Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовенство.






Численность духовенства к середине XVII столетия остается неизвестным. Лишь по косвенным данным установлено, что к концу века их число достигло примерно 140 тысяч человек.[26] Политическое и, можно так сказать, культурное значение церкви для государства предопределило его положение в социальной структуре общества. Он превратился в крупного земельного собственника, чьи владения только увеличивались год от года, и это несмотря на попытки правительства ограничить или даже подорвать могущество духовенства. Так, за период 1653 по 1700 число дворов, находившиеся во владении только у епархии, увеличилось с 17, 3 тыс. по 29, 9 тыс.[27] Такой прирост объяснялся достаточно частной практикой пожалованья вотчин и приписания монастырей новообразованной епархии, возглавляемый архиереем. При этом, не стоит забывать, что порой сами монастыри являлись собственниками земель. Таким образом, ему доставались огромные владения.[28]

В городе данная группа населения страны была представлена как белым, так и черным духовенством, причем численность последних в некоторых городах была достаточно значительной. Это объяснялось тем, что монастыри, хотя и строились на определенном расстоянии от города, но со временем, вместе со своими слободами, все-таки входили в состав городского поселения. Если же этого не происходило, то монастырское поселение становилось своеобразным городом-спутником и играл роль,, щита”, прикрывающий своего соседа в случае вражеского нашествия.[29] Учитывая близость города от монастыря, вряд ли мы сможем ожидать, что монахи монашки вели замкнутую жизнь. Стоит также учесть, что достаточное количество представителей черного духовенства сами являлись выходцами из посадского населения, и ожидать от них полного прерывания контакта с прежней мирской жизнью не стоит. Но куда более тесную связь с посадским населением вели представители белого духовенства, селившиеся в,, белых свободах”. Они активно принимали участия во всех сторонах жизни горожан, начиная от крестин до похорон. Жили они не так богато, как, например представители привилегированного купечества, и потому, их быт имел много чего общего с остальным населением города. [30]

Духовенство обладало привилегией в плане тяглового обложения. Корни такого положения, судя по всему, лежали еще во времена ордынского ига, когда церковь была освобождена от платежей и, возможно, ряд ордынских документов к XVII веку еще имели какую-то силу. От прямых налогов, в частности, были освобождены патриаршие, митрополичьи, архиепископские и монастырские дворы. Такое же послабление касалось и белого духовенства, один из владельцев дворов в,, белых слободах”. Но самое главное, от платежей были, фактически, освобождены жители этих самых дворов.[31] Это, кстати, еще сыграет свою роль во взаимоотношении обитателей посада и этих слобод, и, в конце концов, приведет к ликвидации последнего, но речь об этом зайдет несколько позже. Однако тучи над духовенством уже начали сгущаться. Со второй половины столетия правительство начинает предпринимать ряд мер, направленные на ограничения этого сословия. Первым серьезным шагом на этом направлении стало обязывания части духовенства тянуть тягло, а в 1660 году и вовсе было приказано взять их на ратную службу, хотя от этого вскоре отказались.[32] Позицию правительства нам можно понять. Постоянные войны легли обременительной ношей на государственную казну, и государство проявляло прямо таки изобретательность, выискивая новые средства для ее пополнения. Недостаток в людских ресурсах тоже было ощутимым. Но больше всего правительство было озабочено недостатком свободных земель, для раздачи в поместья, а их то как раз было много именно у духовенства. Еще в 1630 царским указом было запрещено вклады вотчинных земель в монастыри или церкви. Но куда более серьезные меры касались ограничения ранее выданных духовенством привилегий – так называемых тарханных грамот.[33] В них, в частности, содержались следующие послабления: они освобождались от ряда сборов повинностей, обязанностей в пользу дворца, ну и, естественно, различных платежей. Такие грамоты продолжались выдаваться и на протяжении всего XVII столетия, однако в них правительство уже оговаривало условия, по которому имели право взимать с них платежи.[34] Нередко им приходилось отправлять людей на городовые и острожные дела, на них же также стали лежать обязанности отправлений ямских денег и содержании стрелецкого войска. Так, в плане обложения, они, по сути, в некоторой степени уравнялись в своем положении со всем остальным населением. Указами же от 1672 и 1677 годов податные привилегии духовенства ликвидировались[35], тем самым, сделав серьезный шаг на пути ограничения власти церкви.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.