Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмент






9.1.Управленческий труди его специфика. Процесс управленческого труда в организации.

По сравнению с остальными видами труда управленческий труд имеет специфические особенности:

1) он представляет собой умственный труд, который состоит из 3 видов деятельности:

- организационно-административной и воспитательной;

- аналитической и конструктивной;

- информационно-технической;

2) он участвует в создании материальных благ и оказание услуг опосредованно через других работников.

Объектом управления явл. система управления, которая состоит из части окружающей среды, органов служб, кадров управления, которые выполняют определенные функции с помощью различных методов и технических средств, с помощью информации.

Предметом труда явл. информация, коллеги и связи.

Средство управления труда – это все то что будет способствовать осуществлению операций (организационная и вычислительная техника).

Результатом умственного труда явл. управленческое решение.

Процесс управл. труда можно условно разделить на следующие этапы:

- формирование цели менеджмента;

Определение состояния управленческой системы;

Выявление проблемы;

Принятие решения и организация его выполнения.

Процесс управления осуществляется на основании разделения управл. труда для повышения качества управляющих воздействий. Существует: функциональное, иерархическое, технологическое, профессиональное, классификационное, должностное разделение труда.

 

9.2. Основные школы и научные подходы к управлению. Управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в XX в.

Основополагающие школы управления.

1. Научная школа управления (1885-1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

- отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;

- здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;

- компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;

- дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;

- справедливое отношение к персоналу;

- быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

- диспетчирование и т.д.

2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

- первоначальная функция - разделение труда;

- полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;

- дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;

- единоначалие;

- единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей; и т.д.

3. Школа поведенческих наук

а) Школа человеческих отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления.

б) Школа науки о поведении. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

4. Школа науки управления

Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. По своей сути, исследования операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырех разных точек зрения. Это школы: а) научного управления; б) административного управления; в) человеческих отношений и науки о поведении; г) науки управления или количественных методов.

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы - коммуникации и принятия решения.

3. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.

4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

 

9.3. Природа и состав функций менеджмента. Основные функции менеджмента:

Планирование

Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.