали – борьба морали и страсти (вечные противоречия). Страстью управляет некая сила, она бесконтрольная: любовь вспыхивает внезапно, освобождение от неё невозможно (а если и возможна, то только со смерт.исходом). Это история иррациональной любви, любви вне этики, любовь сильнее добродетели (в лит-ре это новое). Прево показывает молодого влюблённого человека, ктр встречает возлюбленную на пути к образованию. Однако он становится рабом своей любви и идёт на самообман – Манон нуждается в его защите. В концепции любви следует учесть «аниму души» - природный архетип, мощное начало. Прево ищет ответ на вопрос: какова женская любовь? Манон – соблазнительница, это естествен.поведение. Её образ двойственен – это черта рококо. Настоящую Манон никто не видел – мы видим её через восприятие де Грие; её голос редок – письмо, признание, не совпадающие с рассказом кавалера. Т.о. героиня молчащая и говорящая → эффект мерцания (черта рококо).

Находясь на разных соц.ступенях, они не могут понять любовь друг друга. Манон, любящая роскошь, продаёт втихаря своё тело, чтобы у них были деньги. Она не понимает, почему кавалер расстроен, ведь душа её остаётся с ним. Иногда может создаться впечатление, что девушка не любит кавалера. Де Грие же не может понять суть этого поведения – если любит меня, то почему заигрывает с другими. И лишь в конце романа Манон признаётся в любви кавалеру.

28.Твор-во Вольтера: общая хар-ка. особенность сатиры в «Орл.девств.»

(Франция, просв.) В ТВ-ве и в самой жизни Вольтера воплотились характерные черты эпохи Просвещ., ее проблемы и сам человеч. тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля. Именно поэтому его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому умственному течению европейского масштаба («вольтерьянству»)Самой извстн. поэмой Вольтера является «орл.двств» 1750-х годов в сильно искаженном виде. скептически-иронического «вольнодумства» XVIII в. Поэма сразу же была внесена в «Список запрещенных книг» французской цензурой. Пародийно обыгрывая мотив чудодейственной силы, проистекающей из чистоты и девственности Жанны, ставшей залогом и условием ее победы над англичанами, Вольтер доводит эту мысль до абсурда: сюжет строится на том, что девичья честь Жанны служит предметом посягательств и коварных козней со стороны врагов Франции. Следуя традициям литературы эпохи Возрождения, Вольтер многократно использует этот сюжет показывая целую вереницу развратных, корыстных, лживых и вероломных священнослужителей разного ранга — от архиепископа до простого невежественного монаха. В истинно ренессансном духе описаны нравы, царящие в монастырях и при дворе изнеженного и легкомысленного Карла VII. В этом монархе времен Столетней войны и в его любовнице Агнесе Сорель современники без труда узнавали черты Людовика XV и маркизы де Помпадур. образ главной героини — краснощекой трактирной служанки с увесистыми кулаками, способной постоять за свою честь и обратить в бегство врагов на поле боя. Художественная структура поэмы насквозь пронизана пародийными элементами.

 

29. «Магомет» Вольтера как просветительско-классицистическая комедия.

«Магомет» (1742, Франция, просвещение) – свою комедию Вольтер построил по всем законам классицизма. В пьесе соблюдены «три единства», в ней 5 актов, сценич.дейтсвие сведено до минимума и дан широкий простор речам. В трагедии царит высокая патетика, сохранён александрийский стих. Идея же пьесы выдержана в просветительском ключе, созвучна с духом времени (подготовка к фр.революции). у этого есть практическая цель: воздействовать на умы посредством искусства и, создав новое обществ.мнение, содействовать свершению соц.переворота.

Магомет у В. – не основатель новой религии, а основатель нового вида деспотизма, посягающего на душу человека. Ему мало покорности, он желает добровольной покорности по велению души. Это не религиозный фанатизм, а политический. Магомет объявляет себя объектом культа – эксплуатирует чувства людей, их тягу к нравствен.идеалам. используя это, он разжигает фанатическую веру в людях и, пользуясь их «слепотой», вершит грязные дела (убийство Зопира посредством его же сына Сеида, отравление Сеида – всё ради владения Пальмирой). Однако истинных чувств никому не показывает.

Магомет воспитал похищенных у Зопира детей, т.о. и Сеид, и Пальмира всецело верят М. однако их тянет и к Зопиру, поэтому С. тянет с убийством З. Через одного из подручных М. они узнают (Сеид, Пальмира, Зопир) о своих родствен.узах. и у детей открываются глаза на М. С.возглавляет шествие против него, но он отравлен, умирает, П. говорит людям всю правду о М. и закалывает себя.

Вольтер настаивает на том, что среди людей нет богов, ктр ведёт к тирании.

 

30.Философская повесть Вольтера «кандид»

(Франция, просвещение).

Жанр философ. повести возник из элементов эссе, памфлета иромана. В философ. повести нет непринужденной строгости эссе, нет романного правдоподобия. Задача жанра— доказ-во или опровержение кой-л. философ. доктрины. По жанру это философская повесть с налётом абсурдистики и цинизма, «замаскированная» под плутовской роман. Герои повести— Кандид, его подруга Кунигунда и наставник Панглосс— колесят по всему миру, присутствуя при сражениях 7-летней войны, взятии русскими Азова, Лиссабонском землетрясении, и даже посещают сказоч. страну Эльдорадо.Странствия героев служат для автора поводом для того, чтобы высмеять правительство, богословие, военное дело, лит-ру, искусство и метафизику, в особенности оптимиста Лейбница с его учением о том, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров». Эти слова звучат саркастическим рефреном каждый раз, когда на долю героев выпадают новые бедствия.В финале повести герои оказываются в Константинополе и узнают от местного дервиша о напрасности метафизических изысканий. Излагаемый им рецепт счастья прост — забыть о треволнениях окружающей жизни, и в первую очередь общественной, посвятив себя избранному ремеслу — «возделыванию сада».

 

31. Сатира Дидро в «Племяннике Рамо».

«Племянник Рамо» (1779, Франция, просвещение) – повесть написана в характерной для фран.просветителей форме, воспринятой у античных философов, философского диалога. Это беседа двух остроумных людей – автор, человек высокой морали, бедняк, презирающий интересы богачей и служащий челов.идеалам; и другой, племянник Рамо, отказавшийся от чувства собственного достоинства, от морали и признавший лишь один жизненный принцип – удовлетворение низменных инстинктов. Рамо – реально живущий человек, племянник фр.композитора, Р.вёл беспорядочную жизнь и умер в приюте для бездомных.

Дидро увидел в судьбе этого человека характерные черты века и поднял его фигуру на высоту большого соц.обобщения. Признания Рамо превратились в циничное обвинение общества. Рамо добирается до самых истоков соц.несправедливостей, до их причин – имущественное неравенство людей. Наблюдая за обществом, Рамо делает безрадостный вывод: в природе животные пожирают друг друга; в мире человека пожирают друг друга сословия. За деньги прощается всё, богатые – разбойники. Но стоит ли быть честным в мире подлецов? Ничуть, нужно быть таким же разбойником. Своего сына Рамо учит не порокам, а чувству меры и способности ускользать от позора, он хочет видеть сына богатым и счастливым.

В диалоге собеседники касаются разных тем, т.о. Дидро рисует сатирич.картины своего времени и общества.

 

32.Личность и обст-ва в «Монахине» Дидро.

«Монахиня»-соц.-психологич. роман. В нем Дидро развенчивает монастыри как порождение всего жизненного уклада феодально -абсолютиского общества. Насилие над личностью бедной девушки есть общее проявление рабства и деспотизма, царящих в данном обществе и уничтожающих в человеке его лучшие человеческие качества, прививая и культивируя в нем противоестественные страсти, заражая его ложью, лицемерием и неспособностью мыслить. Сюжет«Монахини» несложен. Это печальные приключения молодой девушки, насильно заточённой родителями в монастырь, становящейся там жертвой развратных монахинь и, наконец, убегая из монастыря на волю, в надежде начать частную, трудовую жизнь. Основн. в романе–острая публицистическая направленность, связанная с убедительной картиной душевных переживаний героини. С большим реализмом показано, как в сердце тихой и покорной в начале девушки появляются первые зародыши сомнения, вскоре переходящие в чувства протеста и гнева, завершающегося открытым бунтом против насилия над влечением к жизни, против монастырского лицемерия и религиозного обмана, против суеверия, тирании и надругательства над правом женщины на свободную, самост-ную и радостную жизнь. Однако разоблачение монастырства дано Дидро без всякого гротеска и нажима. Сюзанна – нравственно и физич. здоровая девушка всем своим существом восстаёт против религиозного аскетизма. Природа сама создала её для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками обрекает её на отречение от всех интересов, желаний, склонностей. Природа создала её свободной. В монастырских порядках всё противно и чуждо Сюзанне. Кликушеское самоистязание или патологическое извращение чувств – вот с чем сталкивается Сюзанна, попав в монастырскую среду. Монахини видят в ней бунтовщицу, её начинают мучить, терзать, в буквальном смысле топчут ногами, объявляя сумасшедшей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.