Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка данного рынка процессам конкуренции с учетом основных факторов






На первом этапе дается общая характеристика исследуемого внутреннего рынка с точки зрения возможной конкуренции, определяются вероятные конкуренты, выделяется группа основных конкурентов, и даются общие характеристики, в том числе объемы работ по генеральному подряду и собственными силами.

Указанные данные по существующим и потенциальным конкурентам заносятся в таблицу 5.8.

 

Таблица 5.8

Список конкурентов, их характеристики по состоянию на 01.01.2004 г.

    №   Наименование строительных организаций конкурентов   Вид специали-зации   Количество первичных организаций   В какую структуру входит   Место-нахожде-ния Выполненный объем СМР в 2003 г. млн./грн.
По генераль-ному подряду Собст-вен-ными силами
             
             

 

Список конкурентов составляется как для существующих, так и для новых рынков. Оценка подверженности данного рынка процессам конкуренции проводится на базе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность или наоборот низкий уровень конкурентной борьбы. Основными из них являются:

1) число и сравнительная мощность конкурентов;

2) степень диверсификации операций конкурентов;

3) изменение объема спроса на строительном рынке, емкости объектов капитального строительства;

4) издержки переключения заказчиков с одного подрядчика на другого;

5) наличие и уровень барьеров ухода с рынка;

6) наличие и уровень барьеров проникновения на рынок;

7) различия в стратегии конкурентов;

8) наличие особых мотивов для конкуренции на данном рынке;

9) степень дифференциации объектов, предлагаемых на рынке;

10) ситуации на смежных отраслевых рынках объектов капитального строительства.

Наибольшее значение при анализе конкурентов данной фирмы отдается фактору, числу и мощности конкурентов, которые действуют на исследуемом рынке. Интенсивность конкуренции считается наибольшей в случаях, когда на рынке действует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем конкурирующие фирмы не особенно крупные. Для данной крупной строительной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют только организации примерно с такими же равными объемами, ресурсами и характеристиками, а для средней мощности и малой - наличие числа крупных фирм, может оказаться существенным препятствием для их эффективной деятельности.

Размеры конкурирующих фирм оцениваются преимущественно на основе статистических данных, анализе контрактов, заключенных ими в предшествующие годы, а также другой информации. По данным проведенных исследований, при трех-пяти конкурентах на данном рынке уровень конкуренции считается нормальным (умеренным), более 5-ти - высоким, менее 3-х - низким.

Сравнительная мощность конкурентов оценивается по объему подрядных СМР выполняемых своими силами.

Этот показатель является доминирующим, в сопоставлении с другими факторами успеха конкурентов, и по нему выбираются наиболее крупные фирмы на рынке, и на рассматриваемых сегментах.

При анализе численности и размеров конкурирующих фирм на том или ином уровне рынка, данная строительная фирма должна принимать во внимание следующие типы организаций:

- генподрядные организации, которые выполняют весь комплекс работ на объекте с привлечением субподрядчиков;

- подрядные организации, специализирующие преимущественно на отдельных видах работ;

- инжиниринговые фирмы (инженерно-консультационные), которые осуществляют проект в целом с привлечением подрядных фирм к отдельным работам;

- поставщиков комплексного оборудования, действующих совместно с конкурирующими фирмами;

- проектно - строительные фирмы.

Второй фактор - дополняет характеристику уровня конкуренции на основе численности и размеров фирмы. Здесь степень диверсификации операций конкурентов отражает их способность самостоятельно или с привлечением партнеров осуществлять широкий комплекс работ и вести строительство различных типов объектов, что свидетельствует о невозможности избежать столкновений данной фирмы с конкурирующими на определенном виде объектов. Необходимо знать число различных типов объектов, а также контрактов построенных конкурентами «под ключ», на комплексной инжиниринговой деятельности и т.д., чтобы сравнить их долю на рынке с данной фирмой.

Если доля таких контрактов и степень диверсификации операций конкурентов по типам объектов будет высокой, то на данном сегменте рынка фактор конкуренции действует в сторону повышения, который следует учитывать.

Третий фактор – изменение объема (емкости) рынка на исследуемом рынке, который усиливает или ослабевает действие предыдущих двух факторов. При увеличении объема спроса на строительную продукцию, конкуренция по отношению к данной подрядной фирме ослабевает, а при его уменьшении - усиливается. Особое внимание следует обращать на изменение числа конкурирующих фирм, их увеличение. На основании анализа изменения и сопоставления темпов спроса делается вывод о смягчающем или обостряющем влиянии спроса на конкуренцию.

Четвертый фактор, который оказывает влияние на конкурентоспособность фирмы – это переключение заказчиков с одного подрядчика на другого. Здесь необходимо учитывать специфические особенности спроса и строительства того или иного объекта данной фирмой, их преемственность, которые предопределяют зависимость заказчика от подрядчика в части снижения издержек на реализацию проекта.

Построенная первая очередь комплекса крупного объекта дает возможность данной фирме строить вторую и последующие очереди. То же самое можно отнести и к строительству других типов объектов, к которым заказчик предъявляет специфические требования к качеству, срокам строительства, применяемым материальным ресурсам и прочее, и которые уже построены данной фирмой. Конкурирующие фирмы, не имея достаточного опыта в строительстве таких объектов, будут нести большие издержки, что сказывается и на деятельности заказчика. Поэтому, данный фактор необходимо учитывать при анализе конкуренции, хотя следует иметь в виду, что в отдельных случаях для получения более прогрессивной технологии заказчик может переключаться на конкурента, понеся при этом дополнительные издержки.

Пятый фактор, который определяет уровень конкуренции, связан с уходом рынка вследствие возникших барьеров. Известно, что конкуренция выше по тем объектам, где для переключения на строительство других объектов или выхода из данной сферы бизнеса фирме пришлось бы понести значительные издержки. Так по отдельным объектам промышленного назначения, например, черной металлургии, химии, нефтехимии и др., их строительство связано со спецификой и узкой специализацией строительных организаций, которые обладают собственной базой стройиндустрии, монтажными механизмами, необходимым оборудованием для выполнения СМР, а также квалифицированным персоналом. В этих условиях барьеры ухода с рынка высоки и связаны с большими издержками. Напротив фирмы, выполняющие общестроительные работы или комплекс инжиниринговых работ, могут свободно переходить с одного рынка (объекта) на другой.

Фирма, проводящая исследования и анализ влияния барьеров ухода с рынка на конкуренцию должна учитывать: структуру конкурирующих организаций на рынке, перечень видов работ выполняемых ими, особенности их производственной базы и т.д. В зависимости от полученных результатов делается вывод, способствуют ли рассматриваемые барьеры ухода с рынка повышению или понижению конкуренции.

Шестой фактор – наличие и уровень барьеров проникновения на рынок тесно связан с предыдущим и действует аналогично ему в противоположном направлении.

В практике строительства барьеры проникновения на рынки (объекты) не всегда реальны в виду обстоятельств, о которых говорилось выше. Вместе с тем существуют объекты, проникнуть в которые новым конкурентам практически невозможно (например, объекты химической и коксохимической промышленности и т.д.).

Седьмой фактор – различие в стратегии конкурентов дополняет исследования предыдущих факторов конкуренции. Здесь при анализе необходимо выявить различие и общность стратегических установок данной фирмы и конкурентов. Если большинство фирм конкурентов придерживаются одной и той же стратегии, конкуренция повышается, а если различных стратегий – конкуренция снижается.

Восьмой фактор связан с наличием основных мотивов для конкуренции на одном рынке. Уровень конкуренции определяется либо привлекательностью, либо непривлекательностью данного рынка. Резкое расширение спроса по отдельным объектам (например, жилые дома) ведет к увеличению строительства не только домов, но вызывает появление и новых конкурентов.

При падении спроса на строительную продукцию в случае возникновения неблагоприятных ситуаций, например, падение цен на строительную продукцию (отдельные объекты) происходит значительный отток фирм с рынка.

Девятый фактор представляет собой степень дифференциации строительства на данном рынке, т.е. разделение объектов капитального строительства, предлагаемых к сооружению, различными организациями. Если отдельные фирмы специализируются на строительстве определенного вида объектов и, как правило, менее конкурентоспособные на других, то степень дифференциации на данном рынке способствует смягчению конкуренции, а при высокой диверсификации деятельности организации, конкуренция будет высокой.

Влияние фактора степени дифференциации объектов капитального строительства на уровни конкуренции, следует учитывать и по виду технологии, вариантам организации ведущего производства. Если данная фирма имеет значительные перспективы разработки и применения новых технологий и методов производства в строящихся его объектах, то уровень конкуренции будет понижаться.

Также необходимо учитывать и возможности дифференциации и по вариантам самого строительства объектов, начиная от стоимости, сроков и качества, а также другими показателями данной фирмы, обеспечить которые для данного заказчика способна лишь она и не способна другая.

Десятый фактор уровня конкуренции на отраслевых рынках объектов капитального строительства связан с конъюнктурой и конкуренцией на смежных отраслевых рынках.

Подрядные организации имеют большие возможности перехода на строительство объектов с одной отрасли на другую, что предопределяет уровень конкуренции и на данной отрасли. Поэтому исследование уровня конкуренции на том или ином отраслевом рынке следует начинать с анализа конкурентной борьбы в целом на внутреннем рынке. Повышение уровня конкуренции в целом, ведет к росту конкурентной борьбы и на данном отраслевом рынке.

Проанализировав значимость каждого из этих факторов, маркетолог определяет их значимость и вес в конкурентной борьбе. Обычно по их значимости, на основании проведенных исследований принимается следующее распределение.

Наиболее важным факторами считают:

1. Число и сравнительная мощь конкурентов.

3. Изменение объема спроса на отраслевом рынке (емкости рынка) объектов капитального строительства.

8. Наличие особых мотивов для конкуренции на данном рынке.

10. Ситуации на смежных отраслевых рынках объектов капитального строительства.

Важными факторами являются:

2. Степень диверсификации операций конкурентов.

4. Издержки переключения заказчиков с одного подрядчика на другого.

6. Наличие и уровень барьеров проникновения на рынок.

9. Степень дифференциации объектов, предлагаемых на рынке.

Менее важные факторы:

5. Наличие и уровень барьеров ухода с рынка.

7. Различия в стратегии конкурентов.

Итогом анализа уровня конкуренции в зависимости от основных факторов является матрица сегментации исследуемых рынков, которая представлена таблицей 5.9.

 

Таблица 5.9

Сегментация исследуемых рынков по уровню конкуренции

Исследуемые факторы конкуренции Уровень конкуренции                    
Очень высокий                    
Высокий                    
Умеренный                    
Пониженный                    

 

Необходимо отметить, что для каждого из приведенных уровней конкуренции делается дополнительный вывод – конкуренция будет либо повышаться, либо останется стабильной, либо понизится.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.