Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менталитет






 

«Для управления людьми и народами нужна ложь, фикции… Народы не могут существовать без ми­фов, без мифов не может существовать власть и управлять человеческими обществами. Мифы соеди­няют, покоряют, вдохновляют, через них ох­раняются общества и через них дела­ются революции» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.238.)

 

«Люди чаще, чем думают, живут в царстве абстракций, фикций, мифов. Самые рациональные люди живут мифами. Самый рационализм есть один из мифов. Рациональная абстракция легко превраща­ется в миф… Разум рационализма есть один из мифов» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.292)

 

«Человек есть существо бессознательно хитрое и не вполне «нормальное», и он легко обманывает себя и других, более всего самого себя. Создание особенного мировоззре­ния, часть иллюзорного мировоззрения в зависимости от направленности сознания имеет характер прагматический, которого не имеет познание истинной реальности» ((Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.292-293)

 

«… самое важное понять, что в процессе объективации, которой подвергается историческая и социальная жизнь человека, Дух символизируется, а не реализуется. Источник символизации в том, что даются лишь прообразы грядущей реализации, знаки иного мира. Но символизация за­ковывает, когда её считают уже реализацией. В глубоком смысле слова и культ, и культура символичны. Но в них дан путь к реализации, если этот символизм не рассматривается статически, как окончательная за­вершенность. Подлинная эпоха Духа будет уже не символиче­ской, а реалистической. И к ней всегда прорывались люди духа.

Очень важно понять различие символизацией и объективацией. Символизация всегда дает знаки иного, она не остается в замкнутости этого мира. Но символизация не есть настоящая реализация, и огромное значение имеет понять, что она не есть реализация, что в ней есть от­светы иного мира, есть прообразы преображения этого мира. Ничего этого нет в объективации, в ней нет знаков иного. Она вовлекает в тяжесть и необходимость этого, феноменального мира, который сам есть продукт объективации. Объективация есть приспособление к состоянию этого мира, есть уступка свободы духа необходимости мира, есть отчуждение и охлаждение. Это происходит с религиозной жизнью вообще и с христианством» (Бердяев Н.А. Истина и от­кровение. Пролегомены к критике Откровения. Спб.: РХГУ, 1996 с.148-149)

 

«Но в утопии есть динамическая сила, она концентрирует и напрягает энергию борьбы, и в разгар борьбы идеологии не утопические оказываются слабее. Утопия всегда за­ключает в себе замысел целостного, тоталитарного устроения жизни. По сравнению с утопией другие теории и направления оказываются частичными и потому менее вдох­новляющими. В этом притягательность утопии и в этом опасность рабства, которое она собою несет» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С.124)

 

«Но умирает не только символическая культура, потрясена в своих основах техниче­ская инду­стриальная цивилизация, она * погибает от созданных ею сил. Человек раз­давлен собствен­ными открытиями и изобретениями, к которым мало приспособлена его природа, формирован­ная совсем в другую эпоху. Романтический возврат к состоянию, предшествующему технике, машине, индустриализации человеческой жизни, невозможен. Но это ставит вопрос о развитии и обнаружении духовных сил в человеке, которым овладели и подчинили себе выпущенные на свободу не демоны природы, а демоны техники и машины.

Над современным человеком господствует не варварство лесов, как в прошлом, а вар­варство самой цивилизации. Жизнь человеческая оказалась объективированной, депер­сонализирован­ной до потери самого образа человека. Мы свидетели гибели целой ци­вилизации, основанной на ложных началах. Испытание может прийти только от откро­вения, идущего из глубины Духа. Кончается теллурическая эпоха, связанная с землей, и человек брошен в космическое пространство» (Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. Спб.: РХГЦ, 1996 с.151)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.