Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ спроса на строительную продукцию






Анализ спроса на строительную продукцию осуществляется на основании полученной информации маркетинговых исследований. Начинается анализ с определения географических границ и сферы действия строительной организации, а также спроса на строительную продукцию. На этом этапе географические границы, как было указано ранее, определяются уровнем внутренних рынков и для любой фирмы характеризуется либо городом, либо несколькими городами и населенными пунктами. Спрос на строительную продукцию на том или ином географическом уровне рынка не постоянен и может изменяться во времени как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому анализ изменения спроса производится в динамике и осуществляется сравнением показателей текущего периода с базовым. Анализ динамики спроса определяет и соответствующую структуру строительной продукции (товаров, услуг). При анализе структуры строительной продукции используется вторичная информация, в том числе статистическая отчетность по формам КС (капитальное строительство), которое позволяет проанализировать такие статистические показатели, как ввод в действие основных фондов, капитальные вложения, в том числе строительно-монтажные работы (СМР) и т.д. по уровням рынков.

Использование статистических форм КС позволяет выделить СМР и капитальные вложения по объектам производственного и непроизводственного назначения, а также капитальные вложения, направляемые на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий и строительство новых объектов.

На основании форм КС выполняется также анализ капитальных вложений по отраслям народного хозяйства, как производственного, так и непроизводственного назначения и т.д. Проводится сегментация внутренних рынков по критериям изменения спроса, а точнее: наличие высокого спроса, умеренного, низкого или его отсутствия с учетом всех особенностей, а также определяется емкость рынка.

Сегментация рынка в строительстве – это разбивка на группы, направления отдельных потребителей, которые реагируют на строительную продукцию.

Сегментация рынка в строительстве осуществляется по самым разным параметрам и направлениям деятельности, в том числе:

- по критериям спроса рынка на строительную продукцию;

- по сравнительной рыночной доле фирмы;

- по лидерству фирмы в ключевых факторах успеха.

Сегментация по критериям спроса на строительную продукцию приведена в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1

Основные критерии сегментации внутреннего рынка строительной продукции

Критерии сегментации Характеристика
   
1. Географические:   Украина Региональный (Донбасс, Приднепровье, Закарпатье и т.д.) Областной (Донецкая, Закарпатская, Львовская) Городской или сельский районный Городской, районный или сельский поселковый
- 1-й уровень
- 2-й уровень  
- 3-й уровень
- 4-й уровень
- 5-й уровень
2. По сферам использования капитальных вложений: - объекты производственного назначения - объекты непроизводственного назначения     Промышленное строительство, транспортное, сельское   Жилищное строительство и соцкультбытовое
3. По формам воспроизводства основных фондов:  
- новое строительство Строительство заводов, фабрик, домов и т.д.
- расширение действующих предприятий Строительство второй и последующих очередей предприятия, а также вспомогательных помещений
- реконструкция действующих предприятий Обновление основных фондов на новой технической базе с полным переоборудованием и переустройством производства, без строительства и расширения действующих цехов основного производства, но со строительством вспомогательного производства
- техническое перевооружение Модернизация и замена устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, без расширения производственных площадей
4. По объему СМР Генподряд, собственные силы, субподрядные организации
5. По видам работ Земляные работы, сантехнические, вентиляционные, отделочные и т.д.
6. По отраслевому признаку Черная металлургия, химическая промышленность, жилье, здравоохранение, образование и т.д.

Продолжение табл. 5.1

   
7. По источникам финансирования: - собственные средства инвестора - заемные средства инвестора   - привлеченные средства инвестора - бюджетные инвестиции - безвозмездные и благотворительные взносы  
  Прибыль, амортизационные отчисления и т.д. Облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты Продажа акций, паевые и иные взносы   Капитальные государственные вложения Пожертвование организаций, предприятий и граждан
8. Ремонтные работы Текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений
9. Услуги граждан Выполнение различных видов СМР

 

Исследуемый спрос на строительную продукцию оформляется в виде цифровой модели с выделением основных критериев сегментации рынка на строительную продукцию, в том числе по сферам использования капитальных вложений и источникам финансирования. Цифровая модель (пример) составляется в виде таблицы 5.2, которая позволяет определить существующую на данный период емкость рынка по конкретному географическому уровню (городу, области и т.д.) путем суммирования используемых капиталовложений. Она является исходным документом для проведения анализа, дальнейших исследований и принятия управленческих решений.

 

Таблица 5.2

Пример цифровой модели исходных данных по г. Макеевке

за период с 2003 г. по 2004 г.

Млн.грн.

  №   Наименование предприятий и организаций заказчиков 2003 г. 2004 г.
Всего капвложений В т.ч. по объектам производственного назначения Всего капвложений В т.ч. по объектам производственного назначения
           
1. Государственные капвложения (бюджетные инвестиции)
1.1 УКС Макеевского горисполкома 25, 6 4, 1 24, 3 3, 6
1.2 Макеевский металлургический завод 30, 2 30, 2 29, 3 29, 3
1.3 и т.д.        

Продолжение табл. 5.2

           
Итого 70, 8 45, 3 69, 4 48, 2
2. Собственные средства инвестора
2.1 Ясиновский коксохимзавод 36, 5 35, 0 40, 2 39, 0
2.2 и т.д.        
Итого 46, 2 44, 0 47, 8 45, 4
3. и т.д.
Итого        
Всего 130, 5 110, 5 128, 7 106, 4

 

Изменение спроса на строительную продукцию оценивают количественными показателями, как абсолютными, так и относительными, которые характеризуют существующий спрос.

Обычно сравниваются и анализируются плановые показатели текущего периода с базовым прошлого года, полугодия, за квартал и месяц. При чем оценка реального спроса построена на анализе фактических показателей, а плановые показатели используются для определения неудовлетворительного спроса.

Показатель абсолютного изменения любых характеристик, определяется следующим образом:

 

, (5.1)

 

где А – абсолютное изменение показателя анализируемой характеристики рынка;

Рн – значение соответствующего показателя в анализируемом периоде;

Рб – значение показателя анализируемой характеристики рынка в базовом году.

Например, за базовый период может быть принят прошлый год 2003 г., а за анализируемый плановый 2004 г.

Показатель относительного изменения соответствующих характеристик рынка, определяется по следующей формуле:

 

(5.2)

 

Расчёт в динамике основных характеристик строительной продукции рассматривают по всем критериям сегментации, в том числе по: географическому, источнику финансирования, сферам использования капитальных вложений, объему СМР, отраслям промышленности и т.д. согласно таблице 5.1.

Анализ динамики спроса по всем критериям сегментации рынка рекомендуется вести с использованием данных таблицы 5.3.

Пример 5.1. Проанализируйте динамику спроса на объекты строительства в зависимости от источников финансирования с использованием данных таблицы 5.2.

Расчёт выполняется с использованием формул 5.1 и 5.2 с занесением данных в таблицу 5.3.

 

Таблица 5.3

Анализ изменения спроса по источникам финансирования

  №   Источники финансирования Сумма использования капитальных вложений млн.грн. Абсолютный показатель ±А, млн.грн. Относительный показатель ±γ, %
2003 г. 2004 г.
           
  Государственные капвложения 70, 8 69, 4 -1, 4 -2, 0
  Собственные средства инвесторов 46, 2 47, 8 +1, 4 +3, 0
  и т.д.        
  Всего 130, 5 128, 7 -1, 8 -1, 4

 

При анализе спроса на строительную продукцию рассчитывается также доля по каждому критерию. Используя данные выше приведенного примера, проанализируем изменение структуры капитальных вложений по источникам финансирования. Для расчетов используем таблицу 5.4.

 

Таблица 5.4

Анализ изменений структуры капитальных вложений

по источникам финансирования строительства

  №   Источники финансирования Доля источника финансирования в общей сумме капвложений, % Абсолютный показатель измерений ±А, %
2003 г. 2004 г.
         
  Государственные капвложения 54, 3 54, 0 -0, 3
  Собственные средства инвестора 35, 4 37, 1 +1, 7
  и т.д.      
  Всего      

 

Точно также проводится анализ изменения структуры капвложений по сферам использования (объектам производственного и непроизводственного назначения) и по другим критериям сегментации рынка, а в случае выхода на более высокий уровень и по географическому признаку.

Для соответствующей совокупности однотипных рынков, например, отрасль – черная металлургия, машиностроение и т.д. рассматривают средний уровень базового значения показателей для данной выборки по формуле:

 

(5.3)

 

где Рб.ср - средний уровень анализируемых показателей в базовом году по всей совокупности (выборки) исследуемых рынков;

Рбі - значение анализируемого показателя в базовом году по і - тому виду рынка;

n - общее количество і – товых видов последующих рынков соответствующей совокупности (выборки).

Пример 5.2. Определить средний уровень базового значения 2003 г., по объектам строительства черной металлургии для строительной фирмы, если известен, объем выполненных работ по Донецкому метзаводу – 5 млн.грн., Донецкому и Авдеевскому коксохимзаводам соответственно 3 и 4 млн.грн.

 

 

С учётом этого показателя можно определить среднеотраслевые относительные значения изменений по каждому виду рынка, которые образуют соответствующую совокупность рынков, а именно:

 

(5.4)

 

где η – относительный показатель изменения по каждому виду рынка;

А – абсолютное изменение показателя анализируемой характеристики рынка.

Если в 2004 г. спрос на строительную продукцию по объектам черной металлургии составил Рн.ср. = 3, 8 млн.грн., то с учетом примера 5.2. относительный показатель составит:

 

 

Совокупность различных критериев строительного рынка подлежат анализу с точки зрения изменения существующего спроса.

Предусматривается следующая оценка темпов изменения спроса: высокий спрос + 7 % и более, умеренный от + 2, 0 % до + 7 %, низкий спрос от + 0, 5 % до + 2 %, низкий спад спроса от + 0, 5 % до – 7 % и высокий спад от – 7 % и более.

Для количественной оценки изменения спроса по каждому критерию сегментации рынка используются относительные показатели, которые определяются по формулам 5.2, 5.4. Оценка темпов изменения спроса по критериям сегментации рынка производится с использованием матрицы, таблица 5.5.

 

 

Таблица 5.5

Матрица сегментации рынков

Критерии Темпы сегментации изменения спроса Их характеристики
       
Высокий рост        
Умеренный рост        
Низкий рост        
Низкий спад        
Высокий спад        

 

Такую сегментацию рынков спроса на строительную продукцию осуществляют по различным критериям, в том числе: территориальную, по источникам финансирования, сферам использования, а также по видам отраслей, спрос по которым в большей степени определяет емкость рынка. В нашем примере оценка темпов изменения спроса по анализируемым сегментам приведена в таблице 5.6.

 

Таблица 5.6

Сегментация существующего рынка

в г. Макеевке по анализированным критериям

    Критерии сегментации   Темпы изменения спроса Их характеристики
По источникам финансирования По видам отраслей И т.д.
Госкап-вложе-ния Соб-ств. средства инвестора И т.д. Черн- ная ме-таллургия Ма-шиностроение И т.д.
Высокий рост              
Умеренный рост   + 3, 0          
Низкий рост              
Низкий спад - 2, 0     - 5, 26      
Высокий спад              

 

Как мы видим, из таблицы 5.6 по исследуемым сегментам рынка наблюдается низкий спад спроса на строительство объектов черной металлургии – 5, 26 < -7 %, а по государственным капвложениям (бюджетным) на –2, 0 % < - 7 %. Имеется также умеренный рост + 3 % > + 2 % собственных средств инвестора (прибыль, амортизационные отчисления и т.д.). В целом произошло и незначительное падение емкости рынка на – 1, 4 % (таблица 5.3), что говорит о необходимости дополнительных дальнейших исследований на более высоком географическом уровне внутреннего рынка (областном). Эти исследования производятся по той же методике и в том же порядке, целью которых является выявление новых рынков объектов капитального строительства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.