Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Судебная защита местного самоуправления.






 

Европейская хартия местного самоуправления статьёй 11, именуемой «Правовая защита местного самоуправления» устанавливает: органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.

Мы видим в этой формуле смещение акцентов в содержании статьи 11 в сравнении с её названием. Если название статьи говорит о правовой защите местного самоуправления, то в тексте статьи речь уже идёт не о местном самоуправлении, а только о его органах. Между тем местное самоуправление и его органы соотносятся как целое и его часть.

В этом отношении Конституция РФ (статья 133) даёт на наш взгляд более ёмкое и исчерпывающее определение: местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту. Всё местное самоуправление, а не только его органы – но и органы местного самоуправления тоже.

Принципиальное отличие формулировки Конституции РФ от формулировки Европейской хартии состоит в том, что согласно Конституции РФ в состав объектов защиты включается главный субъект муниципально-правовых отношений – население муниципального образования как носитель муниципальной власти. Включаются и отдельные граждане, наделённые равными правами на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

С учётом изложенных положений Европейской хартии местного самоуправления и Конституции РФ, соответствующих федеральных законов объектом судебной защиты являются права и свободы субъектов муниципально-правовых отношений.

В качестве субъектов судебной защиты выступают:

- граждане, чьи права и свободы в сфере местного самоуправления ущемляются;

- население муниципальных образований, коллективные права которого в сфере местного самоуправления могут быть ущемлены;

- органы местного самоуправления муниципальных образований;

- должностные лица местного самоуправления;

- муниципальные служащие;

- местное самоуправление в целом как самостоятельный субъект правоотношений.

Таким образом, необходимость судебной защиты возникает при нарушении прав любого из названных субъектов правоотношений, а сама судебная защита выступает инструментом конституционных гарантий местного самоуправления, являясь их составной частью. Задача судов при рассмотрении дел, связанных с защитой прав местного самоуправления, состоит в беспристрастном рассмотрении всех обстоятельств дела и вынесении вердикта в соответствии с установленными законодательством нормами права. Следовательно, соответствующие нормы, определяющие виды и меры ответственности за совершаемые противоправные деяния, должны быть предусмотрены законом. Поскольку местное самоуправление как самостоятельная ветвь публичной власти в советские времена отсутствовала, отечественному законодателю в течение двух последних десятилетий пришлось проделать огромную работу по формированию всей правовой базы местного самоуправления, включая ту её часть, которая связана с решением задач судебной защиты местного самоуправления.

Правонарушения, совершаемые в сфере муниципальных отношений, подпадают под действие административного, гражданского и уголовного законодательства, а потому по принадлежности рассматриваются судами соответствующей юрисдикции[27].

Правовое регулирование судебной защиты местного самоуправления регламентируется федеральными законами, поскольку в соответствии со статьёй 71 Конституции РФ судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.