Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Темиртауском политехническом колледже






Т.С.Орел, менеджер по качеству

Деятельность по разработке и внедрению модели системы менеджмента качеством образования в Темиртауском политехническом колледже началась по инициативе директора ТПТК члена – корреспондента МАНЭБ, профессора, кандидата технических наук Оралбекова Куанышбека Иманбековича, когда в 2007 году он вышел на коллектив с инициативой начать работу по разработке и внедрению в деятельность КГКП «Темиртауский политехнический колледж» системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001-2001.

Коллектив данную инициативу поддержал. Так приказом директора за № 64 от 29.09.2007 в ТПТК была начата работа по разработке и внедрению системы менеджмента качества (СМК), заключен договор с ТОО КРСП «Интерсертифика – Центр Азия» для проведения анализа действующей системы управления в колледже и предоставления информационно-консультационных услуг.

На основании результатов анализа сложившейся системы управления колледжа, проведенного ТОО КРСП «Интерсертифика Центр-Азия», а также изучения нормативной базы, было сделано заключение, что действующая в колледже система управления на 88 % соответствует требованиям, предъявляемым к СМК организаций стандартом СТ РК ИСО 9001 – 2001.

Какой же объем работы уложился в оставшиеся 12 %?

Прежде всего, это:

- обучение и вовлечение всего коллектива в систему качества;

- разработка плана реализации СМК;

- создание и инструктаж проектных групп;

- построение СМК;

- внедрение СМК;

- контрольная проверка действующей СМК.

В соответствии с графиком разработки документации СМК нами было разработано вновь и пересмотрено около 130 документов, тираж составил 1100 экземпляров.

К разработке документов было подключено все высшее руководство, руководители структурных подразделений, ведущие преподаватели, сотрудники. Всего более 40 человек. Создан и ведет работу координационный совет, прошли обучение и осуществляют контроль за действующей СМК внутренние аудиторы.

Что дало нам внедрение этой системы?

Прежде всего - это мыслить и работать на перспективу, чётко планировать свою работу. Процесc стратегического планирования и управления определяет нашу деятельность на 5 лет. Это долгосрочное планирование деятельности колледжа с указанием направлений развития, разработкой стратегических целей и задач по всем выбранным направлениям.

Внедрение СМК позволило увидеть и установить тесную взаимосвязь процессов жизненного цикла с ресурсными процессами, а также усовершенствовать структуру управления.

С целью определения эффективности функционирования СМК или отдельных ее элементов, процессов с точки зрения достижения целей, определенных в политике в области качества, а также определения возможностей и путей улучшения СМК, определения соответствий или несоответствий в СМК или отдельных ее процессах в сравнении с требованиями, установленными в системе, проверки эффективности корректирующих мероприятий проводятся внутренние аудиты.

« Аудит – это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (поверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки)». Такое определение аудита дает нам стандарт СТРК ИСО 9000-2007 «Основные положения и словарь». По видам аудиты делятся на внутренние и внешние.

Внутренний аудит направлен на совершенствование деятельности предприятия. Главной целью внутреннего аудита является предотвращение снижения эффективности и результативности действующей в колледже cистемы качества (СК) и поиск путей и методов постоянного улучшения СК. Требования к управлению внутренним аудитом установлены в документированной процедуре «Внутренний аудит». Внутренний аудит проводится в структурных подразделениях колледжа через запланированные промежутки времени в соответствии с годовым планом внутренних аудитов. Каждое подразделение в соответствии со стандартом СТ РК ИСО 19011-2002 «Рекомендации по аудиту СМК» подвергается проверке минимум один раз год, чтобы установить:

а) соответствует ли СМК запланированным требованиям;
б) эффективно ли действует СМК и поддерживается ли она в рабочем состоянии;
в) возможные пути улучшения деятельности.

За истекший период коллектив прошёл ряд внешних аудитов. Это: сертификационный аудит (2008 год), ресертификационный аудит (2009 год), инспекционный аудит (2010 год).

Учебное заведение достойно прошло все проверки. По результатам инспекционного аудита 2010 года был выдан сертификат соответствия, подтверждающий, что система менеджмента качества применительно к предоставлению образовательной услуги в сфере подготовки специалистов среднего профессионального образования соответствует требованиям СТ РК ИСО 9001-2009 «Система менеджмента качества. Требования». Внешним аудитом не установлено ни одного несоответствия, что подтверждает успешность действующей в колледже системы качества.

Анализ деятельности колледжа со стороны высшего руководства, проводимый в рамках СМК, более масштабно высвечивает нашу работу, включая все достижения и не- удачи как в процессах жизненного цикла, так и в ресурсных процессах, что позволяет отследить причинно-следственную связь всех несоответствий, чётко спланировать деятельность колледжа на следующий учебный год с учётом корректирующих и предупреждающих действий по всем несоответствиям. Хочется также отметить, что значительно вырос и объем годового плана, т.к. теперь в него помимо годовых планов процессов жизненного цикла включено планирование ресурсных процессов.

Сложным явился процесс доведения до сознания каждого члена коллектива значимости и необходимости этой работы. Предстояло проделать кропотливую разъяснительную работу, пока каждый увидел и осознал своё место, ответственность и взаимосвязь в работе всего учебного заведения.

Также следует отметить, что стандарты ИСО 9001 ориентированы на предприятия промышленного производства, что в определенной степени тоже явилось сложностью. Так как колледж политехнический и костяк коллектива составляют инженеры – педагоги, многие термины и понятия стандарта необходимо было переосмыслить применительно к образовательной деятельности. В частности, убедить, что под термином продукция следует понимать образовательную услугу, как результат деятельности среднего профессионального учебного заведения.

Трудным было установление мер качества, критериев процессов и методики их измерения. Определенное недопонимание здесь может привести к процентомании.

Следующая сложность, на которую обязательно нужно обратить внимание – это обратная связь с работодателями. На сегодняшний день работодатели охотно принимают наших выпускников на работу, но, к сожалению, они мало заинтересованы в том, чтобы информировать нас о своей удовлетворенности нашими специалистами и вести в этом направлении постоянное сотрудничество. Внедрение СМК требует поэтапного решения этой проблемы. В значительной степени в решении данной задачи также поможет Государственная программа развития профессионального и технического образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы, предусматривающая внедрение системы содействия трудоустройству обучающихся и карьерного руководства обучающимися.

В завершении хочется сказать, что работа по внедрению СМК сложная, но очень необходимая. Важно отметить, что внедрение СМК коренным образом не ломает действующую систему управления, а наоборот её дополняет и направлена на улучшение деятельности колледжа, повышение результативности всех процессов с учётом потребностей заинтересованных сторон.

Какова же эффективность от системы, которую мы видим уже сейчас?

Для руководства колледжа:

- конкурентоспособность выпускников колледжа на рынке труда;

- повышение финансовой привлекательности колледжа для внутренних и внешних инвесторов;

- установление партнерских связей с крупнейшими ВУЗами области, республики;

- повышение удовлетворенности всех потребителей образовательных услуг;

- постоянное улучшение процессов деятельности колледжа;

-повышение ответственности сотрудников на всех уровнях административной, учебной и хозяйственной деятельности по управлению качеством образовательных услуг, сплочённость коллектива вокруг идеи качества.

Для сотрудников:

- унифицированная, прозрачная для всех сотрудников и учащихся система управления качеством предоставления образовательных услуг;

- повышение условий профессиональной, социальной, этической подготовки учащихся за счет снижения вариабельности процессов СМК;

- повышение ответственности всех сотрудников колледжа за качество образования;

- улучшение культуры, инфраструктуры и производственной среды колледжа;

- вовлечение сотрудников в решение стратегических задач.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.