Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зажигая факел знаний






 

Ж.Ш. Молдабаева, преподаватель специальных дисциплин

 

Ученик – это не чаша, которую нужно наполнить,

это факел, который нужно зажечь

Песталоцци

 

Какой самый лучший способ заставить человека учиться? – Увлечь его реальной работой, чтобы он сам и все вокруг увидели, на что он способен. И тогда маленькая искорка интереса к знаниям превращается в бушующее пламя, требующее узнавать все больше и больше, так как для разработки проекта знаний всегда не хватает.

Реальное дипломное проектирование является заключительной ступенью подготовки программиста, поэтому на ЦМК ПОВТ разработке дипломных проектов уделяется особое внимание. Мы заметили, что если предложить учащимся темы, имеющие практическую ценность, интерес их к разработке заметно повышается. На мой субъективный взгляд, нет ни одной другой специальности, где разнообразие тем дипломных проектов было бы столь огромным. Ведь программист по роду свой профессии должен вживаться в любую сферу деятельности, для которой он пишет программу, а их, как известно, бесконечно много.

Учащиеся всегда с воодушевлением подходят к выбору темы проекта и часто предлагают её сами, а получив одобрение преподавателя, с двойным энтузиазмом принимаются за работу. Часто им интересно заниматься разработкой игр, это сложная и кропотливая работа, так как игровые алгоритмы зачастую весьма непросто реализуются, требуют управления работой компьютера, и наконец, создания органичного и привлекательного интерфейса. Хорошим примером является работа Антипова М. и Калашникова К. «Построение блок - схем» (руководитель ПархоменкоМ.Н.)

Мы стараемся подобрать интересные учебные программы, позволяющие осуществлять расчет или моделирование учебной ситуации. Например, работа Мусаева С. группы ПОВТ-2001 «Построение сопряжений геометрических объектов» (руководитель Долгополова С.М.)

Бывает, что при разработке проекта учащиеся применяют знания и навыки, которые и сами воспринимали как хобби, например, паять, разбираться в схемах. Информационно - техническая система «Барлау» была разработана Дюсенбековым Ернаром (руководитель Рашатхан Ж.). Она включает в себя две части: устройство и программу, управляющую ею. Устройство самостоятельно сконструировано и изготовлено самим учащимся, оно подключается к COM – порту компьютера и телефонному кабелю и позволяет фиксировать и записывать все звонки, входящие и исходящие, поступающие на этот телефон. Программа позволяет прослушивать записанные звонки, сортировать их и удалять ненужные, работает в открытом и скрытном режимах.

Дополнительным мотивом к разработке проекта для учащихся является выполнение заказов реальных предприятий, например, разработка сайта, информационной системы. Многие проекты были внедрены в сферу деятельности предприятия и активно используются. Например: Изотов М. «АРМ регистратора центра крови города Темиртау» Шкареда Д. «Сервис центр фирмы «Глобус»» (руководитель Нугуманова В.М.),.

При переходе специальностей на государственный язык и при открытии новых специальностей мы активно занимались разработкой всевозможных электронных учебников, пособий, различных тренинг – программ, виртуальных лабораторий для преподавателей колледжа других специальностей. Всего мы разработали около 130 электронных учебников для 10 специальностей по 14 предметам. Очень активно в этом русле работает методист колледжа, преподаватель ЦМК ПОВТ Абжанова А.А., заботящаяся об обеспеченности литературой в колледже. Причем, уровень выполнения электронных учебных пособий растет c каждым годом. Если раньше учебник был почти прямым аналогом материала преподавателя, то сейчас электронные учебники становятся все более интерактивными, они включают в себя многочисленный фото и видео материал, тестовые задания, задания, выполняемые непосредственно на компьютере: поиск нужного термина или рисунка, ввод правильного ответа, перетаскивание нужных объектов, в-общем, все, на что хватит фантазии заказчика. Яркими примерами таких проектов являются работы Хуттыбай Ж. «Электронный учебник по профессиональному казахскому языку» (руководитель Абжанов С.Д.), Султановой А. «Виртуальная лаборатория» (руководитель Молдабаева Ж.Ш.).

В 2009 году мы начали заниматься ещё одной очень важной проблемой – разработкой интерактивных детских игр на казахском языке. Таких игр достаточно много на русском языке, но на государственном казахском языке они практически отсутствуют. Поэтому нами была предпринята попытка восполнить этот пробел. На данный момент мы разработали следующие игровые программы (руководитель Молдабаева Ж.Ш.):

§ «Ғ ажайып ә ріптер» - дети в яркой развлекательной форме изучат казахский алфавит, научатся складывать слова и предложения.

§ «Кө ң ілді математика» - здесь дети изучат цифры и числа, научатся складывать и вычитать, решать задачи, познакомятся с понятиями длина, ширина, размер.

§ «Ер – тө стік» - главной целью данного проекта было привить интерес к казахским сказкам, в данном случае к сказке «Ер – тө стік».

§ «Мақ та қ ыз бен мысық» - здесь по ходу развития сюжета сказки ребенок выполняет занимательные задания, которые помогают ему развить внимательность, ловкость, зрительную и слуховую память, освоить тяжелые понятия - право и лево.

§ «Музыка ә лемінде» - в этом проекте дети познакомятся с казахскими народными инструментами, прослушают известные домбровые и кобызовые кюи, песни и смогут сами научиться петь и играть.

§ «Менің ғ ажайып ү йім» - веселое изучение английского языка на основе казахского.

§ «Ақ ылды ойындар» - обучающая игра для развития интеллекта, логики, навыков устного счета.

§ «Балапан»- Детский сайт. Используя его, можно получить возможность прочитать стихи, сказки, загадки, пословицы на казахском языке, прослушать и скачать сказки, стихи, детские казахские песни, поиграть в on-line игры, on-line раскрасить, скачать или распечатать раскраску.

Я, как руководитель проектов и мама двоих дошкольников, всегда тестирую свои игры на своих детях, и поверьте, мои маленькие тестировщики всегда очень рады поиграть в них.

И вот наступает торжественный день защиты дипломного проекта, когда многомесячный, тяжелый и интересный труд позади. Всплески эмоций – смех и слезы всегда сопровождают этот день. После бесконечно долгого дипломирования этот день пролетает как яркий счастливый миг. А потом, спустя месяцы и даже годы, почти все выпускники с улыбкой вспоминают и бессонные ночи за работой, когда кажется, что предел человеческих возможностей вот – вот исчерпается, и муки творчества, когда упрямая программа не желает запускаться, и то безбрежное, всеобъемлющее счастье в тот миг, когда она, наконец, ЗАРАБОТАЛА, и усталость, и даже слезы, и дикую спешку, когда дни пролетают как секунды. Вспоминают с улыбкой и грустью, потому что все это уже позади. Но мы верим, что факел знаний, зажженный в нашем колледже, полыхавший пожаром во время дипломного проектирования, наши ученики пронесут через всю свою жизнь.

 


Верная тактика = Теория + Практика






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.