Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БОГДАНОВ А.А. (1873-1928)






 

Александр Александрович Богданов – выдающийся русский философ и социолог, рево­люционер, литератор. Был исключен из Московского университета за участие в наро­довольческом Союзе Северных землячеств, был сослан в Тулу. В 1899 году закончил медицинский факультет Харьковского университета. В 1894 году был в Швейцарии, потом работал в Петербурге, арестован и выслан за границу, но вернулся в Россию не­легально. С 1907 году за границей, активно участвовал в социал-демократическом дви­жении, входил в редакции большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», был одним из редакторов газеты «Новая жизнь». В 1914 году вернулся, пошел на фронт врачом. После революции читал лекции по экономике в Московском университете. В 1918 году был одним из организаторов «Пролеткульта». В 1920 году разработал модель планирования народного хозяйства. Член президиума Коммунистической академии (1918-1926). С 1921 года посвятил себя исследованиям в области гематологии и геронтологии. В 1923 году арестовывался. С 1926 года директор основанного им пер­вого в мире Института переливания крови. Умер в результате поставленного на себе эксперимента по переливанию крови. Автор романов - утопий: «Красная звезда» (1908), «Инженер Мэнни» (1912). В общем, - личность уникальная.

Сейчас считается основателем «системологии», которая в западной тради­ции закреплена за именем Берталанфи. Но это поверхностная оценка его творчества. Прин­цип создания «организационной науки» – «тектологии» значи­тельно шире по масштабу и замыслу.

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЗНАНИЯ

 

Богданов в «Философии живого опыта» приводит пример из одной философской ра­боты рабочего, которую он прислал А. Богданову. Мысль этого рабочего интересна. Он сравниал философию с напильником. Если напильник износился, то его меняют на дру­гой. Но это не значит, что прежний напильник был плох, - он сделал свою работу, - он вошел в человеческий опыт.. И Богданов делает вывод: «… философская истина, как и всякая иная, - орудие для жизни. Она есть именно орудие общего рководства человеческой практикой, подобно тому как компас и географическая карта – орудия руководства в путешествиях» (Богданов А. Философия живого опыта. Пг., 1923. С.18)

 

Существует разные философии, каждый человек имеет свою философию, но, по словам богданова, - наиболее совершенная форма – это научная философия.

 

ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ

 

Вот что пишет Богданов: «Речь по существу своему есть процесс организационный, и притом универсального характера. Посредством нее организуется всякая практика лю­дей в их сотрудничестве: при помощи слова устанавливаются общие цели и общие средства, определяются место и функции каждого сотрудника, намечается последова­тельность действий и т.д. Но посредством речи организуется и все познание, все мыш­ление людей. При помощи слов опыт передается между людьми, собирается, концентрируется; его «логическая» обработка имеет дело с словесными знаками.

Речь – это первичный тектологический метод, выработанный * жизнью человечества; она, по­этому, живое доказательство возможности тектологии» (Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книга 1. М., 1989. С.110-111)

 

«Язык – организационное орудие, посредством которого координируется человеческая деятельность во всех её проявлениях» (Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книга 2. М., 1989 с.60)

 

«… из трудовых криков, непроизвольных звуков, сопровождающих разные акты кол­лективной работы, развиваются слова-понятия, которые служат обозначением этих ак­тов» (Богданов А. Философия живого опыта. Пг., 1923. С.38)

 

Богданов А.А.: «… дикарь, живя в общине, организованной на властном руководстве и пассивном подчинении, мыслит, т.е. организует в своем сознании, весь мир по этому способу – властный «бог» и подчиненные ему люди и вещи; а также и человека и дру­гие предметы, он мыс­ленно организует из властной, руководящей «души» и пассивного «тела» (Богданов А.А. Тек­тология. Всеобщая организационная наука. Книга 1. М., 1989. с.102)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.