Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уникальные сибирские морозы






В 1983 году американский географ Виктор Моут (Victor Mote) на­писал статью, представлявшую собой настоящий каталог барьеров для жизни и работы в Сибири. Если даже жители и способны были там работать, то производительность как людей, так и машин была очень низкая, а зачастую создавала такие условия, когда работать было просто невозможно. Поломки типового оборудования в Сиби­ри из-за разрушения и износа происходили в 3-5 раз чаще, чем в более умеренных регионах. Из-за холода типовое горнодобываю­щее оборудование можно было использовать при добыче олова и зо­лота на севере Сибири только 3-4 месяца в году. Даже хваленые со­ветские роторные экскаваторы невозможно было эксплуатировать с ноября по март. Из-за отсутствия соответствующих гаражей и по-


Гл ава 3. Сколько стоит холод?

догревателеи двигателя на типовых советских моторизированных транспортных средствах двигатели не заглушали на морозе даже на стоянках. Из-за отсутствия качественного антифриза и гидрав­лических жидкостей сибирские механики часто добавляли водку в соответствующие резервуары и цилиндры1".

Именно поэтому в Сибири всегда было необходимо значительно больше строительной техники, чем предполагалось темпами строи­тельства. Поскольку оборудование часто и неизбежно ломалось, то и советский подход к нему было простым: разобрать часть оборудова­ния и пустить его на запчасти к другому. В конце 1960-х годов самые холодные регионы потребляли «30 процентов всех советских грузови­ков, 37 процентов бульдозеров, 35 процентов экскаваторов, 33 про­цента подъемных кранов, 62 процента бурового оборудования и 64 процента гусеничных тягачей». Моут отмечает, что этот процент, не­сомненно, только вырос в 70-80-х годах17. Люди страдали от холода еще больше, чем машины: «Производительность труда при работе на открытом воздухе заметно падает, когда температура опускается ни­же 0... Когда температура опускается до -20°, каждый час требуются десятиминутные перерывы для обогрева при семичасовом рабочем дне, что приводит к трудовыми потерями в размере почти 73 процен­тов. В среднем в год общие потери из-за холода оцениваются в 33 про­цента от всего возможного рабочего времени на советском Севере»18.

Вследствие этого в Сибири требовалось больше людей для вы­полнения тех же самых работ, что и в более климатически благопри­ятных местах. Было подсчитано, что в соответствии с интенсивнос­тью труда при советском способе эксплуатации холодных регионов в конце 1960-х годов для обеспечения проживания на «советском Се­вере» одного постоянного рабочего требовалось еще почти десять че­ловек: членов его семьи и соответствующего обслуживающего персо­нала различных категорий*. В конечном счете Моут задался вопро­сом: «Удивительно, зачем вообще нужно было заниматься освоением Сибири с целью постоянного там проживания» (см. блок 3-3).

Блок 3-3. Сибирь: нужно ли вообще кому-нибудь там жить?

В плане географических и физико-географических препятствий на пути ее освоения Сибирь значительно превосходит Канаду и Аляску... Препятствия на­столько велики, что удивительно, зачем вообще нужно было осваивать Сибирь с

* В советский период понятие «Север» было административным понятием, приме­няемым ко всем арктическим и субарктическим территориям, простирающимся от Европейской России через Сибирь до Дальнего Востока, о чем мы еще подробно поговорим в этой книге. См. приложение В. 6*


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

целью постоянного проживания там. В Советском Союзе продолжаются давние споры по приемлемым способам заселения Сибири. Первоначальные инвестиции огромны, а отдача ограниченна. Строительные расходы в 2-3 раза превышают норму в сравнительно развитых регионах близ Транссибирской железнодорожной магистрали и в 4-8 раз в отдаленных добывающих центрах, куда можно добрать­ся только по воздуху, зимнику или летом - по воде. На треть капиталовложения состоят из затрат на инфраструктуру (коммуникации, услуги, коммунальные удобства), которые часто превышают базовые промышленные нормы в умерен­но развитых регионах в 10 раз... Затраты на труд превышают норму в 1, 7-7 раз. Наконец, затраты на оборудование значительно выше, чем в среднем по стране, расходы на ремонт и обслуживание тоже высоки... Ежегодные затраты на все ви­ды ремонта составляют от 25 до 30 процентов общей стоимости оборудования, ис­пользуемого сегодня на Севере. Капитальный ремонт некоторых единиц техники превышает стоимость самих машин.

Victor L. Mote. Environmental Constrains to te Economic Development of Siberia // Soviet Natural Resources in the World Economy / Robert G. Jensen, T. Shabad, and A. Wright (eds.).University of Chicago, 1983. Примечания опущены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.