Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость случайного изменения стратегии в игре без седловой точки






Допустим, что мы и наш противник многократно играем в игру, матрица которой дана на рис. 4. Если мы выберем определённую стратегию, например максиминную стратегию A1, и будем придерживаться её от игры к игре, то противник, поняв это, будет выбирать каждый раз стратегию B2, в результате чего наш выигрыш не превысит нижней цены игры, т.е. будет равен 3. Если, однако, мы внезапно (для противника) сменим стратегию A1 на стратегию A2, то получим выигрыш 10. Разгадав нашу новую стратегию, противник тут же сменит стратегию B2 на стратегию B3, уменьшив наш выигрыш до 1. И так далее. Здесь проявляется общее правило для игр без седловой точки: игрок, играющий по определённой (детерминированной) стратегии, оказывается в более худшем положении по сравнению с игроком, который меняет стратегию случайным образом.

Впрочем, случайные изменения стратегии надо делать не как попало, а с умом. Пусть A1, A2, …, An — возможные стратегии игрока A. Для получения наибольшего эффекта он должен использовать все или некоторые из этих стратегий случайным образом, но не с одинаковыми, а с разными (специально вычисленными) вероятностями. Пусть стратегия A1, используется с вероятностью p1, стратегия A2, с вероятностью p2 и т. д.

Смешанной стратегией SA игрока А называется применение чистых стратегий A1, A2,..., An с вероятностями p1, p2,..., pi,..., pn причем сумма вероятностей равна 1: Смешанные стратегии игрока А записываются в виде матрицы

,

или в виде строки SA=(p1, p2, …, pn). В отличие от смешанных стратегий SA стратегии Aj называют чистыми. При надлежащем подборе вероятностей pj смешанная стратегия может оказаться оптимальной. При этом выигрыш игрока A будет не меньше некоторого значения v, называемого ценой игры. Это значение больше нижней цены игры, но меньше верхней.

Аналогичны образом должен вести себя игрок B. Его оптимальная стратегия также есть некоторая смешанная стратегия

или в виде строки SB=(q1, q2, …, qm), где qj — специально подобранные вероятности, с которыми игрок B использует стратегии Bj. Сумма вероятностей равна 1: При выборе игроком B оптимальной смешанной стратегии выигрыш игрока A будет не больше цены игры v.

Чистые стратегии можно считать частным случаем смешанных. На основании принципа минимакса определяется оптимальное решение (или решение) игры: это пара оптимальных стратегий S*A, S*B в общем случае смешанных, обладающих следующим свойством: если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то другому не может быть выгодно отступать от своей. Выигрыш, соответствующий оптимальному решению, называется ценой игры v. Цена игры удовлетворяет неравенству α ≤ v≤ β, где α и β — нижняя и верхняя цены игры. Справедлива следующая основная теорема теории игр — теорема Неймана. Каждая конечная игра имеет по крайней мере одно оптимальное решение, возможно, среди смешанных стратегий. Пусть S*A = (p*1, p*2,..., p*i,..., p*m) и S*B = (q*1, q*2,..., q*i,..., q*n) — пара оптимальных стратегий. Если чистая стратегия входит в оптимальную смешанную стратегию с отличной от нуля вероятностью, то она называется активной.

Справедлива теорема об активных стратегиях: если один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то выигрыш остается неизменным и равным цене игры v, если второй игрок не выходит за пределы своих активных стратегий.

Решением игры называется такая пара стратегий — в общем случае смешанных, систематическое применение которых обеспечивает каждой стороне максимально возможный для нее по условиям игры выигрыш, определяемый ценой игры. Если же одна из сторон отступает от своей оптимальной стратегии (в то время как другая продолжает придерживаться своей), то это ни в коем случае не может быть выгодно для отступающего; это либо оставит его выигрыш неизменным, либо уменьшит. Таким образом, каждая конечная игра имеет решение (возможно, в области смешанных стратегий). Это положение называется основной теоремой теории игр.

Эта теорема имеет большое практическое значение — она дает конкретные модели нахождения оптимальных стратегий при отсутствии седловой точки.

 

 

7.5. Сущность принципа доминирования в играх. Домини́ рование в теории игр — ситуация, при которой одна из стратегий некоторого игрока дает больший выигрыш, нежели другая, при любых действиях его оппонентов. Обратное понятие, нетранзитивность, возникает, если некоторая стратегия может давать меньшие выигрыши, чем другая, в зависимости от поведения остальных участников.

Понятие доминирования используется при решении или упрощении некоторых типов некооперативных игр.

При выборе своей стратегии из множества допустимых игрок сравнивает по предпочтительности исходы от их применения. Может возникать три типа результатов:

· Стратегия В доминирует стратегию A, если при любом поведении остальных игроков использование стратегии В приводит к не худшему исходу, нежели использование А. Различают строгое доминирование, когда В дает больший выигрыш, чем А, в любых условиях, и слабое доминирование, если при некоторых действиях других игроков В обеспечивает больший выигрыш, чем А, а при других — одинаковый с ней.

· Стратегия В доминируется стратегией A, если при любом поведении остальных игроков стратегия В приводит к не лучшему исходу, нежели стратегия А. Аналогично предыдущему случаю, стратегия может доминироваться строго и слабо.

· Стратегии А и В называются нетранзитивными, если В не доминирует А и А не доминирует В. Это оначает, что в зависимости от выбора стратегий другими игроками, большие выигрыши игроку может обеспечивать как выбор стратегии А, так и В.

Это понятие обобщается на сравнение более чем двух стратегий:

· Стратегия B называется строго доминирующей, если она строго доминирует любую другую допустимую стратегию игрока.

· Стратегия B называется слабо доминирующей, если она доминирует любую другую допустимую стратегию игрока, при этом некоторые из них доминируются слабо.

· Стратегия B называется строго доминируемой, если существует другая стратегия, которая строго ее доминирует.

· Стратегия B называется слабо доминируемой, если существует другая стратегия, которая слабо ее доминирует.

Говорят, что стратегия игрока слабо доминирует стратегию , если

, причем хотя бы одно неравенство выполнено строго.

Здесь представляет собой прямое произведение стратегических множеств всех игроков, кроме -го.

Стратегия строго доминирует , если

.

 

  C D
C 1, 1 0, 0
D 0, 0 0, 0
Слабое доминирование

Если для одного из игроков существует строго доминирующая стратегия, он будет ее использовать в любом из равновесий Нэша в игре. Если все игроки имеют строго доминирующие стратегии, игра имеет единственное равновесие Нэша. Однако, это равновесие не обязательно будет эффективным по Парето, т.е. неравновесные исходы могут обеспечить всем игрокам больший выигрыш. Классическим примером этой ситуации является игра «Дилемма заключенного».

Использование строго доминируемых стратегий ни при каких условиях не является рациональным для игроков, в связи с чем они не будут входить в равновесия Нэша. В то же время, слабо доминируемые стратегии могут входить в равновесия. Пример такой игры приведен справа.

Здесь стратегии D обоих игроков слабо доминируются их стратегиями C. Однако, ситуации (D, D) является равновесием Нэша в этой игре. Действительно, ни один из игроков, отклоняясь от использования D, не сможет получить большего выигрыша, если другой игрок придерживается D.

 

7.6. Аналитическое решение игр вида 2 × 2. Рассмотрим игру 2х2.

Если такая игра имеет седловую точку, то оптимальное решение – это пара чистых стратегий, соответствующих этой точке. Для игры, в которой отсутствует седловая точка оптимальное решение игры существует и определяется парой смешанных стратегий (x1*, x*2) и (у1*, у2*).

(!!! это заменяем на следующее обозначение смешанных стратегий P0 =(p10; p20) and Q=(q10; q20), соответственно дальше меняем сами)

2. Для того, чтобы их найти, воспользуемся теоремой об активных стратегиях.

Если первый игрок придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то его средний выигрыш будет равен цене игры v, какой бы активной стратегией не пользовался второй игрок. Для игры 2х2 любая чистая стратегия противника является активной, если отсутствует седловая точка. Поэтому средний выигрыш и первого и второго игрока будет равен цене игры.

3. Пусть игра задана матрицей

Средний выигрыш первого игрока, если он использует оптимальную смешанную стратегию х*=(x1*, x*2), а второй игрок – чистую стратегию, соответ.первому столбцу платежной матрицы, равен цене игрыv:

a11x1*+a21x*2=v.

Тот же средний выигрыш получает первый игрок, если второй игрок применяет стратегию, соответ.второму столбцу платежной матрицы, т.е. a12x1*+a22x*2=v. Учитывая, чтоx1*+x*2=1, получаем систему уравнений для определения оптимальной стратегии первого игрока и цены игры:

a11 x1*+a21 x*2 = v.

a12 x1*+a22 x*2 = v

x1*+ x*2=1

Решая эту систему, получим оптимальную стратегию

x1*=

x2*=

и цену игры v=

4. Для второго игрока

В=-АТ=

Применяя теорему об активных стратегиях при отыскании оптимальной смешанной стратегии второго игрока, получаем, что при любой чистой стратегии первого игрока средний проигрыш второго игрока равен v, т.е.a11у1*+a12у2*=v.

Тогда оптимальная стратегия второго игрока определяется по формулам:

у1*=

у2*=

v’=-v

 

7.7Способы формирования платежных матриц.

Платежная матрица - это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.

Матричные игры с нулевой суммой. Платежная матрица игры

С помощью матрицы выбиралась точка равновесия, то есть решение, приемлемое для всех участников игры. Математические приемы теории игр могут применяться и для решения прикладных экономических задач. Например, для определения рациональных запасов сырья, материалов, полуфабрикатов. В этом случае существуют две противоположные тенденции: увеличение запасов с целью обеспечения бесперебойной работы производства и уменьшение запасов с целью сокращения затрат на их хранение. Методы теории игр можно использовать для определения предела снижения цены для реализации остатков продукции, когда необходимо, с оной стороны, реализовать продукцию, а с другой – минимизировать потери. Часто при решении экономических задач с помощью теории игр одной их противоборствующих сторон выступает природа.

Во многих практических задачах возникают ситуации, когда требуется

принять решение, не имея достаточной информации. Неизвестными могут

быть как условия осуществления какой-либо операции, так и сознательные

действия лиц, от которых зависит успех этой операции.

• Ситуации, в которых сталкиваются интересы двух сторон и резуль-

тат любой операции, осуществляемой одной из сторон, зависит от действий

другой стороны, называются конфликтными.

• Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, а

математическая теория, помогающая принимать рациональные решения в

конфликтной ситуации, − теорией игр.

• Конфликтующие стороны называются игроками, а действия, кото-

рые могут выполнять игроки, − стратегиями.

От реальной ситуации игра отличается тем, что в игре противники дей-

ствуют по строго определенным правилам.

• Матричной игрой называется игра, осуществляемая по следующим

правилам:

1. В игре участвуют два игрока;

2. Каждый из игроков обладает конечным набором стратегий;

3. Игра заключается в том, что каждый из игроков, не имея информа-

ции о действиях противника, делает один ход (выбирает одну из своих

стратегий). Результатом выбора игроками стратегий является выигрыш и

проигрыш в игре.

4. И выигрыш, и проигрыш выражаются числами.

• Матричная игра называется игрой с нулевой суммой, если в этой иг-

ре выигрыш одного игрока равняется проигрышу другого игрока.

Каждая матричная игра с нулевой суммой имеет платежную матрицу.

Для того чтобы построить эту матрицу, обозначим одного из игроков симво-

лом A, а другого − символом B, и предположим, что A1, A2, K, Am − стратегии,

 

которые может применять игрок A, а B1, B2, K, Bn − стратегии, которые мо-

жет применять игрок B.

• Матричная игра, в которой у игрока A имеется m стратегий, а у

игрока B − n стратегий, называется игрой типа m Ч n.

Рассмотрим матрицу

 

 c11 c12... c1n 

 c c... c2n 

,

C =  21 22

............ 

 c 

 m1 cm2... cmn 

 

у которой элементы cij (i = 1, 2,..., m; j = 1, 2,..., n) равны выигрышам игрока A

 

(и проигрышам игрока B) при применении игроками стратегий Ai и B j соот-

 

ветственно

 

7.8. Принятие управленческих решений на основе платежной матрицы игры. Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим.

В целом платежная матрица полезна, когда:

· имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.

· то, что может случиться, с полной определенностью не известно.

Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место.

Кроме того, руководитель должен иметь возможность объективно оценить вероятность релевантных событий и рассчитать ожидаемое значение такой вероятности.

Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения – основного понятия платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или варианта – это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности.

Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может выбрать наиболее оптимальный вариант.

Дерево решений – метод науки управления – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.

Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. То есть дерево решений – удобный метод для принятия последовательных решений.

 

7.9. Определение и сущность игры с «природой». Модели в виде стратегических игр, в экономической практике могут не в полной мере оказаться адекватными действительности, поскольку реализация модели предполагает многократность повторения действий (решений), предпринимаемых в похожих условиях. В реальности количество принимаемых экономических решений в неизменных условиях жестко ограничено. Нередко экономическая ситуация является уникальной, и решение в условиях неопределенности должно приниматься однократно. Это порождает необходимость развития методов моделирования принятия решений в условиях неопределенности и риска.

Традиционно следующим этапом такого развития являются так называемые игры с природой. Формально изучение “игр с природой“, так же как и стратегических, должно начинаться с построения платежной матрицы, что является, по существу, наиболее трудоемким этапом подготовки принятия решения. Ошибки в платежной матрице не могут быть компенсированы никакими вычислительными методами и приведут к неверному итоговому результату.

Отличительная особенность игры с природой состоит в том, что в ней сознательно действует только один из участников, в большинстве случаев называемый игроком 1. Игрок 2 (природа) сознательно против игрока 1 не действует, а выступает как не имеющий конкретной цели и случайным образом выбирающий очередные «ходы» партнер по игре. Поэтому термин «природа» характеризует некую объективную действительность, которую не следует понимать буквально, хотя вполне могут встретиться ситуации, в которых «игроком» 2 действительно может быть природа (например, обстоятельства, связанные с погодными условиями или с природными стихийными силами).

 

7.10. Приложение методов теории игр в экономике и управлении.

Какую пользу могут извлечь компании из анализа на базе теории игр? Известен, например, случай столкновения интересов компаний IВМ и Telex. В связи с объявлением о подготовительных планах последней к вступлению на рынок состоялось " кризисное" совещание руководства IВМ, на котором были проанализированы мероприятия, направленные на то, чтобы заставить нового конкурента отказаться от намерения проникнуть на новый рынок

 

К числу известных областей применения методов теории игр следует отнести также ценовую стратегию, создание совместных предприятий, расчет времени разработки новой продукции.

Данная теория является базой подготовки рекомендаций для организационного строительства и проектирования систем стимулирования. Она полезна также для формирования и развития внутрифирменных культур.

Важный вклад в использование теории игр вносят экспериментальные работы. Многие теоретические выкладки отрабатываются в лабораторных условиях, а полученные результаты служат импульсом для практиков. Теоретически было выяснено, при каких условиях двум эгоистически настроенным партнерам целесообразно сотрудничать и добиваться лучших для себя результатов.

Эти знания можно использовать в практике предприятий, чтобы помочь двум фирмам достичь ситуации " выигрыш/выигрыш". Сегодня консультанты с подготовкой в области игр быстро и однозначно выявляют возможности, которыми предприятия могут воспользоваться для заключения стабильных и долгосрочных договоров с клиентами, субпоставщиками, партнерами по разработкам и т.п

 

 

 

8Маркетинг

8, 1. Концепции маркетинга и их эволюция. Основные функции и принципы маркетинга.

Концепция маркетинга включает три взаимосвязанных принципа:

1 основное назначение предприятия – удовлетворение потребности потребителя;

2 для удовлетворения этих потребностей необходимо интегрировать и координировать усилия предприятия в целом;

3 в своей деятельности предприятие должно уделять особое внимание к достижению долгосрочного успеха.

Концепция м-га – это основополагающее положение, которое характеризует оптимальную ориентацию рыночной деятельности любого предприятия на отдельных этапах его развития.

В настоящее время выделяют 5 осн. курирующих концепций, одну из которых предприятие может взять за основу маркетинга.

1) Производственно-ориентированная – это система организац, коммерческой, хозяйственной деятельности субъектов рынка, которая ориентирована на рост производительности труда, снижение затрат, связанных с производством товара, а также повышения эффективных систем их распределения;

2) Продукто-ориентированная – это система организации коммерческой, хозяйственной деятельности, при которой продавец рассчитывает на успешную реализацию товара, которая сочетает высокое качество с наилучшими характеристиками по эксплуатации, а производитель сосредотачивает свои усилия на усовершенствование товара;

3) Ориентация на продажи в этом случае продавец рассчитывает на успешную реализацию товара, продвигая его всеми доступными средствами;

4) Маркетинго-ориентированная в этом случае в основе деятельности предприятия определение потребностей целевых рынков и удовлетворения потребителей более эффективною чем конкуренты;

5) Социально-ответственная – направлена на удовлетворение потребностей общества в целом с учетом долговременных интересов потребителей или пользователей.

 

8.2.Характерные функции маркетинга в зависимости от состояния спроса.

Маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем создания предложения и обеспечения спроса на товар.

В зависимости от спроса на рынке выделяют 8 типов маркетинга:

1) при негативном спросе тип мар-га конверсионный и его целью явл. создание спроса путем разработки мероприятий по продвижению товара и усилению рекламной деятельности, т.е спрос негативный (отрицательный);

2) в случае отсутствия спроса используют стимулирующий мар-нг, целью которого явл стимулирование спроса путем разработки мероприятий по приданию товару известности, оптимизации каналов распределения выяснения причин отсутствия спроса;

3) развивающий мар-нг используется, когда имеется потенциальный спрос и его необходимо реализовать путем создания товаров качественного уровня;

4) ремаркетинг используется при снижающемся спросе и для его восстановления необходима модернизация товара, стимулирование продвижения товара и переход на новые рынки;

5) синхромаркетинг используется, когда спрос колеблется и необходимо проводить мероприятия по его стабилизации;

6) поддерживающий используется при спросе, который соответствует возможности предприятия, необходимо его застабилизировать путем гибкой политики цен, создание эффективной рекламы;

7) демаркетинг используется при чрезмерном спросе и для его снижения необходимо произвести повышение цен, сократить рекламу, осуществить продажи лицензии иностранным производителям и продолжать мероприятия по увеличению объемов производства;

8) противодействующий используется при иррациональном спросе, когда необходимы мероприятия по прекращению выпуска этих товаров, их изъятие из торговой сети, проведение компаний против их потребления.

 

8.3.Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система.

Система маркетинговых исследований – это система, которая позволяет интегрировать информацию из всех источников, а затем передавать ее менеджерам в доступной форме для принятия ими управленческих решений.

Системой маркетинговой информации называется постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, точной, своевременной информации для использования ее с целью совершенствования методов и способов планирования маркетинговых мероприятий, претворения их в жизнь и контроля за их исполнением.

Выделяются 4 метода получения первичной информации: - наблюдение; -эксперимент; - фокусирование; - опрос.

Сфера маркетиноговых исследований постоянно расширяется и охватывает следующие направления:

- изучение емкости рынка, распределение ее долей между конкурирующими фирмами;

- уровень доходов населения; - поведение и мотивация потребителей;

- изучение политики цен и ценообразование; - анализ деловой активности.

 

8.4. Стратегическое маркетинговое планирование.

Выбрав целевые сегменты, предприятие должно принять решение, какую стратегию охвата рынка избрать, возможны 3 варианта:

1) массовый (недифференцированный) маркетинг, в этом случае, предприятие не учитывает различие между сегментами и рассматривает рынок, как единое целое, в этом случае, товар должен подходить к max числу потребителей, а аналогичные конкурирующие товары будут различаться в основном по цене;

2) стратегия дифференцированного маркетинга, в этом случае, предприятие стремится охватить достаточное число сегментов специально для них разработанными товарами (улучшенным качествам, оригинальным дизайном, упаковкой) и разработанной специфической маркетинговой политикой;

3) при стратегии концентрированного мар-нга предприятие сосредотачивает свой усилия и р

есурсы на одном сегменте и предлагает товары для данной группы потребителей.

 

8.5. Сегментация рынка, ее сущность и значение.

Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающая одним или общими устойчивыми признаками, которые определяют поведение потребителя на рынке.

Признаки сегментации –этооднотипные различия характеристике отдельных потребителей, которые могут быть объединены в группы. Объектами сегментациимогут бытьпотребители, товары или услуги и сами предприятия.

По назначению потребления покупатели могут группироваться:

Географическому (общность, проживание); по демографическому (по возрастному, образованию, полу), по психологическому (общест. положение и стилю жизни), поведенческому (по степени доступности товара, статуса пользователя, степени купить товар).

Метод сегментации – это способ определения признаков сегментации и соответствующих им показателей. Методы сегментации делятся: - сегментация по потребителям; - по продукту; - по каналам сбыта.

Сущность сегментации. Дает предприятию возможность эффективнее обслуживать тот или иной сегмент рынка.

8.6. Основные составляющие комплекса маркетинга.

Комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю неких переменных факторов маркетинга, учет этих факторов, воздействие на них, манипуляция ими позволяет фирме вызвать желательную ответную реакцию со стороны рынка. Таким образом, под комплексом маркетинга понимается переменные, находящихся под контролем у маркетинга. В комплекс маркетинга обычно включают следующие элементы:

· продукт (товар, услуга);

· его цена (в соотношении с конкурентами и потребностью рынка);

· то, как доходит (доводится) продукт до потребителя;

· то, как продвигается продукт.

В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы (4Р): товар, цена, методы распространения и продвижения.

Товар - это набор изделий и услуг, которые фирма предлагает целевому рынку.

Цена - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.

Распространение - всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.

Продвижение - всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.

Каждое предприятие формирует с учетом факторов внешней среды комплекс мер воздействия на рынок, разрабатывая комплекс маркетинга

Продуктовая (товарная) политика Ценовая политика Распределительная политика (товародвижения) Коммуникационная политика (продвижения)
Товар (марка); Сервис; Модификация; Диверсификация; устранение продуктовый комплекс Ориентирование на затраты; Ориентация на спрос; Ориентация на конкурентов; Скидки; Условия поставок Ценовой комплекс Каналы сбыта; Методы и формы сбыта; документооборот; складирование, хранение, транспортировка Распределительный комплекс Реклама; Стимулирование сбыта; Личные (персональные(продажи Пабликринейшнз пропаганда (PR) Коммуникационный комплекс

 

8.7. Ценовая политика в переходный период.

Ценовая политика – это процесс установления и регулирования цен на продукцию предприятия в соответствии с целями функционирования на рынке над воздействием основных факторов. Выработка ценовой политики является одной из основных функций маркетинга. Цена – денежное выражение стоимости товара.При установлении цены определяющими являются факторы: себестоимость товара, состояние платежеспособности спроса, ожидаемая прибыль, цены конкурентов и цены заменителей, аналогов данного товара, требования органов управления и других общественных институтов, уникальность качества товара.

Цели предприятия на рынке Фиксированные: Норма прибыли; Масса прибыли; Доходность инвестиций; капитализация нефиксированные: доля рынка Анализ механизма ценообразования: Тип продукта; Тип рынка; Тип конкуренции; Ценовая эластичность спроса; Ценовые пропорции; Структура и состав издержек Выбор стратегии ценообразования: Чувствительность потребителей к цене; Система скидок; Стратегия для существования продуктов; Стратегия ценообразования для новых продуктов
Ценовая политика

 

8.8.Товарная политика и разработка маркетинговый стратегий.

Товар – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения, внимания, приобретения, использования или потребления.

По мнению Ф. Котлера существует 3 измерения товара, т.е 3 группы атрибутов:

1) товар по замыслу – основная выгода от приобретения;

2) товар в реальном исполнении – это внешнее оформление, упаковка, маркировка, ассортимент, качество и марочное название;

3) товар с поткреплением – гарантия, послепродажное обслуживание, установка, поставка и кредитование.

Любой товар имеет свой жизненный цикл (ЖЦП или ЖЦТ) – это время с момента первоначального появления товара на рынке и до прекращения его реализации.

Обычно выделяют 4 этапа: - внедрение или выведение на рынок;

- рост; - зрелость; - спад (насыщение).

Товарная политика предусматривает решения, которые принимаются в след областях:

- Что производить? (элементы продуктовой политики)

- Как долго выбранный продукт должен находиться на рынке?

- Как разрабатывать новые продукты? (планирование продукта, сбор и проверка идей)

 

8.9. Сбытовая политика предприятия.,

Сбытовую политику фирмы-изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики, капиталы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с функциями, которыми они наделены.

Прямой сбыт – связан с перемещением товаров и услуг от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Он чаще всего используется предприятиями, которые хотят контролировать свою маркетинговую программу, стремясь к тесному контакту с потребителями располагают ограниченными целевыми рынками. Фирма несет существенные внепроизводственные издержки, обусловленные необходимостью создания дорогостоящих товарных запасов, и затрачивает большое количество ресурсов на осуществление функции непосредственного доведения (продажи) товара до конечного потребителя, при этом возлагая на себя все коммерческие риски товародвижения. Вместе с тем, с позиции фирмы-производителя, преимуществом такой формы сбыта является её право на максимальный объем прибыли, какой только можно выручить от продажи производимой продукции (услуг).

Косвенный сбыт – связан с перемещением товаров и услуг от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к потребителю. Обычно используется производителями для увеличения своих рынков и объемов сбыта, тем самым отказываясь от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли прибыли.

Фирма осуществляет товародвижение посредством каналов распределения (сбыта). Канал распределения — это система, обеспечивающая доставку товара к местам продаж. В случае, когда система предусматривает участие в сбыте торговых посредников и отличие между производителем и конечным потребителем опосредованы, такая их связь носит название косвенного канала. Такие каналы строятся на использовании опыта посредников и различных форм сотрудничества с торговой сетью. Здесь фирма перекладывает значительную часть издержек по сбыту и соответствующую долю риска на формально не зависимых контрагентов, снижая контроль за товародвижением, и, как следствие, уступает им часть коммерческой выгоды. Существуют также смешанные каналы, которые объединяют черты первых двух каналов товародвижения

Стимулирование потребителей осуществляется с применением следующих методов и приемов:
- распространение образцов среди потребителей бесплатно или на пробу по принципу " в каждую дверь", по почте, раздача в магазине, приложение бесплатное к другому образцу, к рекламному приложению и др.;
- купоны, дающие право потребителю на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. Их можно рассылать по почте, печатать в газетах, рекламных приложениях;
- упаковки по льготной цене, когда по сниженной цене продают один вариант расфасовки товара, например, две пачки по одной цене, зубная щетка и бесплатная паста;
- премии — это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премия может находиться и внутри упаковки;
- конкурсы с бесплатной выдачей приза.

 

8.10.Особенности маркетинга в туризме.

В туризме объединяется торговля товаров и услуг (по оценкам практиков 75% представляют услуги, а 25% - товары). Маркетинг в туризме – это стратегия выявления и использования потребностей общества в услугах туризма в коммерческих целях. Цель маркетинга в туризме, направлена на удовлетворение соответствующих потребностей и получение прибыли компанией, предоставляющие данные услуги Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.

Туристский продукт имеет следующие особенности.• Это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), который имеет сложную систему взаимосвязей между различными видами или компонентами турпродукта.• Туристские услуги нельзя складировать или хранить, их нельзя представить в виде товарных образцов. Для оценки турпродукта нет мерных величин как, например, размеры, вес, объем, мощность и др.• Потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.• Покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления последнего, а не наоборот.• Турпродукт зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. Кроме того, прдложение отличается значительной статичностью: например, привязанностью к определенному месту (турбазу, аэропорт и т.д. невозможно перенести в другое место).• Значительное влияние на качество туристических услуг оказывают внешние факторы (погода, природные условия, политика в области туризма, международные события и т.д

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.