Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Нравы русских горожан.






 

Как смотрели на мир русские горожане? Что считалось главным в их жизни? Если уж быть откровенным, то абсолютно точного ответа на этот вопрос мы не узнаем никогда. Наше дальнейшее исследование сможет только приблизительно описать особенности жизни горожан того времени.

XVII век, как уже говорилось ранее, стал временем расцвета русского города. Столь бурный процесс развития городского поселения, судя по всему, привело к изменению в сознании горожанина, который начал все сильнее и сильнее противопоставлять себя с сельским жителем, смотреть на него откровенно свысока. Для нас в данном случае примечательна одна поговорка, гласящая:,, Городское телятко умнее деревенского дитятка”.[95] В ней мы видим достаточно плохо скрываемое презрение городского жителя над сельским обитателем. Имеются и другие высказывания, общий смысл которых заключается в идее того, что город сможет предоставить человеку намного больше возможностей и кардинально изменить его.[96] Такой взгляд на окружающую его среду рано или поздно приводило к потере горожанином некой одухотворенной связи с природой. Наоборот, все чаще поднимаются мотивы ее изменения, преобразования руками человека. И тем удивительнее для нас такой взгляд на мир, когда выясняется, что городские жители, по сути, мало чем отличались от сельских. Они следовали общим культурным традициям, у них была схожая система ценностей и т.д. Например, очень важное место в жизни горожан играл хлеб, в системе ценностей ему отводилась очень высокое место.[97] Но ведь то же самое можно сказать и о крестьянах, жизнь которых была очень тесно связана с земледельческими работами. Да и вспомним, что в городе эти занятия занимали далеко не последнее место.

Очень высоко ценился труд, умения человека, его навыки. Для городского человека эти понятия служили показателем значимости человека, ведь его профессионализм являлся своеобразной проекцией его личных качеств.[98] Ум же, в сознании русского горожанина, наравне с возрастом, являлся признаком человека, обладающий огромным жизненным опытом.[99]

Особую роль в системе ценностей горожанина играла семья, при этом роли каждых из ее членов была четко расписана. Безусловно, главенствующую роль в ней играл муж, кормильца семьи и хозяина дома. Согласно,, Домострою”, в обязанности главы семьи входили слежение за порядком в доме и забота о спасении душ домочадцев.[100] Последнее, насколько я понимаю, означало наставление ими не совершать плохих поступков.,, Господство мужчины, - пишет С.Ю Шокарев, осознавалось еще как его ответственность. В строго иерархическом старомосковском обществе глава семьи заменял царя, а царь - Бога”[101] Внешний облик этого мужа-государя мы вряд ли сможем представить без такого атрибута внешности мужчины, как борода. В сознании русского средневекового человека вообще борода играла роль воплощение мужского достоинства, при этом, данный атрибут был наиболее уместен людям уже зрелого возраста, поскольку есть свидетельства того, что молодые люди, лет по крайней мере до тридцати, его не носили, или,, пользовались” ею достаточно редко. Дополняло бороду,, дородство”, как проявление физической силы и полноты мужчины.[102]

Ответственность за жизнь и здоровье детей полностью легла уже на матери, чья роль носил общесемейный характер. В иностранных источниках, где авторы стремятся описать общество, где безраздельно господствует мужчина, очень ярко описывается униженное и подчиненное положение женщины в ней, как в качестве жены и матери. Подобные свидетельства мы встречаем, в частности, у Герберштейна, полагающий, что жестокое обращение к женщин у русских в норме. Действительно, случаев жестокости в русских семьях хватало, однако, на мой взгляд, вряд ли в этом плане русские чем-то отличались от других наций. Да случаев, когда оба супруга могли хорошо ладить друг с другом, тоже хватает. Что же касается приниженности женщин, интересную мысль выдвигает А.М. Кантор. По его мнению, в XVII наблюдался процесс, немного-немало, эмансипации женщин, нашедших свое отражение в произведениях народного творчества. Так, в них все чаще поднимается тема оправдывания женской активности в жизни, свободного отноше-ния к проявлениям их чувств, которые считаются важным аргументом их поступка. По мнению Кантора, в этом проявляются начала ренессансного взгляда горожан на мир.[103]

Сама же семья считалась обязательным элементом принадлежности человека к миру общины соседей, где каждый ее член был связан тягловыми и производственными узами. Немаловажную роль в укреплении связей между каждыми ее членами играли так называемые гостевания, когда, грубо выражаясь, соседи ходили гостить друг к другу. Это скрепляла контакты между ними, их взаимовыручку.[104] Поскольку в основу их взаимоот-ношения лежала община, то к чужакам – люди, переселившиеся из других земель, иностранцам. Свидетельства последних порой пестрят историями об пренебрежительных отношениях местного населения к ним, в частности, мы это встречаем у Олеария.[105] Многочисленные подати, поборы и произвол представителей местной администрации породило недоверие к власти. Наиболее часто эта проблема обыгрывалась в темах несправедливого суда, ярким представителем которой является такое произведение народного творчества, как,, Повесть о Шемякином суде и Ерше Ершовиче.”[106] А вот отношение к царю был несколько мягче. Как олицетворение государства, монарх пользовался большим авторитетом и потому,, поднять руку” на государя человек не мог. По большей части, его личность противопоставлялась с органами управления страной, чьи поступки, произволы, нарушения порядка являлись преступлениями против страны, следовательно, против царя.

Очень глубоко воспринималось городским человеком резкий контраст бедности и богатства. В его глазах бедный человек, это тот, кто из-за прихоти или произвола этих самых богачей был низведен до такого нищенского состояния. И лучшая для него участь – это смерть, поскольку дальше мучаться уже нет сил.[107] А вот на такое явление, как пьянство, горожанин смотрел неоднозначно. С одной стороны, он видел в этом настоящее бедствие для человека, которое может низвести человека на самое дно. С другой стороны, это качество, без которой не может обходиться личность. Естественно, такое явление русской жизни не могло не остаться незамеченным иностранными авторами, оставившие об этом многочисленные описания. Как отмечает С.Ю Шокарев, такие свидетельства вполне можно было приписать злонамеренному стремлению очернить русских, если бы не сохранившиеся многочисленные увещевания духовенства к любителям выпить.[108] Не менее часты были их обращения к царю, которые достигали большего эффекта. Власти довольно часто предпринимали попытки ограничить пьянство: вводили суровое наказание за бражничество, пытались ограничить объем их продаж. Горожанам же всячески запрещалось держать у себя производство алкоголя, разрешение на это считалось привилегией. Хмельные напитки же распространялись в специальных заведениях – кабаках, чьи доходы напрямую поступали казну. И здесь вновь проявляется двойственное отношение к пьянству, теперь уже в плане царской политики. Правительство, несмотря на то, что прекрасно видело, какое пагубное влияние на население имел это недуг, тем не менее, год от года увеличивало число питейных заведений. А иногда шли даже на отмену ограничений торговли алкоголем. Стремление хоть как-то пополнить пустеющую казну оказалась значительно сильнее желания оградить населения от распития хмельных напитков.[109] Кабаки стали местом прибежища не только пьянства, но и азартным играм, по отношению к последней власть хотя бы придерживалась более точной позиции. Не менее важным местом для русского горожанина являлась баня, то, без чего невозможно представить русское бытие. Причем горожане мылись, судя по всему, преимущественно в общественных банях, поскольку не все из них могли позволить себе домашнюю, а за их наличие взимался ежегодный оброк.[110] Считалось нормой нахождение в одном помещении как мужчин, так и женщин, хотя существовали и раздельные бани. Интересное замечание делает С.Ю. Шокарев:,, Посещение бани рассматривалось в Средние века как признак принадлежности к русской православной культуре. Отказ ходить в баню приравнивался к еретичеству”.[111] Однако, несмотря на столь,, сакральное” значение бани, в ней, как и кабаках, были широко распространены различного рода азартные игры, такие как карты, кости. Можно сказать, это было второе по популярности место их,, обитания”.

Возможно, столь частое распространение в быту таких пороков было связано с двойственным отношением горожан к понятию,, греха” вообще. Ведь с одной стороны, следование порокам ни к чему хорошему не приведет. Но с другой стороны, все люди ею подвержены, никто не может устоять перед соблазнами. В этом, похоже, проявился своеобразный протест против церкви, потерявший в глазах мирян свой авторитет. Причиной этого, по мнению Кантора, стала реформа церкви, приведшей к расколу страны, а также то, что святые отцы потеряли последние остатки святости.[112] Пессимистический взгляд русского горожанина на церковь отобразилась во многочисленных произведениях, где высмеивается духовенство:,, Сказ о попе Савве и его великой славе”,,, Калязинская челобитная” и т.д. Но самым ярким из них, на мой взгляд, является,, Повесть о бражнике”, где главный герой, далеко не самый праведный человек, доказывает святым отцам, что ему положено место в раю. О том, насколько упала в глазах жителей церковь, можно судит по тому, что в споре между святыми отцами, главный герой смеет даже перечить им.[113] В этом персонаже, на мой взгляд, проявляется одна из особенностей мировоззрения и сознания русского человека – он показывает, проявляет свой характер, а ведь именно таким было все общество в XVII веке, многочисленными волнениями, бунтами, восстаниями показывая свой характер, свое стремление к неподчинению властям.

Однако, даже несмотря на падение своего авторитета, церковь продолжал играть огромную роль в жизни горожанина. Ведь регулярное ее посещение по-прежнему считалось признаком благочестия человека, да и кроме того, церковь мог играть роль места встречи, где горожане могли пообщаться, посмотреть на людей.[114]

Как мы видим, русский горожанин обладал достаточно разнообразным внутренним миром У него имелись свои представления ценности, добре и зле. Самыми главными вещами для него было наличие своего хозяйства и дома, материальный достаток и, что само собой разумеющийся, семьи.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.