Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная защита местного самоуправления как самостоятельного субъекта права.






Необходимость судебной защиты местного самоуправления возникает в случаях, когда правонарушение не направлено против конкретного органа или должностного лица местного самоуправления, но ущемляет права или законные интересы всего муниципального образования или его населения (неопределённого круга лиц).

В постановочном плане местное самоуправление как самостоятельный субъект права нуждается в судебной защите его правовых, организационных, территориальных и экономических основ.

О судебной защите правовых основ местного самоуправления мы уже говорили достаточно много, обсуждая механизмы судебного контроля соответствия принимаемых органами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления нормативно-правовых актов за их соответствием Конституции РФ и федеральным законам. Если такие акты нарушают или ущемляют права местного самоуправления, они по решению суда подлежат отмене или их действие приостанавливается.

Закон предусматривает меры судебной защиты организационных основ местного самоуправления.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает порядок обжалования нарушений избирательных прав и права на участие в местном референдуме.

В частности, мерой защиты интересов местного самоуправления следует считать решения судебных органов о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (статья 35, ч. 16, п. 2 Федерального закона 131-ФЗ).

Указанная мера влечёт назначение новых выборов депутатов представительного органа и направлена на обеспечение формирования установленной законом системы органов местного самоуправления муниципального образования.

Угрозу местному самоуправлению несёт неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами местного самоуправления, а также такие противоправные проявления как коррупция.

Мерами судебной защиты организационных основ местного самоуправления является судебное разбирательство, предшествующее принятию решения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об издании правового акта об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в соответствии со статьёй 74 Федерального закона 131-ФЗ, в том числе право обжаловать данный правовой акт этими должностными лицами в судебном порядке.

Территориальные основы местного самоуправления предусматривают учёт мнения населения при решении вопросов о границах муниципальных образований, их слиянии или разделении и т.д. Решения и действия властных органов и должностных лиц, нарушающие или ущемляющие права граждан по этим вопросам, могут быть оспорены в судебном порядке.

Судебной защите подлежат и экономические основы местного самоуправления, в первую очередь имущественные права муниципальных образований.

Необходимость такой защиты возникает, например, в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без выделения им необходимых для реализации этих полномочий материальных и финансовых средств. В этом случае в соответствии со статьёй 20, ч. 2 Федерального закона 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе оспорить в суде соответствующий федеральный закон, закон субъекта Федерации и не исполнять соответствующие полномочия.

Оспорить в суде органы местного самоуправления вправе и письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (статья 20, ч. 3 Федерального закона 131-ФЗ).

Противодействие коррупции, в том числе мерами судебного характера, также входит в систему мер защиты экономической основы местного самоуправления.

Федеральный закон «О коррупции», Уголовный кодекс РФ предусматривают, наряду с назначением мер уголовного наказания, меры восстановления нарушенного права. Эти меры могут предусматривать, в частности, компенсацию материального ущерба, нанесённого муниципальному образованию в результате неправомерных действий физических или юридических лиц.

Закон предусматривает возможность судебной защиты местного самоуправления от иных противоправных действий отдельных граждан и групп людей.

В частности, гражданам в порядке судебной защиты местного самоуправления может быть предъявлено обвинение:

- в нарушении правил проведения митингов, собраний и иных массовых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[31];

- в участии и организации действий экстремистского характера, нарушающих общественный порядок, безопасность и иные права населения муниципального образования;

- в нанесении материального ущерба муниципальной собственности;

- в публичном грубом искажении фактов, клевете о деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц и т.д.

Ответственность граждан при этом в зависимости от тяжести совершённого правонарушения может носить как административный, так и уголовный характер.

В то же время следует отметить, что законодательством не предусматривается ответственность населения муниципального образования как субъекта муниципальных правоотношений. В случае массовых противоправных выступлений населения к судебной ответственности привлекается не население, а организаторы и зачинщики, конкретные участники противоправных действий, квалифицируемых как административные правонарушения или уголовные преступления.

 

Заключение.

 

Местное самоуправление в современной России формировалось в условиях отсутствия необходимого опыта и несовершенства правовой базы. Это порождало проблемы его становления, которые в полной мере не изжиты и сегодня. В силу этих причин местное самоуправление нуждалось и нуждается в гарантиях своего существования и развития. В правовом государстве такие гарантии могут носить только правовой характер.

Гарантии местного самоуправления формулируют Конституция Российской Федерации и федеральные законы, прежде всего закон от 6 октября 2003 года «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Включение местного самоуправления в состав основ конституционного строя Российской Федерации легализовало его в качестве самостоятельной ветви публичной власти. Местное самоуправление – не только наиболее приближённая к населению ветвь власти, она представляет собой воплощение демократии как власти самого народа, населения муниципальных образований, самостоятельно и под свою ответственность решающего вопросы местного значения.

Как самостоятельный уровень публичной власти местное самоуправление в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами

Конституционные и законодательные гарантии местного самоуправления защищают права граждан на осуществление местного самоуправления, а также правовые, территориальные, организационные и экономические его основы.

Начальный этап формирования законодательных основ местного самоуправления характеризовался достаточно явно выраженным желанием законодателя предоставить самому населению право устанавливать организационные формы местного самоуправления. Это с неизбежностью привело к появлению множества форм, в том числе не согласующихся по своим базовым принципам ни между собой, ни с федеральным законодательством, а иногда вступавших и в противоречие с базовыми принципами, установленными Конституцией РФ.

Вторая и третья версии федерального закона об основах местного самоуправления последовательно упорядочивали и в известной степени унифицировали организацию местного самоуправления в стране.

Если на ранних этапах критики обвиняли федерального законодателя в недостаточной регламентации местного самоуправления нормами закона, сегодня его же обвиняют в «огосударствлении» местного самоуправления, его излишней опеке со стороны государства вплоть до «присвоения» государством отдельных функций местного самоуправления и фактического отстранения граждан от реального управления делами муниципального образования.

В действительности идёт трудный поиск оптимальных форм согласования интересов государства и населения в решении вопросов местного значения, способов повышения эффективности местного самоуправления, повышения заинтересованности и активности населения в решении общих проблем муниципального образования, эффективной защиты прав граждан на местное самоуправление.

В ближайшем будущем следует ожидать, по-видимому, дальнейшей демократизации местного самоуправления, приближения практики его функционирования к идеалам, заложенным в Конституции Российской Федерации. Это потребует дальнейшей работы над базовым законом о принципах организации местного самоуправления, исключения из него норм, затрудняющих реализацию населением возможности прямого участия в управлении делами муниципального образования и, напротив, включения норм, усиливающих контроль со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Должны расшириться полномочия местного самоуправления и в сфере конституционно-правовой юстиции.

Уже сегодня судебная система достаточно успешно решает задачи защиты прав граждан на местное самоуправление, защиты граждан от посягательств на их права и свободы со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления. Суды защищают само местное самоуправление, его органы и должностных лиц от неправомерного вмешательства в их деятельность, борется с корыстными посягательствами на имущество и финансы муниципальных образований.

Однако система судебной защиты местного самоуправления нуждается в совершенствовании. Органы местного самоуправления как самостоятельной ветви публичной власти должны обрести право непосредственно обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации. Должно быть завершено создание конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, отлажена их работа по урегулированию отношений между муниципальными образованиями и региональными властями. Совершенствование правовой базы судебной защиты местного самоуправления и повышение эффективности функционирования судебной системы придадут местному самоуправлению тот авторитет, в котором оно нуждается и которого заслуживает.

 

Контрольные вопросы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.