Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что было бы, если бы россияне повели себя, как канадцы?






Итак, мы установили следующее: Россия - холодная страна, даже в строго экономическом смысле, то есть она имеет низкую ТДН; в XX веке Россия стала еще холоднее, причем понижение ТДН было затратным. Теперь осталось рассмотреть, были ли эти затраты не­избежны, то есть было ли советское размещение экономики в тер­мальном пространстве действительно нерациональным. Для того чтобы ответить на этот вопрос, экономист из Университета штата Пенсильвания Татьяна Михайлова применила моделирование, позволяющее увидеть, насколько иначе выглядела бы Россия, если бы там существовала рыночная система, а не советская система централизованного планирования19.

Михайлова пишет: «Хотя мы можем с достаточной степенью уверенности сделать вывод, что советская система отклонилась от оптимального пути пространственного развития, степень отклоне­ния будет нам неизвестна до тех пор, пока не будет найден путь, аль­тернативный фактическому, - вариант пространственного развития, который бы был порожден рыночными силами». В своей работе Ми­хайлова использует эконометрические методики для моделирования развития России под воздействием рыночных сил. Она пишет: «Идея экспериментального моделирования проста: я использую канадское поведение в качестве отправной точки пространственной динамики в рыночной экономике, но применяю ее к российским стартовым усло­виям и ресурсному потенциалу». Иначе говоря, Михайлова исследу-


Глава 3. Сколько стоит холод?

ет, каким образом канадцы распределили свое население по своей территории в XX столетии: с чего они начинали, какие ресурсы там имелись и где эти ресурсы были расположены. Это позволило опре­делить принципы пространственной динамики и их зависимость от начальных условий. Замена канадских начальных условий на рос­сийские дала автору возможность обосновать предположение, чего бы Россия достигла, если бы «повела себя, как Канада».

Почему же выбрана Канада?

«Потому, что нет другой страны в мире, более близкой к Рос­сии по климату и размеру. Обе экономики обладают изобилием природных ресурсов и экспортируют их. Менее очевиден, но на­столько же важен тот факт, что как Россия, так и Канада в начале столетия располагали (и сегодня располагают) огромным количест­вом необработанной земли. Россия распгирялась на восток, Канада же колонизовала свой запад. Похоже, ни у той ни у другой страны не было долговременного пространственного равновесия, но они двигались в сходных направлениях».

Михайлова представляет ряд расчетов, чтобы объяснить две по­следующие важные поправки в сопоставлении России с Канадой. Первая - воздействие Второй мировой войны, которая разорила лю­дей, разрушила инфраструктуру в западной части России и привела к эвакуации на восток большей части промышленности. Вторая - раз­личный уровень рождаемости в различных регионах Советского Сою­за. Однако даже после этих поправок ее выводы недвусмысленны:

«Современное размещение населения и промышленности в России, унаследованное от советской системы, сильно отличается от того, что получилось бы, не будь советской политики размеще­ния. Это размещение холоднее и восточнее, чем могло бы быть. То есть, восточная часть страны заметно перенаселена по сравнению с гипотетическим рыночным размещением, в то время как западная часть страдает от относительного дефицита населения. Избыток на­селения в Сибирском и Дальневосточном регионах по разным под­счетам составляет от 10 до 15, 7 миллиона человек»20.

Как теперь видно из расчета ТДН, этот избыток населения на востоке означает, что Россия имеет избыток холода и, соответствен­но, избыток издержек. ТДН России, будь она подобна Канаде, со­гласно гипотезе Михайловой, в 1990 году была бы на 1, 5° выше, чем фактически была в России в конце советского периода. Так как хо­лод имеет стоимость, структура размещения, оставленная в наслед­ство России централизованным планированием, тяжким бременем легла на сегодняшнюю экономику. Как велико это бремя? С исчис­ленным Михайловой размером российского «избыточного холода» -До 1, 5° ТДН - мы, похоже, достаточно близко подошли к ответу на во-


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

прос, поставленный в этой главе: во что же обходится холод России? Однако, как это отмечалось нами ранее, не хватает надежных расче­тов затрат на градус избыточного холода по России. Американский подсчет, приведенный в таблице 3-5, показал порядка 1-1, 5 процен­та от ВВП на градус. Мы решили, что Россия платит, по меньшей ме­ре, столько же, а может быть, и значительно больше, и затем соответ­ственно подсчитали, что ее итоговые затраты составляют по крайней мере 1, 5x1-1, 5=1, 5-2, 25 процента от ВВП в год. Заманчиво пола­гать, что это так. Однако мы уверены, что здесь существует много не­решенных вопросов. Факт остается фактом: полный расчет стоимос­ти холода в России - основная задача, которую надо решать. В при­ложении Г мы намечаем программу исследований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.