Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБЩЕСТВО. «В мире общественности, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос» (Бердяев Н






 

«В мире общественности, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С.

 

«Есть два понимания общества и два пути его. Или общество понимается как природа, или об­щество понимается как дух. Или общество строится как природа, согласно зако­нам природы, или оно стро­ится как духовная реальность. Этим определяются общественные идеалы и харак­тер общественной борьбы. Общество как природа нахо­дится во власти необходимости, движется борьбой за преоблада­ние и господство, в нем происходит естественный отбор силь­ных, оно строится на принципах автори­тета и принуждения, и отношения в нем определяются как объектные. Общество как дух дви­жется исканием свободы, оно основывается на принципе личности и отношениях субъ­ектных, оно движется желанием, чтобы любовь и милосердие были в основании строе­ния общества. Общество как природа покорна закону мира. Общество как дух хочет быть покорным закону Бога» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.269)

 

«Свобода человека в том, что кроме царства Кесаря существует ее царство Духа. Суще­ствование Бога обнаруживается в существовании духа в человеке. И Бог не походит ни на силу природы, ни на власть в обществе и государстве» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.299)

 

««Мировая гармония» совсем не применима к этому миру, это – ложная идея, прикрывающая зло и неправду. Этот мир терзается злобной ненавистью и жестокой враждой. Человеческая ис­тория являет неприглядную картину беспощадной войны лю­дей, племен, классов. Мир между людьми есть лишь краткий миг, передышка, и pax romana недолго длился. Образ мировой гар­монии есть образ умопо­стигаемого мира, упреждающий преображение мира» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.236)

 

«В политике нет ничего священного и есть много преступного. Ее десакрализация есть настоящий процесс освобождения человека» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995. С. 237)

 

«Историческая действительность не есть замкнутая действительность, не есть тюрьма под железными затворами. Существуют прорывы в исторической действительности в высшую духовную действительность, переливы энергии трех измерений в четвертое измерение. Эти прорывы нарушают все рационалистические учения об историческим процессе разбивают все закономерности рациональных социологий. В мировом историческом процессе действуют не только имманентные ему духовные силы, но и силы таинственные и мистические, не поддающиеся никакому учету: и благодатные, и темные силы» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С. 263).

 

«Царство Божье за историей и над историей, но не в истории. Оно – всегда четвертое измерение по сравнению с тремя измерениями истории. Нельзя искать четвертое измерение внутри трех измерений пространства» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С. 262).

 

2. КОЛЛЕКТИВИЗМ И КОММЮНОТАРНОСТЬ

 

«Коллективизм есть принудительная организация общения, признание коллектива осо­бенной реальностью, стоящей над человеческой личностью и угнетающей её своим ав­торитетом. Коммюнотарность есть осуществление полноты свободной жизни личностей. В жизни религиозной это и есть соборность, всегда предполагающая сво­боду. Коллективизм же есть пе­рерождение и деформация человеческого сознания и со­вести, отчуждение сознания и совести, подчинение человека фиктивной, неподлинной реальности» (Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. Спб.: РХГУ, 1996 с.23-24)

 

«Общество существует не только памятью, но и подражанием. Между людьми существует связующее их общее, но это общее находится в отношениях людей, оно не находится вне людей и над людьми. И между поколениями, не живущими уже в данном отрезке времени есть связующее нас и их общее, но это общее определяется не тем, что они принадлежат к общественному организму, составляя его части, * это есть экзистенциальная общность, преодолевающая разрыв времени, которая лишь объективируется в обществе. Реально нечто общее, а общность человеческого существования. Прошлое всегда продолжает жить и действовать. И это имеет двойное значение, положительное и отрицательное» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.65-66)

 

2. ГОСУДАРСТВО И БЮРОКРАТИЯ

 

«Бесспорно, начало власти связано с существованием зла. И это в двойном смысле. Власть принуждена бороться с проявлением зла; в этом её функция. Но она и сама сеет зло и бывает новым источником зла» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.316)

«Государственная власть может очень рационально править народом, но само начало власти совершенно иррационально. Дар людей власти заключается в способности ко внушению. Властвует тот, кто ввергает народные массы в гипнотическое состояние. Пропаганда играет здесь такую колоссальную роль, она есть вульгарная форма гипнотизирования» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.315)

 

«… в действительности договоры и рациональные объяснения не играют никакой роли, все формы власти опираются на подсознательные коллективные чувства и страсти, если не опираются на религиозные верования» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.316)

 

«Совершенно ошибочна точка зрения, которая видит в политической жизни самые ко­рыстные чувства людей и социальных групп. Так называемые интересы социальных групп сплошь и рядом носят совершенно иррациональный, противный всякому разумному расчету характер» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.315)

 

«Бюрократию образует какой угодно социальный строй. Революция свергает старую бюрократию и немедленно создает новую, еще более расширенную и нередко пользуется для этого кадрами старой бюрократии, готовой служить какому угодно ре­жиму. Судьба Талейрана и Фуше символична. Русская коммунистическая революция создала небывалую по своим размерам и силе бюрократию. Это есть образование новой буржуазии, или новой пролетарской аристократии» ((Бердяев Н.А. Царство Духа и цар­ство Кесаря. М., 1995.С.124)

 

«Можно установить три идеи: мировая империя (римская империя Карла Великого, империя Наполеона); множество суверенных наций-государств, стремящихся к состоянию равновесия; мировая федерация свободных наций, отказавшихся от суверенитета и согласных подчиниться мировой организации. Только к последнему должно стремиться, но это предполагает радикальное, духовное и социальное изменение» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.317)

 

3. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.

 

«Личность ни на одно мгновение не становится частью какого-то организма, какого-то органического целого. Никакой органичности, целостности, тоталитарности в обществе не су­ществует, общество всегда частично, и утверждение за общественным образова­нием целостной органичности есть ложная сакрализация относительных вещей» (Бер­дяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.63.)

 

«Не общество есть организм, а человек есть организм. В основании организации обще­ства должна быть положена идея целостного человека, а не целостного общества» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.64)

 

«В человеческой личности есть много родового, принадлежащего человеческому роду, много исто­рического, традиционного, социального, классового, семейного, много на­следственного и подража­тельного, много «общего». Но это именно и есть не «личное» в личности. «Личное» оригинально, связано с первоисточником, подлинно. Личность должна совершать самобытные, оригинальные, творческие акты, и это только и делает ее личностью, составляет единственную ценность. Личность должна быть исключе­нием, никакой закон не применим к ней» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.14)

 

«Личность в человеке есть победа над детерминацией социальной группы. Личность не есть субстан­ция, а акт, творческий акт. Всякий акт есть творческий акт, не творческий акт есть пас­сив­ность» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.14)

 

«Личность не есть биологическая или психологическая категория, но категория этическая и ду­ховная. Она не может быть отождествляема с душой. Личность имеет стихийно-бессознатель­ную ос­нову» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.15)

 

«Личности человека нет, если нет бытия, выше ее стоящего, если нет того горнего мира, к ко­торому она должна восходить. Личности нет, если нет сверхличных ценностей, и личности нет, если она есть лишь средство сверхличных ценностей.. От­ношение личности к универсальному совсем не есть от­ношение к родовому, общему» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.22)

 

«Универсальное находится не в идеальной сверхличной сфере, а в личности, принадлежащей к экзи­стенциальному плану. Универсальное и так называемые сверхличные ценности принадлежат не миру объективности, а миру субъективности. Объективация универсальных ценностей и порождает раб­ство человека» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.22)

 

«Непреодолимые противоречия связаны с понятием Бога, с идеей Бога, образованной путем объекти­вации. Одинаково неверно было бы сказать, что Бог есть универсальное и что Бог есть сингулярное, индивидуальное. Различие между универсальным и сингулярным находится в плане объективации, но не Бог находится в плане объектива­ции, он находится в плане экзистенциальном, в опыте транс­цендирования. Отношение между человеком и Богом не есть отношение каузальное, ни отношение частного и об­щего, ни отношение средства и цели, ни от­ношение раба и господина, оно не походит ни на что, взятое из объективного мира, природного и социального, это отношение ни­чему не анало­гично в этом мире. Бог не существует, как нахо­дящаяся надо мною объ­ективная реальность, как объ­ективация идеи, Он существует, как экзи­стенциальная встреча; как трансцендирование, и в этой встрече Бог есть личность» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.23)

«Разорванность объективированной социальной жизни людей ведет к тому, что людям предлагают или свободу без хлеба или хлеб без свободы. Сочетание же хлеба и свободы есть самое трудное задание и высшая правда» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.268)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.