Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. Быт русских горожан.






Что представлял из себя дом, в котором жил горожанин? Преимущественно, это была трехкамерная постройка, состоящая из избы, сени и клети. В домах богатых людей могли входить и специальные помещения для приема гостей, отдельного проживания хозяина и хозяйки, молитвы, работы. Однако невозможно представить жилища всех этих людей без печи, причем в домах людей менее зажиточных именно печь определял ее внутреннюю планировку. Ставилась она слева или справа от входа, устьем к противоположной стене, занимала целый угол, а по диагонали от нее ставился,, красный угол” – место, где ставились иконы, туда же сажали почетных гостей. Напротив нее располагался место для стряпни и женских работ.[115] Мебель в доме был достаточно скромным: скамьи, лавки, крепившиеся к стенам и переносные стол, и все они могли использоваться для сна.[116] Набор посуд тоже не отличался своеобразием: горшки, использовавшиеся для приготовления пищи, глиняные сковородки-,, латки” для той же цели, кувшины, ковши, блюдца, сита, ложки, ножи. А вот вилки появились только во второй половине XVII века, да и то, только в домах знатных людей. Раз уж речь зашла о посуде, то я думаю не лишним будет и рассмотрение рациона русского горожанина.

Преобладала, в основном, пища растительного происхождения: зерновой хлеб (рожь, пшеница), овес, просо, ячмень, гречиха, горох. Рожь и пшеница шли преимущественно на хлеб (причем в зависимости от степени очистки муки выпекались различные ее разновид-ности) и другие виды мучных продуктов, такие как лапша. Остальные - шли на кашу, а из некоторых из них делали пиво.[117] Из огородных культур были распространены: капуста белокочанная, огурцы, свекла, лук, чеснок, хрен, редька, морковь. Шли они, в основном, на различные виды похлебок, супы, причем самым распространенным был щи. В садах и огородах также успешно выращивались яблони, вишни, малина, и, что самое интересное, дыня, который является достаточно теплолюбивым. Не мало значения приобретали и лесные продукты, такие как грибы, ягоды, орехи.[118] А вот мясо употребляли достаточно ограниченно, в основном, по причине религиозного запрета. Однако, в целом, спрос на различные виды мяса в различных регионах страны различались. Так, на севере преобладала говядина, а на юге – свинина. В связи с ограниченным употреблением мяса, куда более значимое место в рационе горожанина занимала рыба, из которых порой делали даже каши. Рыба была наиболее предпочтительна в качестве начинки для приготовления многочисленных видов пирогов, хотя в ход шли и растительные ингреди-енты. А если использовалось мясо, то его, как правило, предварительно мелко разрубали на части.[119] Для жарки использовался масло, изготовленное из коровьего молока. Из него делали сыр.

Из напитков был наиболее распространен квас, причем коме традиционных сухарей, его могли изготовлять и из других продуктов. Так, известны различные виды ягодных, фруктовых квасов. И хотя он воспринимался, в первую очередь, как напиток, из него также могли делать кушанья, например, на приготовление ботвиньи. Имелись многочисленные сорта пива и меда, причем, в ингредиент первого достаточно часто шли фрукты и ягоды. Вино же был больше всего распространен в домах уже зажиточных людей, причем преимущественно привозное, из Европы.[120] Пили напитки, в основном, из ковшей, кубков, чар, стаканов, кружек, предварительно разлитый в глиняных кувшинах.[121] Носили горожане, судя по всему, несколько комплектов одежды. Основной же элемент, присутствующий практически у всего населения, состоял из рубахи и штанов. Рубахи имелись двух родов – верхние и нижние, причем у горожанина их могло быть несколько штук и, как правило, длина их немного превышала пояс человека. На верхние и нижние подразделялись и штаны, и верхние, как правило, стоили несколько дороже нижних, поскольку делались из более лучшего материала. Из верхней одежды наибольшее распространение зипун и кафтан, и носили их как мужчины, так и женщины. В зависимос-ти от положения их владельца, они могли быть роскошными, а могли быть более грубыми, простыми. Судя, по всему, кафтан был наиболее подвержен,, моде” поскольку его шить по различной кройке. [122] Выделялась одежда для улиц, куда входил охабень, представлявший из себя неширокую распашную длинную одежду (до щиколотки). Спереди застегивался встык на петлицы. По бокам длинные разрезы от подола до рукавов. Характерной особенностью этого одеяния являлся четырёхугольный отложной воротник, который мог достигать середины спины. Шили его из богатых тканей и носили его преимущественно богатые горожане. Для не очень холодной весенней и осенней погоды носили однорядки, которые делали из сукна. Летом носили шелковые опашни, а зимой – меха, являвшейся самой нарядной одеждой горожан.[123]

Основным головным убором являлся колпак, причем, он мог быть и вязаным, и сшитым, из различных материй. Более же зажиточные горожане носили так называемые мурмолки, представлявшие из себя,, высокие шапки с плоской, расширяющиеся книзу тульей и с меховыми отворотами в виде лопастей, пристегивающийся к тулье двумя пуговицами … Изготавливались из ценных тканей”[124] Для уже зимнего времени носились меховые шапки, которые делались из различных материалов, в зависимости от положения его владельца.[125]

Куда более сложным был женский головной убор, коих насчитывалось достаточно много. Остановим свое внимание лишь на такую вещь, как кику (или кичку). Ее носили замужние женщины, как показатель своего статуса. Имела,, мягкую тулью, окруженную жесткими, расширяющимся кверху подзором, была крыта юркой шелковистой тканью, спереди имела расшитое жемчугом чело, у ушей – рясы, сзади – задок из куска бархата или собольей шкурки, закрывающей затылок и шею с боков”.[126] Носили горожанки также сороки и кокошник, но информаций об их внешнем виде в то время мало.

Обуви же были преимущественно кожаные, представлены сапогами и черевичками.[127]

Свой день горожанин начинал очень рано, летом – с восходом солнца, зимой – за несколько часов до рассвета, и всегда с молитвой. Дальше, они принимались за домашнее хозяйство: покормить скотину, принести воду, разжечь огонь в печи. Закончив эти дела, они приступали непосредственно ко службе, а некоторые – в храм.[128] К этому времени жизнь в городе стала постепенно закипать и уже к полудню в городе было уже не протолкнуться. Тогда же горожане приступают к обеду, после трапезы они отправляются на два-три часа на послеобеденный сон, достаточно важной частью русского быта. После перерыва горожане вновь возвращались к своей работе, некоторые сидели там до самого вечера. С наступлением же темноты, жизнь в городе постепенно затухала, пока на улице не становилось совсем тихо.

 

 

Заключение.

Вот и подошло к концу наше исследование и настало время подвести итог этой работы.

Русский город отличался невероятным разнообразием своих обитателей, представленны-ми практически всеми слоями населения страны. В зависимости от их положения в обществе, они могли претендовать на различные привилегии и льготы со стороны государства. В таком случае, тяжелее всего пришлось посадскому населению, оказавшиеся на самом низу городской иерархии. На их плечи легли основные бремя тяглового обложения и различного рода повинностей, для некоторых они оказались непосильными. Естественно, такое положение не устраивало многих, в их среде постоянно накапливалась атмосфера напряженности, которая рано или поздно всплескивалась наружу. Столь частое проявление недовольства стало следствием изменения народного сознания, убедившаяся в бессилии властей во время Смуты. Изменения в психологии народа нашло свое отражение даже в произведениях народного творчества, где появляется персонаж, всеми способами показывающий свой характер, личность, не желающийся подчиниться кому-либо.

В тоже время, как мы убедились, у горожан имелись свои собственные воззрения на мир, лучше всего иллюстрирующий глубину их души. Они имели те же ценности, страдали теми же пороками, которым характеризуется современный человек в принципе. Их быт отличался необычайной простотой, но и этого минимума им вполне хватало на жизнь.

Такими мы увидели русского горожанина в середине XVII столетия.

 

 

Список литературы.

Источники:

1. Соборное Уложение 1649 года // Русское законодательство X-XX веков. Т. 3. Акты земских соборов. М., 1985.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.