Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная защита органов и должностных лиц местного самоуправления.






Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами обладают правом на судебную защиту.

Необходимость судебной защиты органов местного самоуправления возникает в случаях:

- ущемления их прав на решение вопросов местного значения нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Федерации;

- наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не обеспеченными необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми средствами;

- нанесения ущерба имуществу, находящемуся в муниципальной собственности и переданному органам местного самоуправления в управление и пользование согласно Федеральному закону.

Статья 7, ч. 5 Федерального закона 131-ФЗ устанавливает право органа местного самоуправления обращаться в суд с иском о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации либо субъектов РФ. Это право возникает в случаях, когда такие акты затрагивают вопросы организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, и, по мнению органа местного самоуправления, ущемляют права органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Практика судебного оспаривания нормативных правовых актов полностью или в части приобрела достаточно широкий характер, что нашло отражение в специальном её рассмотрении Пленумом Верховного Суда РФ[30].

В соответствии со статьёй 251 (п. 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться в том числе орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Интересы органов местного самоуправления в суде представляют, как правило, специально уполномоченные лица.

В обязанность суда входит правовая экспертиза оспариваемого нормативного правового акта и принятие решения по существу. Статья 120 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает: суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Должностное лицо местного самоуправления согласно определению статьи 2 Федерального закона 131-ФЗ – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. 131-й закон однозначно относит к категории должностных лиц главу муниципального образования и главу местной администрации.

Должностные лица местного самоуправления обладают всеми правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Однако предусмотренные законом должностные властные полномочиями наделяет их дополнительными правами, обязанностями и ответственностью.

В отдельных случаях должностные лица местного самоуправления также нуждаются в защите их прав, в том числе в судебной защите.

В частности, глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) был издан правовой акт об отрешении от должности, в соответствии со статьёй 74 (ч. 3) Федерального закона 131-ФЗ, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня её подачи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.